Дело № 2-3119/2019
44RS0001-01-2019-003531-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Носковой А.Д., с участием помощника прокурора г. Костромы Тимошенко М.В., представителя ответчика по доверенности Хотулевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кологривского района Костромской области в интересах Лествиг В.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить гражданина лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, взыскании расходов,
установил:
Прокурор Кологривского района Костромской области обратился в суд в интересах Лествиг В.В. к Департаменту здравоохранения по Костромской области с иском о возложении обязанности обеспечить гражданина лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, взыскании расходов. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Лествиг В.В., в ходе которой установлено, что Лествиг В.В., <дата> года рождения, не обеспечивается лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Установлено, что Лествиг В.В., <дата> года рождения состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Кологривская районная больница» с диагнозом сахарный диабет 2 типа с <дата>. Для лечения Лествиг В.В. врачами ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» рекомендованы: ежедневный самоконтроль глюкозы в крови (натощак и через 2 часа после завтрака/обеда/ужина), принятие лекарственных препаратов «Гликлазид» MB 30 мг. перед завтраком, «Метформин» 1000 мг. в завтрак и «Дапаглифлозин» (форсига) 10 мг. утром. В ходе проверки установлено, что Лествиг В.В. обеспечивается бесплатно назначенными лекарственными препаратами «Гликлазид», «Метформин» и «Дапаглифлозин» (форсига) не регулярно, что подтверждается записями из журнала обеспечения, льготника Аптеки «Губернская», расположенной по адресу: <адрес> за истекший период 2019 года. Так, Лествиг В.В. не была обеспечена такими льготными препаратами: в январе 2019 года не предоставлены «Гликлазид» и «Метформин»; в марте 2019 года не предоставлен «Метформин»; в мае 2019 года не предоставлены «Гликлазид», «Метформин» и «Дапаглифлозин» (форсига); в июне 2019 года не предоставлен «Гликлазид». Указанные факты не позволяют обеспечить эффективное лечение в соответствии с рекомендациями специалистов. Несвоевременное обеспечение лекарственными средствами ставит под угрозу жизнь Лествиг В.В. С целью поддержания своего здоровья Лествиг В.В. в виду периодического отсутствия указанных выше лекарственных препаратов вынуждена приобретать их самостоятельно за счет собственных средств (как следует из ее обращения в прокуратуру района от <дата> ею приобретен самостоятельно препарат «Гликлазид», в апреле 2019 года - «Метформин»). Кроме того, лечащим врачом помимо приема указанных выше лекарственных препаратов, Лествиг В.В. рекомендован самоконтроль, т.е. измерение уровня глюкозы в крови: натощак, а также через 2 часа после завтрака/обеда/ужина, то есть четыре раза в день. Установлено, что ОГБУЗ «Кологривская РБ» в 2017 году в Департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка на обозначенные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения на 2018 год, в которых указана реальная потребность, в. том числе, и тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс, являющиеся медицинскими изделиями. Однако, указанными медицинскими изделиями Лествиг В.В. в течение всего 2018 года бесплатно обеспечена не была. В соответствии с утвержденными лимитами финансовых средств, выделенных на лекарственное обеспечение больных Кологривского муниципального района, а не в объемах реальной потребности в годовом запасе препаратов, изделий и продуктов ОГБУЗ «Кологривская РБ» в заявке на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания на 2019 год такие медицинские изделия, как тест-полоски заказаны учреждением здравоохранения вовсе не были, на что указано главному врачу в представлении, внесенном прокуратурой района <дата>. В связи с чем, Лествиг В.В. вынуждена самостоятельно приобретать указанные медицинские изделия за счет собственных средств. В 2019 году Лествиг В.В. понесла расходы в размере 988,75 рублей (Сателлит плюс тест-полоски), что подтверждается кассовыми чеками аптечных баз (кассовыми чеками ГУП «Костромская областная аптечная база» от <дата> на сумму 498, 75. руб. и ГУП «Костромская областная аптечная база» от <дата> на сумму 490 руб. Не предоставление Лествиг В.В. ежемесячно бесплатно лекарственных препаратов «Гликлазид», «Метформин» и «Дапаглифлозин» (форсига) и тест-полосок к глюкометру Сателлит плюс для определения содержания глюкозы в крови, в рекомендованном врачом количестве, влечет нарушение её права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерацией недопустимо. Исходя из вышеизложенного прокурор просит суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Лествиг В.В., <дата> года рождения, лекарственными препаратами: «Гликлазид», «Метформин» и «Дапаглифлозин» (форсига) по медицинским показаниям в полном объеме, обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Лествиг В.В., <дата> года рождения, тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским показаниям не менее 120 штук ежемесячно, взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Лествиг В.В., расходы, понесенные на приобретение тест - полосок Сателлит плюс для определения содержания уровня глюкозы в крови, в размере 988 руб. 75 коп.
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Тимошенко М.В., действующий по поручению прокурора Кологривского района Костромской области, исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Лествиг В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования, заявленные в ее интересах поддержала.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Хотулева Л.В. в судебном заседании не оспаривала право Лествиг В.В. на получение лекарственных препаратов. Пояснила также, что в полном объеме ответчик не может обеспечивать указанного пациента. Частично лекарственные препараты Лествиг В.В. предоставлялись. В рамках перечня, утвержденного постановлением Администрации Костромской области № 556 о программе государственных гарантий, тест-полоски присутствуют, однако они дефицитны и предоставляются только детям до 18 лет. Департамент не имеет возможность обеспечивать ими взрослое население.
Третье лицо ОГБУЗ «Кологривская районная больница» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их предстателей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лествиг В.В., <дата> года рождения, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Кологривская районная больница» с диагнозом сахарный диабет 2 типа с 2016 года.
Согласно выписке из истории болезни Лествиг В.В. №, составленной ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.», Лествиг В.В. установлен диагноз сахарный диабет 2 типа. Индивидуальный целевой уровень гликированного гемоглабина <7,0 %. Диабетическая периферическая полинейропатия ног. Состояние после субтотальной резекции щитовидной железы, эутиреоз. Гормонально-неактивная аденома левого надпочечника. Состояние после субтотальной резекции щитовидной железы, эутиреоз. Гипертоническая болезнь 2 ст. риск 4. Ожирение 1 ст. Гиперлипидемия.
Для лечения Лествиг В.В. врачами ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» рекомендованы: ежедневный самоконтроль глюкозы в крови (натощак и через 2 часа после завтрака/обеда/ужина), принятие лекарственных препаратов «Гликлазид» MB 30 мг. перед завтраком, «Метформин» 1000 мг. в завтрак и «Дапаглифлозин» (форсига) 10 мг. утром. Лествиг В.В. обеспечивается бесплатно назначенными лекарственными препаратами «Гликлазид», «Метформин» и «Дапаглифлозин» (форсига) не регулярно, что подтверждается записями из журнала обеспечения, льготника Аптеки «Губернская», расположенной по адресу: <адрес>, представленными в материалы дела.
За истекший период 2019 года. Лествиг В.В. не была обеспечена льготными препаратами. В январе 2019 года не предоставлены «Гликлазид» и «Метформин»; в марте 2019 года не предоставлен «Метформин»; в мае 2019 года не предоставлены «Гликлазид», «Метформин» и «Дапаглифлозин» (форсига); в июне 2019 года не предоставлен «Гликлазид».
Кроме того, лечащим врачом помимо приема указанных выше лекарственных препаратов, Лествиг В.В. рекомендован самоконтроль, т.е. измерение уровня глюкозы в крови: натощак, а также через 2 часа после завтрака/обеда/ужина, то есть четыре раза в день.
Судом установлено также, что ОГБУЗ «Кологривская РБ» в 2017 году в Департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка на обозначенные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения на 2018 год, в которых указана реальная потребность, в. том числе, и тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс, являющиеся медицинскими изделиями. Однако, указанными медицинскими изделиями Лествиг В.В. в течение всего 2018 года бесплатно обеспечена не была.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год на плановый период 2018 и 2019 годов.
В соответствии с п. 32 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами. изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р Метформин, Гликлазид, Дапаглифлозин, отнесены к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам на 2019 год, а также перечню лекарственных препаратов для медицинского применения и минимальному ассортименту лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру являются медицинскими изделиями, применяемыми для определениями уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.
Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает Лествиг В.В. – диабет, гарантии бесплатного обеспечения лекарственными средствами при данном заболевании, суд полагает, что отказ в лекарственном обеспечении данными препаратами не соответствует требованиям законодательства.
Суд полагает не основанным на законе отказ в обеспечении Лествиг В.В. тест-полосками к глюкометру на том основании, что ими обеспечиваются только дети до 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови не отвечает требованиям закона.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит стоимость данных тест-полосок Сателлит плюс для определения содержания уровня глюкозы в крови, в размере 988 рублей 75 копеек, приобретенных Лествиг В.В. самостоятельно, в связи с необходимостью их применения по медицинским показаниям.
При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Кологривского района Костромской области в интересах Лествиг В.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Лествиг В.В., <дата> г.р., лекарственными препаратами: «Гликлазид», «Метформин», «Дапаглифлозин» (форсига) по медицинским показаниям в полном объеме.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Лествиг В.В., <дата> г.р., тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским показаниям не менее 120 штук ежемесячно.
Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Лествиг В.В. расходы, понесенные на приобретение тест-полосок Сателлит плюс для определения содержания уровня глюкозы в крови, в размере 988 рублей 75 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Т.С. Царёва