Судья Баудер Е.В. дело № 21-544/2021 (дело № 12-188/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице директора производственного отделения "Южные электрические сети" филиала в Республике Коми Денерта Э.А. на постановление начальника отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 163 от 01 июля 2021 года и решение судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 21 октября 2021 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 163 от 01 июля 2021 года публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Эжвинского районного суда Республики Коми от 21 октября 2021 года приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба ПАО "МРСК Северо-Запад" - без удовлетворения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице директора производственного отделения "Южные электрические сети" филиала в Республике Коми Денерта Э.А. обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшиеся постановление должностного лица административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием. В обоснование жалобы приводят доводы и дают оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, частью 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Поверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Исходя из положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в отношении объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах (пункт 1). Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (пункт 2). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3). Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации разработаны Правила пожарной безопасности в лесах, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (далее - Правила). Указанные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами
В соответствии с пунктом 10 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Пунктом 45 указанных Правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26-31 настоящих Правил. При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 мая 2021 года на основании статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Минприроды Республики Коми от 24.03.2021 № 427 "Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми", Приказа ГУ "Сыктывкарское лесничество" от 23.04.2021 № 21 "О проведении патрулирования" сотрудниками ГУ "Сыктывкарское лесничество" проведено патрулирование территории лесного фонда по маршруту №2, в ходе которого выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в оставлении горючих материалов (порубочные остатки, срубленная древесина, остатки древесно-кустарниковой растительности) на расстоянии менее 10 метров от границ леса без отделения противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером на полосе отчуждения автодороги граничащая с лесным фондом в пролетах опор №109-110; №104-109; №85-94; №72-80 в квартале 86 выдел 3, квартале 75 выделах 7, 8, 10, 12, квартале 76 выдел 2 Эжвинского участкового лесничества ГУ "Сыктывкарское лесничество".
Выявленные нарушения явились основанием для составления в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" протокола об административном правонарушении № 6 от 17.06.2021 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения постановления № 163 от 01 июля 2021 года о назначении Обществу административного наказания.
Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17 июня 2021 года № 6; приказом ГУ "Сыктывкарское лесничество" от 23.04.2021 № 21 "О проведении патрулирования"; актом патрулирования территории лесного фонда № 13 от 20.05.2021 и приложенными к акту абрисами и фотографиями местоположения спиленного молодняка лиственных пород; актом осмотра, обследования лесного участка от 20.05.2021 № 5 с приложенной фототаблицей и схемой рубки лесных насаждений, а также иными письменными материалами дела и доказательствами, получившими оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Проверяя законность постановления должностного лица и оставляя его без изменения, судья районного суда исходил из того, что обстоятельствами дела подтверждается нарушение ПАО "МРСК Северо-Запада" Правил пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами соглашается, так как нижестоящим судом имеющимся в материалах дела доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности в лесах, не установлено.
Оспаривая законность состоявшихся по делу процессуальных актов, Общество указывает на то, что ни должностным лицом административного органа, ни судом не учтены положения статей 2.9, 4.1 и 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа обжалуемых актов следует, что вопрос возможности применения положений о малозначительности был предметом рассмотрения должностного лица и нижестоящего суда, оснований, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно не выявлено. С учетом характера правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства в связи малозначительностью деяния не усматривается.
Ссылка Общества на отсутствие вредных последствий, имущественного ущерба и причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде подлежит отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являются исключительными обстоятельствами, при которых правонарушение можно признать малозначительным, и должны оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения в условиях пожароопасного сезона, поскольку объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и, как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожения имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Наличие судебной практики по аналогичным делам, при рассмотрении которых судами была применена малозначительность, на что указано в жалобе, не влечет отмену обжалуемых актов, так как приведенные в жалобе решения судов иных субъектов по аналогичным делам не носят преюдициальный характер.
Наказание Обществу назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 данного Кодекса, с учетом характера правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличия у ПАО "МРСК Северо-Запада" возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства (повторное совершение однородного правонарушения) и является обоснованным.
Приведенные в жалобе доводы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и выводов должностного лица и нижестоящего суда. Данные доводы являлись предметом рассмотрения и обоснованно отклонены как несостоятельные. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, не установлено.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 163 от 01 июля 2021 года и решение судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 21 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице директора производственного отделения "Южные электрические сети" филиала в Республике Коми Денерта Э.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья В.В. Попов
Копия верна, судья В.В. Попов