Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР”
ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
в„– 88Р°-24548/2020
г. Москва 2 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук Рћ.Рњ., Войты Р.Р’.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании кассационную жалобу Умарова Ахмеда Русимбековича РЅР° решение Замоскворецкого районного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 6 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° (дело в„– 2Р°-934/2019) Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 20 июля 2020 РіРѕРґР° (дело в„– 33Р°-2762/2020) РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Умарова Рђ.Р . Рє ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± оспаривании решения РѕР± отказе РІ переводе РІ РёРЅРѕРµ исправительное учреждение.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Войты Р.Р’., судебная коллегия РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Умаров Рђ.Р . обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± оспаривании отказа РІ его переводе для дальнейшего отбывания наказания РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ исправительное учреждение, расположенное РЅР° территории Чеченской Республики.
Требования мотивированы тем, что он отбывает наказание в виде лишения свободы на территории Республики Карелия. По состоянию здоровья он не в состоянии отбывать наказание в этом регионе. Все его близкие родственники проживают в Чеченской Республике. Отказ в переводе в другое исправительное учреждение является незаконным, поскольку этот создает угрозу его жизнь и здоровью, а также нарушает его право на свидания с родными, проживающими в Чечне, и, тем самым, препятствует поддержанию семейных и социальных связей, поскольку его родные и близкие не могут приехать к нему по причинам финансового характера.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Умарова А.Р. – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Умаров А.Р. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для отказа в переводе для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной, приговором Ленинградского областного суда Умарова А.Р. осужден по части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания исправительной колонии строгого режима.
Умаров Рђ.Р . отбывает наказание РІ исправительном учреждении ФКУ РРљ-9 Управления ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республики Карелия.
Обращаясь в суд с административным иском Умаров А.Р. просил суд перевести его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, находящееся по месту его проживания в Чеченской Республике в связи с ухудшением состояния здоровья и тем, что его родственники не могут общаться с ним по причинам материального характера и удаленности расположения исправительного учреждения.
Отказывая РІ удовлетворении административного РёСЃРєР°, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что исключительных обстоятельств для перевода Умарова Рђ.Р . РІ РґСЂСѓРіРѕРµ исправительное учреждение, предусмотренных частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации пунктом 9 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ направления осужденных Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ для отбывания наказания, РёС… перевода РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ исправительного учреждения РІ РґСЂСѓРіРѕРµ, РЅРµ установлено.
С таким выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, с выводами судов обеих инстанций согласиться нельзя.
Статьёй 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Право на уважение семейной жизни - это неотъемлемая часть прав заключенного, которые предоставляют ему власти, или при необходимости оказать ему помощь в поддержании связи с близкими родственниками.
Согласно статье 8 Конвенции по вопросу семейных отношений государство обязано учитывать интересы осужденного и его родных, а также членов семьи.
Р’ силу части 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - РЈРРљ Р Р¤) осужденные Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РєСЂРѕРјРµ указанных РІ части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание РІ исправительных учреждениях РІ пределах территории субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ котором РѕРЅРё проживали или были осуждены. Р’ исключительных случаях РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ осужденных или для обеспечения РёС… личной безопасности либо СЃ РёС… согласия осужденные РјРѕРіСѓС‚ быть направлены для отбывания наказания РІ соответствующее исправительное учреждение, расположенное РЅР° территории РґСЂСѓРіРѕРіРѕ субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
РџСЂРё отсутствии РІ субъекте Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ месту жительства или РїРѕ месту осуждения исправительного учреждения соответствующего РІРёРґР° или невозможности размещения осужденных РІ имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются РїРѕ согласованию СЃ соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы РІ исправительные учреждения, расположенные РЅР° территории РґСЂСѓРіРѕРіРѕ субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ котором имеются условия для РёС… размещения (часть 2 статьи 73 РЈРРљ Р Р¤).
Р’ соответствии СЃ разъяснениями, содержащимися РІ пункте 20 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 25 декабря 2018 РіРѕРґР° в„– 47 «О некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё рассмотрении административных дел, связанных СЃ нарушением условий содержания лиц, находящихся РІ местах принудительного содержания», РїСЂРё рассмотрении административных исковых заявлений осужденных Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹, оспаривающих РёС… направление РІ исправительные учреждения, находящиеся Р·Р° пределами территории субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ котором РѕРЅРё проживали или были осуждены, судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) РЅР° момент направления таких лиц РёС… размещения РІ имеющихся РЅР° территории соответствующего субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации исправительных учреждениях необходимого РІРёРґР° (часть 2 статьи 73 РЈРРљ Р Р¤).
Согласно части 2 статьи 81 РЈРРљ Р Р¤ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ исправительного учреждения РІ РґСЂСѓРіРѕРµ того Р¶Рµ РІРёРґР° допускается РІ случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, РїСЂРё реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, Р° также РїСЂРё иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного РІ данном исправительном учреждении. Перевод для дальнейшего отбывания наказания РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ исправительного учреждения РІ РґСЂСѓРіРѕРµ того Р¶Рµ РІРёРґР° осужденных Р·Р° преступления, указанные РІ части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, Р° также осужденных, РІ отношении которых имеется информация РѕР± РёС… приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении РёРјРё такой идеологии (РїСЂРё отсутствии достаточных данных для решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ возбуждении уголовного дела) Рё оказании РёРјРё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РІ период содержания РїРѕРґ стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия РЅР° РґСЂСѓРіРёС… обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается РїРѕ решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. РџРѕСЂСЏРґРѕРє перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции РїРѕ выработке Рё реализации государственной политики Рё нормативно-правовому регулированию РІ сфере исполнения уголовных наказаний.
Вместе с тем, приведенное правовое регулирование не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения (согласно части 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей).
РќР° данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ определениях РѕС‚ 28 марта 2017 РіРѕРґР° в„– 562-Рћ «Об отказе РІ принятии Рє рассмотрению жалобы гражданина Украины Рђ.Р“. РЅР° нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 Рё частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», в„– 599-Рћ «Об отказе РІ принятии Рє рассмотрению жалобы гражданина Рђ.Р. РЅР° нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 Рё частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 года дело "П. и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100).
Р’ указанном постановлении содержится вывод РѕР± отсутствии РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј законодательстве требования, обязывающего ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё рассматривать перед отступлением РѕС‚ общего правила распределения осужденных возможные последствия географического расположения исправительных учреждений РЅР° семейную Р¶РёР·РЅСЊ заключенных Рё РёС… родных, Рѕ непредоставлении реальной возможности перевода заключенного РІ РґСЂСѓРіРѕРµ место заключения РЅР° основаниях, относящихся Рє праву уважения семейной Р¶РёР·РЅРё, Р° также Рѕ невозможности для лица добиться судебного пересмотра решения ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РІ части пропорциональности его или ее заинтересованности РІ поддержании семейных Рё общественных связей. Данные обстоятельства, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє нарушению статьи 8 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ (пункты 116-118).
РџСЂРё этом часть 2 статьи 81 РЈРРљ Р Р¤ содержит открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного РІ конкретном исправительном учреждении, РїСЂРё установлении которых допускается перевод осужденных РІ РґСЂСѓРіРѕРµ исполнительное учреждение.
Таким образом, исходя из указанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека к иным исключительным обстоятельствам, препятствующими дальнейшему нахождению осужденного в конкретном исправительном учреждении, следует относить и невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбытия наказания в виде лишения свободы.
При рассмотрении данного административного дела судами не были применены приведенные выше положения и не учтены обстоятельства, указанные в обращении Умарова А.Р. в качестве мотивов перевода в исправительное учреждение Чеченской Республики, о затруднительном социальном, физическом и финансовом положении близких родственников, что лишает его возможности поддерживать личные семейные связи с семьей.
В материалах дела имеются сведения о том, что мать Умарова А.Р., его родной брат и родственники проживают в Чеченской Республике (л.д. 64).
РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРё рассмотрении административного дела СЃСѓРґРѕРј РЅРµ были установлены Рё проверены обстоятельства возможности перевода Умарова Рђ.Р . РІ находящиеся РЅР° территории Чеченской Республики Рё близлежащих субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации исправительные учреждения необходимого РІРёРґР° для лиц, осужденных Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ исправительной колонии строгого режима, РЅР° момент рассмотрения ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё обращения административного истца.
Суд также не учел, что решение о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое осуществляется по решению федерального органа исполнительной системы на основании письменного заявления осужденного либо с его согласия одним из его близких родственников.
Однако РІ материалах дела отсутствуют сведения Рѕ том, что Умаров Рђ.Р . либо СЃ его согласия РѕРґРёРЅ РёР· его близких родственников обращался СЃ письменным заявлением РІ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ переводе его РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ исправительного учреждения РІ РґСЂСѓРіРѕРµ.
Указанные обстоятельства оставлены судами обеих инстанций без должного внимания.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные названным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
По смыслу положений статьи 59, части 4 статьи 180 КАС РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Оставив вопреки указанных требований процессуального закона без внимания и проверки приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данные нарушения не были устранены и при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё