Решение по делу № 33-8083/2024 от 01.07.2024

Судья Порядина А.А. дело № 33-8083/2024

24RS0002-01-2023-003562-71

2.219

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2024 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Ашихминой Е.Ю.,

судей Левицкой Ю.В., Черновой Т.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Голомазовой А.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Левицкой Ю.В. гражданское дело по иску заместителя Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоРесурс», администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения в эксплуатации здания котельной,

по апелляционной жалобе представителя администрации Ачинского района Красноярского края Журбина Е.Р.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 18 апреля 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоРесурс» (ИНН 2443053830), в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушения в эксплуатации здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

-    разработать график и осуществлять вибродиагностический контроль электродвигателей питательных и циркуляционных насосов, двигателей дымососов, двигателей вентилятора поддува, при вводе в эксплуатацию из монтажа, перед выводом в ремонт и после капитального ремонта, а также в процессе эксплуатации (мониторинг) котельной;

-    заключить договор со специализированной организацией по подготовке воды для подпитки котлов, а также организации внутрикотлового водно-химического режима;

-    утвердить график химического контроля за водно-химическим режимом котельных и тепловых сетей;

- установить на предохранительных клапанах котлов таблички с указанием: давления срабатывания, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания;

-    провести мероприятия по защите от коррозии металлических трубопроводов котельной (покрасить трубопроводы специальным средством против коррозии металла);

-    составить акты по ревизии и настройке предохранительных устройств водогрейных котлов в котельной;

- заместителю ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок организации пройти проверку знаний в Енисейском управлении Ростехнадзора;

- с персоналом котельной провести противоаварийные и противопожарные тренировки;

- разработать и утвердить график о закреплении порядка обходов и осмотров рабочих мест персонала котельной.

В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоРесурс» о возложении обязанностей: заключить договор со специализированной организацией с целью проведения технического освидетельствования тепловых энергоустановок котельной; персоналу, эксплуатирующему тепловые энергоустановки пройти проверку знаний в Енисейским Управлении Ростехнадзора; разработать и утвердить распорядительный документ по организации рабочей комиссии по приемке тепловых энергоустановок из капитального ремонта; разработать и утвердить распорядительный документ о назначении комиссии на предприятии по проведению технического освидетельствования тепловых энергоустановок; разработать и утвердить распорядительный документ о назначении ответственного лица за осуществлением систематического контроля за зданиями и сооружениями; разработать и утвердить перечень необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, необходимых на рабочем месте персонала; назначить заместителя руководителя ответственного за электрохозяйство организации, в отношении котельной, расположенной по адресу: <адрес>, отказать.

Обязать администрацию Ачинского района Красноярского края (ИНН 2402002403), в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушения в эксплуатации здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

-    установить приборы учета тепловой энергии на котельной;

-    установить ограждение территории котельной;

- провести очередные измерения сопротивления изоляции электропроводки, в том числе осветительной сети;

-    разработать и утвердить техническое решение и технологическую схему по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной;

-    организовать проведение специализированной организацией визуально-инструментального обследования металлической дымовой трубы котельной.

Обязать администрацию Ачинского района Красноярского края (ИНН 2402002403), в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение в эксплуатации здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: установить второй источник электроснабжения котельной.

В удовлетворении исковых требований к администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности оформить допуск в эксплуатацию котлов №1,2,3 котельной в <адрес>, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия    

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТеплоВодоРесурс» (далее ООО «ТВР»), администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения в эксплуатации здания котельной, расположенной по адресу: <адрес>, а именно, обязать ООО «ТВР», обязать совершить действия.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки готовности ресурсоснабжающих организаций к подготовке к отопительному сезону 2023-2024 г.г. установлено, что указанная котельная, собственником которой является администрация Ачинского района Красноярского края, осуществляет услугу по теплоснабжению жилых домов пос. Причулымский Ачинского района, на основании договора аренды передана во временное пользование ООО «ТВР». В ходе проведенных совместно с инспекторами Енисейского управления Ростехнадзора проверок 28.06.2023 и 30.08.2023 установлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 (далее – ПТЭ ТЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 №811 (далее – ПТЭЭПЭЭ), не устранение которых может повлечь аварийную ситуацию, что вызовет неблагоприятные последствия, в том числе угрожающие жизни и здоровью населения пос. Причулымский, получающего отопление от данной котельной.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Ачинского района Красноярского края Журбин Е.Р. просит решение отменить. Ссылается на то, что устанавливая обязанность по установке второго источника электроснабжения котельной, суд не учел, что Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, на которые ссылается суд в решении, не были зарегистрированы Минюстом России, в связи с чем не подлежат обязательному применению. Относительно требования об установке приборов учета тепловой энергии на котельной, ссылается на то, что котельная введена в эксплуатацию в 1978 году, в связи с чем установка приборов учета ввиду ее производственно-технологических и конструктивных условий и особенностей не требуется, допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя расчетным путем. Также ссылается на то, что в силу Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 12.08.2022 № 811, на собственника не возлагается обязанность проведения очередных измерений сопротивления изоляции электропроводки, в том числе осветительной сети. Потребителем электрической энергии является ООО «ТеплоВодоРесурс», в связи с чем требование истца о возложении обязанности по проведению очередных измерений сопротивления изоляции электропроводки на администрацию необоснованно. В отношении возложения обязанности по разработке и утверждению технического решения и технологической схемы по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной, полагает, что данная обязанность также быть возложена на эксплуатирующую организацию ООО «ТеплоВодоРесурс», поскольку консервация это один из видов эксплуатации тепловых энергоустановок. Возложение указанной обязанности на администрацию Ачинского района как на собственника спорной котельной считает незаконным и необоснованным. В отношении обязанности по заключению договора со специализированной организацией, полагает, что данная обязанность, возложенная судом, является неконкретизированной и неисполнимой, поскольку фактически не определено какая именно организация законодательно соответствует понятию «специализированной организации». Кроме того, ссылается на то, что требования, содержащиеся в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204, на которые ссылается суд в решении, в силу ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» не применяются, поскольку данные Правила вступили в силу до 01.01.2020.

Заместителем прокурора Ачинской городской прокуратуры поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение оставить без изменения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации Ачинского района Красноярского края Журбина Е.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального истца прокурора Красноярской краевой прокуратуры Дозорцевой М.В., представителя третьего лица Енисейского управления Ростехнадзора Наумкина В.С., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения принятого судом решения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Часть 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ачинской городской прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения ресурсоснабжающими организациями действующего законодательства в котельной, расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых установок, утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115.

В рамках проведения проверки главным государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора составлены справки №11 от 30.06.2023, №15 от 30.08.2023, согласно которым выявлены следующие нарушения: отсутствует разработанное и утвержденное техническое решение и технологическая схема по проведению консервации оборудования энергоустановок, не осуществляется вибродинамический контроль при вводе в эксплуатацию, отсутствуют приборы учета тепловой энергии, не предоставлены документы об определении специализированной организацией способа подготовки воды для подпитки котлов, нет графика химического контроля за водно-химическим режимом котельных, здание котельной не содержится в исправном состоянии, обеспечивающим надежное использование, отсутствует ограждение территории, не проведены мероприятия по защите от коррозии металлических конструкций, отсутствует инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлической дымовой трубы 1 раз в 3 года с привлечением специализированной организации, не провидится контроль за температурой уходящих газов, не проводится техническое освидетельствование тепловых установок.

Спорное сооружение - нежилое здание котельной и дымовая труба, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности муниципального образования Ачинский район Красноярского края. Котельная введена в эксплуатацию с 1978 года.

На основании договора аренды №8 от 01.08.2023, заключенного с Администрацией Ачинского района Красноярского края в лице МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района, спорная котельная передана во временное владение за плату арендатору ООО «ТеплоВодоРесурс» на срок с 01.08.2023 по 29.07.2024.

В соответствии с п.п. 3.2.4, 3.2.5 указанного договора аренды на арендодателя – администрацию Ачинского района Красноярского края, возложена обязанность по капитальному ремонту имущества за счет средств краевого и местного бюджета, а также ответственность за недостатки вещи, не оговоренные при заключении договора аренды.

Пунктами 3.4.4, 3.4.5, 3.4.6 договора аренды на арендатора – ООО «ТеплоВодоРесурс» возложены обязанности: обеспечивать сохранность переданных в аренду объектов, соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию объектов, эксплуатировать арендуемые объекты в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, содержать объекты в исправном состоянии (производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы по содержанию арендуемых объектов).

Согласно акту проверки готовности к отопительному сезону 2023/2024 от 31.10.2023, ООО «ТеплоВодоРесурс» не устранены 20 из 36 выявленных нарушений.

Удовлетворяя исковые требования Ачинской городской прокуратуры, суд первой инстанции исходил из того, что материалами гражданского дела подтверждается наличие нарушений при эксплуатации котельной по адресу: <адрес>, данные нарушения не были устранены в полном объеме, что может повлечь неблагоприятные последствия и вызвать аварийную ситуацию.

Разрешая исковые требования, предъявленные к ООО «ТеплоВодоРесурс», суд первой инстанции, руководствуясь Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, исходя из того, что ООО «ТеплоВодоРесурс» является арендатором спорной котельной, в силу чего обязалось соблюдать предъявляемые требования к эксплуатации арендуемых объектов и содержать их в исправном состоянии, пришел к выводу о том, что на ООО «ТеплоВодоРесурс» подлежат возложению обязанности, изложенные в резолютивной части решения суда.

Решение суда в части возложения обязанностей по устранению нарушений при эксплуатации здания котельной на ООО «ТеплоВодоРесурс» сторонами не обжалуется, в силу чего предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Разрешая требования прокурора, предъявленные к администрации Ачинского района Красноярского края, суд первой инстанции исходил из того, что на администрацию, как на собственника спорной котельной, возложено бремя содержания имущества, при этом администрацией не соблюдены установленные Правилами №115 требования к надлежащему техническому и санитарному состоянию здания для размещения тепловых энергоустановок и сооружения котельной, в силу чего на администрацию Ачинского района подлежат возложению обязанности по установлению ограждения котельной, по обеспечению проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы с привлечением специализированной организации, а также обязанности по разработке и утверждению технического решения и технологической схемы по проведению консервации оборудования.

Кроме того, суд, с учетом требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 №811, возложил на собственника спорной котельной – Администрацию Ачинского района обязанность по проведению очередных измерений сопротивления изоляции электропроводки, в том числе осветительной сети указанной котельной. Отклоняя доводы представителя Администрации в этой части, суд указал на то, что данные требования в силу ст. 210 ГК РФ подлежат возложению на собственника.

Разрешая требования о возложении обязанности установить второй источник электроснабжения, суд первой инстанции исходил из того, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, относится к котельным второй категории по надежности отпуска тепловой энергии, электроснабжение которых устанавливается по второй категории. В силу Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 №204, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых источников питания, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что требование об обязании Администрацию обеспечить котельную вторым источником питания является обоснованным.

Требование об обязании установить прибор учета тепловой энергии на котельной в <адрес> суд, руководствуясь положениями ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», также счел обоснованным, с учетом того, что Администрацией учет производимых и передаваемых энергетических ресурсов не обеспечен.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным согласиться с решением суда первой инстанции.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о незаконности возложения на администрацию обязанности по установке второго источника электроснабжения в спорной котельной, судебная коллегия принимает во внимание следующее.

Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.

В силу пункта 1.3 указанных Правил электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

В соответствии с пунктом 4.8 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 944/пр, потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории: первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещении ниже предусмотренных действующими нормативными документами (больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.). Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч: - жилые и общественные здания - до 12 °C; - промышленные здания - до 8 °C. Третья категория - все остальные потребители.

В соответствии с пунктом 4.9 указанного Свода правил, котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категорий. К первой категории относят котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения, обеспечивающей потребителей первой категории, не имеющей резервных источников тепловой энергии. Вторая категория - все остальные котельные.

Аналогичные условия были установлены «СНиП II-35-76. Строительные нормы и правила. Котельные установки», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229.

Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее - ПУЭ).

Согласно пункту 1.2.18 ПУЭ в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу пунктов 1.2.19, 1.2.20, 1.2.21 ПУЭ электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.

Согласно представленному администрацией Ачинского района перечню объектов социальной инфраструктуры, теплоснабжение которых обеспечивается спорной котельной, в состав таких объектов согласно Схеме теплоснабжения муниципального образования Причулымский сельсовет на период 2014 – 2029 годы относятся социально-значимые объекты: Причулымская средняя школа, Причулымский детский сад, Причулымский СДК, Нагорновская больница, отделение АО «Почта России».

Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что электроустановки котельной по надежности электроснабжения относятся не ниже чем ко второй категории, а, значит, в силу пунктов 1.2.19, 1.2.20 ПУЭ такие котельные должны быть обеспечены независимым резервным источником снабжения электрической энергией.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, не были зарегистрированы Минюстом России судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждаются (Письмо Минюста России от 12.08.2002 N 07/7673-ЮД), в связи с чем оценка их характера как рекомендательного не может быть принята во внимание.

Доводы жалобы о незаконности возложения на администрацию обязанности по оборудованию котельной приборами учета тепловой энергии, судебная коллегия также отклоняет в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Часть 5 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении» обязывает владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В силу части 9 статьи 13 названного Федерального закона с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 1 и частью 5 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии.

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пункту 20 Правил на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом того, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, узлами учета тепловой энергии не оборудована, ответчиком мер к устранению данного нарушения не предпринято, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию Ачинского района обязанности по установке в котельной приборов учета следует признать правильным.

Ссылка в жалобе на то, что на момент ввода котельной в эксплуатацию в 1978 году обязательных требований о наличии приборов учета тепловой энергии законодательством предусмотрено не было, отклоняется, поскольку, как указано выше, в силу части 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении...» соответствующая обязанность возложена на организации, осуществляющие снабжение тепловой энергией, с 01.07.2010.

Доводы о возможности учета тепловой энергии расчетным путем судебной коллегией отклоняются, поскольку установление приборов учета необходимо в целях осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

Таким образом, выявленные нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства затрагивают права именно неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанности по проведению очередных измерений сопротивления изоляции электропроводки, по разработке и утверждению технического решения и технологической схемы по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной следует возложить на эксплуатирующую организацию ООО «ТеплоВодоРесурс», на обоснованность выводов суда о возложении данных обязанностей на Администрацию не влияют.

Из материалов дела следует, что договор аренды котельной с ООО «ТеплоВодоРесурс» был заключен на срок до 29.07.2024. Долгосрочного договора аренды, концессионного соглашения в отношении спорной котельной указанной котельной не заключено.

При указанных обстоятельствах, неисполнение собственником обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества в технически исправном состоянии влечет возможность существенного нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, создает угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем возложение данных обязанностей на администрации судебная коллегия находит обоснованным.

Доводы представителя администрации Ачинского района о необоснованном возложении обязанности по заключению договора со специализированной организацией с целью инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы, со ссылкой на то, что понятие специализированной организации законодательно не урегулировано, на законность принятого судом решения не влияют.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае возможно руководствоваться разъяснениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2017 № 10-00-12/2529, согласно которым под специализированной организацией можно понимать организацию, для которой рассматриваемый вид деятельности является основным. Специализированная организация должна иметь материально-техническую базу, средства контроля и измерения, необходимые для выполнения соответствующих работ. Кроме того, персонал специализированной организации должен быть аттестован, пройти проверку знаний, а также иметь соответствующее образование и опыт работы по специальности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования, содержащиеся в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204, в силу ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» не применяются, поскольку данные Правила вступили в силу до 01.01.2020, судебная коллегия полагает несостоятельными.

В части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательных требованиях) указано, что Правительством Российской Федерации до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно части 2 статьи 15 Закона об обязательных требованиях, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона об обязательных требованиях, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 01.01.2021 несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 01.01.2020.

В силу части 4 статьи 15 Закона об обязательных требованиях, Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ. В указанный Перечень под номером 666 включен приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».

Таким образом, на Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок положения Закона об обязательных требованиях не распространяются.

В соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях Российской Федерации", положения вышеуказанной статьи не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики.

Таким образом, отсутствие Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204 в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467, не снимает с ответчика обязанности по приведению данных котельных в соответствие с требованиями указанных Правил.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его изменения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Процессуальных нарушений, являющихся основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Ачинского района Красноярского края Журбина Е.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.08.2024

33-8083/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
ООО Ачинская РСК
ООО Тепловодоресурс
администрация Ачинского р-на
Другие
Енисейское управление Ростехнадзора
Администарция Причулымского сельского слвета
МКУ УКС
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Левицкая Юлия Васильевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
10.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024Передано в экспедицию
05.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее