Решение по делу № 2а-275/2022 от 30.09.2022

    Дело № 2а-275/2022 УИД 22RS0054-01-2022-000396-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2022 г.                         с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края

в составе председательствующего судьи Костырченко Т.А.,

при секретаре Раченковой О.В.,

с участием зам. прокурора Третьяковского района Алтайского края Артюхова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Третьяковского района Алтайского края к администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с административным иском к администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, по результатам которой установлено неисполнение административным ответчиком требований закона о предоставлении муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из п.3 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

    Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальные услуг (ч.1 ст.11 Федерального закона №210-ФЗ).

    Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (ч.7 ст.11 Федерального закона №210-ФЗ).

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.07.2014 №138-О гражданам и иным установленным Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.3 ст.5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

    Пунктом 2 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

    Согласно п.1 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальные услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительней власти, исполнительными органами государственной власти субъектом Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планом-графиком перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

    Распоряжением Правительства № 1993-р от 17.12.2009 утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложением № 2 к указанному распоряжению определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

    Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 01.12.2010. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 01.01.2011. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 г. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 01.01.2013. Пятый этап с предельным сроком реализации до 01.01.2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Шипунихинского сельсовета в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами и юридическими лицами муниципальных услуг в электронной форме, в связи с чем главе сельсовета было внесено представление. Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Бездействием администрации сельсовета нарушается право неопределенного круга граждан, субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренное ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ, о возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Кроме того, указанное выше бездействие ставит под угрозу достижения целей и задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика».

Административный истец прокурор Третьяковского района просил суд признать незаконным бездействие администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района и обязать административного ответчика обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме. Установить срок для исполнения решения суда - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании зам. прокурора Третьяковского района Артюхов Д.А. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

    Согласно п.1-3 ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

     В соответствии с п.п. 1,2 п. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Участники информационного взаимодействия назначают лиц, ответственных за выполнение операций по заполнению электронных форм федерального реестра.

Исходя из вышеизложенного, размещение на едином портале государственных услуг сведений должно обеспечиваться должностным лицом органа, предоставляющего соответствующую услугу.

Статьей 4 Закона N 210-ФЗ определены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, к которым, помимо прочего, отнесены открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, возможность получения услуг в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

Пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Согласно п.п. а п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 (ред. от 15.08.2022) "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 г.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Третьяковского района был проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Третьяковского района законодательства о представлении муниципальных услуг, в результате которого были выявлены нарушения ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной виде.

Как следует из ответа администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района на представление прокурора, Шипунихинского сельским Советом депутатов 11.10.2021 № 21 принято решение «Об утверждении порядка формирования, ведения ежегодного дополнения и опубликования перечня муниципального имущества МО Шипунихинский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечена возможность получения муниципальных услуг в электронном виде, оказываемых администрацией. Муниципальные услуги размещены на портале Госуслуг.

Вместе с тем, доказательств предоставления муниципальных услуг в электронной форме административным ответчиком не представлено, доводы административного искового заявления не опровергнуты.

Согласно акта мониторинга ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», составленного заместителем прокурора Третьяковского района, сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Шипунихинского сельсовета Третьяковского района, на Портале госуслуг отсутствуют. Возможность получения муниципальных услуг, предоставляемых администрацией сельсовета, посредством Портала госуслуг, не представлена.

В соответствии с ч.1, 6,7 ст. 11 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Поскольку указанное бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о признании бездействия ответчика незаконным и о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд считает необходимым предоставить ответчику для выполнения требований об устранении выявленных прокурором нарушений законодательства, срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Третьяковского района Алтайского края к администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края.

Возложить на администрацию Шипунихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края обязанность обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме.

Установить администрации Шипунихинского сельсовета Третьяковского района срок для исполнения решения суда – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через Третьяковский районный суд Алтайского края, в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                Т.А. Костырченко

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2022

Судья                                Т.А. Костырченко

2а-275/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Третьяковского района Алтайского края
Ответчики
Администрация Шипунихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края
Суд
Третьяковский районный суд Алтайского края
Судья
Костырченко Т.А.
Дело на сайте суда
tretiakovsky.alt.sudrf.ru
30.09.2022Регистрация административного искового заявления
30.09.2022Передача материалов судье
04.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее