Решение по делу № 2-344/2018 от 19.01.2018

копия

Дело № 2-344/18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Можайск Московской области                                                                     21 марта 2018 года

Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Глазовой А.А., с участием представителя истца Никитиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Лесного хозяйства Московской области к Фёдоровой О.А., 3-е лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Территориальное Управление Росимущества в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и исключении из ГКН сведений о части границ и площади земельных участков ответчика, -

у с т а н о в и л :

Комитет Лесного хозяйства МО обратился в суд с указанным иском, в котором просил истребовать из незаконного владения ответчика части площадью 34366,34 м2 и 47340,82 м2 земельного участка лесного фонда с кадастровым , расположенные в выделах 13 и 16 квартала 101 сельского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО «Мособллес», включённые в состав принадлежащих ответчику земельных участков с кадастровыми № и , в конкретных геодезических координатах, внеся в ЕГРН соответствующие изменения в площади лесного земельного участка, ссылаясь в обоснование этого на то, что ответчик незаконно захватила и использует части указанной выше территории лесного фонда.

В судебном заседание представитель истца настаивала на удовлетворении требований доверителя по основаниям, указанным в его иске.

Ответчик, извещавшаяся надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, об отложении дела не просила, в связи с чем, суд, с учётом мнения представителя истца, считал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика – в порядке заочного судопроизводства.

Третьи лица, извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, об уважительных причинах их неявки не сообщили, отзывов на иск не представили.

Суд, заслушав явившуюся сторону и исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании из пояснений явившихся сторон и материалов дела установлено, что ответчик является собственником земельного участка площадью 40270 м2, с кадастровым , и земельного участка площадью 53060 м2, с кадастровым , относящихся к категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешённого использования «сельскохозяйственного производства», местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала , которые поставлены на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что выделы 13 и 16 квартала 101 Бородинского сельского участкового лесничества входят в состав лесного участка, категория земель «земли лесного фонда», общей площадью 19186 м2, с условным , собственником которого является Российская Федерация. Границы указанного земельного участка в установленном законом порядке не установлены и в ЕГРН не внесены, но определены таксационным описанием лесных угодий Можайского р-на, планом лесных участков Можайского р-на, выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Справками, составленными председателем Комитета лесного хозяйства МО ФИО4 на основании данных, содержащихся в РГИС МО, установлено пересечение пересечении границ лесного земельного участка в выделах 13 и 16 квартала 101 Бородинского сельского участкового лесничества, с границами земельных участков с кадастровым № и , принадлежащих ответчику.

Статьёй 12 ГК РФ установлено: защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ч.1 ст.64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст.212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.

В п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Частями 1 и 3 ст.6 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст.7 ЛК РФ).

В соответствии со ст.67 и 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, могут относиться материалы землеустройства (сведения единого государственного реестра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе, планы лесных участков (планшеты).

Спорные земельные участки с кадастровыми № и являются ранее учтенным, сведения о местоположении (границах) этих земельных участков внесены в ГКН в одновременно с постановкой их на кадастровый учёт - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в собственность Фёдоровой О.А. они приобретены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

Лесной участок с кадастровым , части площади которого в размере 34366,34 м2 и 47340,82 м2, находящиеся в выделах 13 и 16 квартала 101 Бородинского сельского участкового лесничества, пересекаются с земельными участками ответчика, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ на основании таксационного описания, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени точные координаты границ данного участка не определены.

Обосновывая свои доводы о том, что часть спорных земельных участков с кадастровыми № и , принадлежащие ответчику, незаконно находятся в пользовании последней, поскольку расположены на землях лесного фонда, истец ссылается на справки о пересечении границ земельного участка, составленные председателем Комитета лесного хозяйства МО ФИО4 на основании данных, содержащихся в РГИС, на план лесных участков 2005-2008 годов, таксационное описание, составленное ДД.ММ.ГГГГ и выписку из государственного лесного реестра о лесных кварталах и таксационных выделах от ДД.ММ.ГГГГ.

Государственная информационная система Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.

При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.

Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельных участков с кадастровыми № и на государственный кадастровый учет была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.

РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 г. № 80/2009-ОЗ «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации», согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (п.1 ст.4 Закона).

Часть 1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит: государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

В соответствии с ч.9 ст.14 этого же Закона информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.

Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Тем самым, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.

В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в ЕГРН, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.

Между тем, указанные выше справки о пересечении границ земельного участка, план лесных участков, таксационное описание и выписка из государственного лесного реестра, сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов, не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.

В ходе судебного разбирательства истцом не заявлялось ходатайств о проведении землеустроительной экспертизы, несмотря на то, что данный вопрос судом ставился на разрешение сторон.

Каких-либо иных надлежащих доказательств о пересечении границ спорных земельных участков с границами земель лесного фонда, истцом не представлено, а справки о пересечении границ этих земельных участков, составленные председателем Комитета лесного хозяйства МО ФИО4 на основании данных, содержащихся в РГИС, таким доказательством признаны быть не могут, т.к. не подтверждают того обстоятельства, что на момент возникновения права собственности ответчика на указанные земельные участки, часть их уже относилась к землям лесного фонда.

Кроме того, 11.08.2017 г. в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым, в том числе, внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.) и в Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.).

Так, новой редакцией ч.3 ст.14 Федерального закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ предусмотрено: в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи.

Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года.

Согласно ч.6 ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 г., положения ч.3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Положениями ч.7 ст.62.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено: земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 01.01.2016 г, и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 г., земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.) оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений пп.6 п.3 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 г. и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

При этом, ч.3 ст.60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. определено: в случаях, предусмотренных ч.ч.1 и 3 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

В соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона).

Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие,

Как установлено судом, право собственности ответчика на спорные земельные участки возникло ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

Тем самым, земельные участки с кадастровыми №% 50:18:0090317:169 и 50:18:0090317:176, не могут быть отнесены к землям лесного фонда и, как следствие, изъяты из её владения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12-14, 194-199, 233-237 ГПК РФ, -

р е ш и л :

В удовлетворении иска Комитета Лесного хозяйства Московской области к Фёдоровой О.А., 3-е лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Территориальное Управление Росимущества в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и исключении из ГКН сведений о части границ и площади земельных участков ответчика, отказать.

Меры по обеспечению иска о запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО совершать регистрационные действия в отношении земельных участков площадью 40270 м2, с кадастровым , и земельного участка площадью 53060 м2, с кадастровым , установленные определением Можайского горсуда суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменить по вступлении решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                                      А.С. МИРОНОВ

Заочное решение суда в окончательной форме принято 26 марта 2017 года

Судья                                                                                                                      А.С. МИРОНОВ

копия верна _____________________ (Миронов)

2-344/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет лесного хозяйства
Ответчики
Федорова Ольга Александровна
Федорова О.А.
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра
ТУ Росимущества
Суд
Можайский городской суд Московской области
Дело на странице суда
mojaisk.mo.sudrf.ru
19.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018Судебное заседание
21.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
18.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее