Дело № 2-379\2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
03 августа 2018 года |
с.Долгодеревенское |
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи: |
Куценко Т.Н. |
при секретаре судебного заседания: |
Закировой Н.А., Сурковой М.В. |
СЃ участием представителя истца Воробей Рќ.РЎ. (РїРѕ доверенности), представителя ответчика Булыщенко Р’.Р. (РїРѕ доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Черняковой М.В. к Главному управлению лесами Челябинской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о характерных точках земельного участка, определении площади земельного участка, восстановлении в ЕГРН сведений о характерных точках земельного участка, признании права собственности земельный участок в ранее существовавших границах,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Чернякова М.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению лесами Челябинской области (далее – ГУ лесами Челябинской области) в котором просит:
1). Рсключить РІ Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведения Рѕ характерных точках земельного участка СЃ кадастровым номером (далее – РљРќ) в„–, расположенного АДРЕС. Определить общую площадь земельного участка СЃ кадастровым в„– РІ размере 51 000 РєРІ.Рј., определить количество контуров земельного участка СЃ РљРќ в„– – 4. Восстановить РІ РІ ЕГРН сведения Рѕ характерных точках земельного участка СЃ РљРќ в„–, существовавших РїРѕ состоянию РЅР° 30.05.2016Рі.
2). Признать право собственности Черняковой М.В. на земельный участок площадью 51000 кв.м., расположенный АДРЕС с КН №, в границах, существовавших по состоянию на 30.05.2016г.
В обоснование иска указано, что на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 1993 года № АОЗТ «Митрофановское» выдан государственный акт о предоставлении 12490 га в коллективную собственность бесплатно. Постановлением главы администрации Сосновского района Челябинской области от 09 июня 1994 года № утвержден список собственником земельных долей АОЗТ «Митрофановский».
Рксанова РҐ.Рђ. являлась работником СЃРѕРІС…РѕР·Р° «Митрофановский» Рё имела право РЅР° имущественный пай Рё земельную долю РІ размере 5,1 РіР°.
Наследниками Рксановой РҐ.Рђ. является Усманова Р.Р“. которая осуществила выдел земельного участка РІ счет земельной доли.
В отношении выделяемого земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый №.
20.04.2011 РіРѕРґР° между Усмановой Р.Р“. Рё Черняковой Рњ.Р’. был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ купли-продажи земельного участка СЃ РљРќ в„–.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє области Рє Усмановой Р.Р“, Рё Черняковой Рњ.Р’. Рѕ признании недействительным выдела земельного участка СЃ РљРќ в„–, РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности в„– Рњ.Р’. РЅР° земельный участок, прекращении права собственности Черняковой Рњ.Р’. РЅР° земельный участок СЃ РљРќ в„–, истребовании земельного участка РёР· незаконного владения.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 20.04.2016г. исковые требования прокурора Сосновского района были удовлетворены в части: исключены сведения, содержащиеся в ГКН о характерных точках земельного участка, площадь земельного участка определена в размере 44 410 кв.м., количество контуров определено – 5, опрделены координаты характерных точек границ земельного участка. Решение суда вступило в законную силу 30.05.2016г.
Основанием для удовлетворения требований прокурора послужил вывод суда о том, что выделенный земельный участок частично образован из земель лесного фонда.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ (далее – Федеральный закон № 280- ФЗ) были вынесены изменения в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона № 280 - ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку право собственности истца было прекращено на вышеуказанном основании, данный факт имел место до принятия и вступления в силу Федерального закона № 280- ФЗ, который определил правила установления принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов и лесного фонда, истец имеет право на признание в судебном порядке права собственности на принадлежавший ей земельный участок.
Рстец Чернякова Рњ.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, Рѕ времени Рё месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без своего участия.
Представитель истца Черняковой М.В. – Воробей Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ лесами Челябинской области Булыщенко Р’.Р. РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признал РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ письменных возражениях (Р».Рґ. 77-83 С‚. в„– 2).
Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Управления Росреестра по Челябинской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, Администрации Кременкульского сельского поселения, ООО «Просто-Р» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области направил мнение по делу, с указанием на то, что при восстановлении в ЕГРН координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым №, согласно заявленным требованиям, выявлено, что границы земельного участка пересекают границы населенного пункта село Кременкуль, в связи с чем заявленные требования технически неисполнимы.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует РёР· материалов дела, ранее РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Челябинской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Главного управления лесами Челябинской области Рє Черняковой Рњ.Р’., Усмановой Р.Р“. Рѕ признании недействительным выдела земельного участка СЃ кадастровым в„– площадью 51000 РєРІ.Рј АДРЕС РІ счет выделения земельной доли РђРћР—Рў «Митрофановский», признании ничтожным РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи земельного участка СЃ кадастровым в„–, заключенного между Усмановой Р.Р“.Рё Черняковой Рњ.Р’., прекращении права собственности Черняковой Рњ.Р’. РЅР° указанный участок, истребовании данного земельного участка РёР· чужого незаконного владения Черняковой Рњ.Р’.
Р’ обоснование РёСЃРєР° было указано, что 03 марта 2011 РіРѕРґР° поставлен РЅР° кадастровый учет земельный участок СЃ кадастровым в„–, образованный РІ счет выделения земельной доли РЅР° праве собственности РђРћР—Рў «Митрофановский». Первоначальным собственником земельного участка являлась Усманова Р.Р“. Согласно материалам лесоустройства, описанию расположения, схеме лесничества данный участок образован РёР· земель лесного фонда Кременкульского участкового лесничества ОГУ «Шершневское лесничество», право собственности РЅР° которые принадлежит Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РќР° основании заключения кадастрового инженера Пейса Р’.Р’. земельный участок СЃ кадастровым номером 74:19:0000000:2550 является многоконтурным Рё состоит РёР· 4 контуров. 1 контур (площадью 17 646 РєРІ.Рј), 2 контур (площадь 7826 РєРІ.Рј), 3 контур (площадь 25126 РєРІ.Рј), 4 контур (площадь 402 РєРІ.Рј) полностью накладывается РЅР° земли, входящие РІ состав лесного фонда. Спорный участок является частью федерального земельного участка Рё расположен внутри его границ, РїСЂРё этом РёР· собственности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ изымался. Перевод РёР· земель лесного фонда РІ земли населенных пунктов РЅРµ осуществлялся. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем образование СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ участка РёР· земель лесного фонда РІ счет земельной доли РІ паве общей долевой собственности, последующая сделка купли-продажи указанного участка являются незаконными РІ силу СЃС‚. 168 ГК Р Р¤.
Решением РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° АДРЕС РѕС‚ ДАТА исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° АДРЕС РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Главного управления лесами АДРЕС удовлетворены РІ части. РЎСѓРґ решил: исключить сведения, содержащиеся РІ государственном кадастре недвижимости Рѕ характерных точках земельного участка СЃ кадастровым в„–. Определить общую площадь земельного участка СЃ кадастровым в„– РІ размере 44 410 РєРІ.Рј, погрешность +/- 1 865 РєРІ.Рј. Рзменить наименование земельного участка СЃ кадастровым в„– СЃ «землепользование» РЅР° «многоконтурный». Определить количество контуров земельного участка СЃ кадастровым в„– - 5. Определить координаты характерных точек каждого РёР· пяти контуров.
Вышеуказанным решением Сосновского районного суда установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 1993 года № АОЗТ «Митрофановское» выдан государственный акт о предоставлении 12490 га в коллективную собственность бесплатно.
Постановлением главы администрации Сосновского района Челябинской области от 09 июня 1994 года № утвержден список собственником земельных долей АОЗТ «Митрофановский».
03 марта 2011 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым №, АДРЕС, площадь участка 51 000 кв.м, участок является многоконтурным (4 контура), 1 контур площадью 17 646 кв.м, 2 контур – 7 826кв.м, 3 контур – 25 726 кв.м, 4 контур – 402 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, границы участка установлены на основании межевого плана кадастрового инженера НП «Стройпроект» Б.Г.В. от 13 декабря 2010 года.
Указанный участок выделен из земельного участка с кадастровым №, находящегося в общей долевой собственности АОЗТ «Митрофановское».
Собственником земельного участка СЃ кадастровым в„– является Чернякова Рњ.Р’. РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚ 20 апреля 2011 РіРѕРґР°, заключенного СЃ Усмановой Р.Р“.
Р’ СЃРІРѕСЋ очередь Усмановой Р.Р“. земельный участок (земельная доля площадью 5,1 РіР° праве общей долевой собственности РЅР° земельный участок площадью 69751163 РєРІ.Рј, находящейся РІ РђРћР—Рў «Митрофановское» РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Челябинской области) принадлежал РЅР° основании свидетельства Рѕ праве РЅР° наследство РїРѕ закону РѕС‚ 24 сентября 2010 РіРѕРґР° после смети Р.Р.Р“.
Р.РҐ.Рђ. земельная доля площадью 5,1 РіР° праве общей долевой собственности РЅР° земельный участок РђРћР—Рў «Митрофановское» РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Челябинской области принадлежала РЅР° основании архивной выписки РѕС‚ 15 сентября 2010 РіРѕРґР° в„–, выданной архивным отделом администрации РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Челябинской области Рё постановления главы администрации РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Челябинской области в„– РѕС‚ 09 РёСЋРЅСЏ 1994 РіРѕРґР°.
Усманова Р.Р“. продала Черняковой Рњ.Р’. земельный участок СЃ кадастровым в„– СЃ разрешения администрации РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Челябинской области, отказавшейся РѕС‚ реализации своего права преимущественной РїРѕРєСѓРїРєРё земельного участка РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃРё. 8 Федерального закона «О обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Установлено, что 17.02.2015 года ЧОБУ Шершневское лесничество обратилось к прокурору Сосновского района с информацией о том, что ряд земельных участков частично расположены на землях лесного фонда Шершневского лесничества, Кременкульского участкового лесничества, что явилось основанием обращения прокурора в суд.
В связи с возражениями представителя ответчика относительно расположения выделенного земельного в счет земельной доли земельного участка на землях государственного лесного фонда, по ходатайству ответчика Черняковой М.В. была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Г.М.С. (ООО «Судебная экспертиза и оценка»).
Согласно заключению судебного эксперта РћРћРћ «Судебная экспертиза Рё оценка» Р“.Рњ.РЎ. в„– РѕС‚ 05 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° земельный участок СЃ кадастровым в„– полностью расположен РІ пределах границ РђРћР—Рў «Митрофановское» согласно материалу землеустройства 1993 РіРѕРґР°; границы первого Рё второго контуров земельного участка СЃ кадастровым в„– частично налагаются РЅР° земли лесного фонда Кременкульского участкового лесничества: первый контур налагается РЅР° границы выделов в„–9.3, 10.3 Рё 13 квартала в„– 52, второй контур – РЅР° границы выдела в„– 9.2 квартала в„– 52 Кременкульского участкового лесничества, установленные РїРѕ материалу лесоустройства 1998 РіРѕРґР°, третий Рё четвертый контуры участка СЃ кадастровым в„– полностью расположены РІ пределах границ земель лесного фонда согласно материалу лесоустройства 1986 РіРѕРґР°. Ркспертом сделан вывод РѕР± идентичности площади наложения границ участка СЃ кадастровым в„– РїРѕ сведениям государственного кадастра недвижимости РЅР° границы земель государственного лесного фонда согласно материалам лесоустройства 1998 Рё 2014 РіРѕРґРѕРІ.
Ркспертом определены параметры границ четырех контуров участка СЃ кадастровым в„–, расположенных РІ пределах границ РђРћР—Рў «Митрофановское» согласно материалам лесоустройства 1992 Рё 1993 РіРѕРґРѕРІ Р·Р° вычетом земель лесного фонда, площадь 1 контура составляет 8 674 РєРІ.Рј +/- 815 РєРІ.Рј, площадь 2 контура 10 615 РєРІ.Рј +/- 902 РєРІ.Рј, третий Рё четвертый контуры участка РЅРµ налагаются РЅР° границы земель лесного фонда. Площадь всех контуров земельного участка СЃ кадастровым в„– Р·Р° вычетом частей участка, накладывающихся РЅР° земли лесного фонда согласно материалу лесоустройства составляет 44 417 РєРІ.Рј +/- 1 852 РєРІ.Рј
Ркспертом приведены параметры наложения всех контуров участка, РїСЂРё этом площадь наложения 1 контура участка РЅР° границы земель лесного фонда (РїРѕ материалам лесоустройства 1986 РіРѕРґР°) составляет 9 059 РєРІ.Рј +/- 1 666 РєРІ.Рј, площадь наложения 2 контура – 1 427 РєРІ.Рј +/- 1 427 РєРІ.Рј, площадь наложения границ всех контуров участка СЃ кадастровым в„– РЅР° земли лесного фонда РїРѕ материалам лесоустройства 1986 РіРѕРґР° составляет 10 486 РєРІ.Рј +/- 1 782 РєРІ.Рј
Ркспертом РїСЂРё проведении судебной экспертизы использованы предоставленные СЃСѓРґРѕРј проекты землеустройства (перераспределения земель) РђРћ Р—Рў «Митрофановское» 1992 Рё 1993 РіРѕРґРѕРІ, материалы лесоустройства РїРѕ Кременкульскому участковому лесничеству 1986, 1998, 2014 РіРѕРґРѕРІ (планшеты), таксационные описания лесных участков.
Судом в целях проверки исполнимости решения суда указанное заключение судебного эксперта направлено в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Челябинской области», получен ответ с указанием замечаний по заключению, при этом указано, что исполнить решение суда возможно по первому варианту эксперта с учетом материалов лесоустройства 1986 года.
Прокурор, представитель Главного управления лесами Челябинской области, представитель ответчика Черняковой М.В. в судебном заседании согласились с заключением судебного эксперта в части наложения границ спорного участка на земли лесного фонда по материалам лесоустройства 1986 года только площадью 10 486 кв.м, согласились сохранить земельный участок площадью 44 417 кв.м +/-1 852 кв.м, за вычетом частей участка, накладывающихся на земли лесного фонда согласно материалу лесоустройства 1986 года.
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым № был частично сформирован на землях лестного фонда, то есть на землях, не относящихся к долевой собственности участников долевой собственности АОЗТ «Митрофановское», и потому выдел земельного участка с кадастровым № в части на землях, полномочиями по распоряжению которыми наделено Главное управление лесами Челябинской области, является незаконным, так как нарушает статью 11.5 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Положение о Главном управлении лесами Челябинской области № от 22 декабря 2006 года, ст. 27 п. 5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебным актом было достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым № расположен в части на землях, относящихся к землям лесного фонда, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации.
Данное право возникло в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и зарегистрировано как право на лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда.
Разрешая исковые требования в рамках настоящего дела, суд учитывает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Рдентификация, учет Рё регистрация лесных участков РІ соответствии СЃ действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация Рѕ таких участках относится Рє общедоступной информации (Р·Р° исключением информации, доступ Рє которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) Рё содержится РІ государственном лесном реестре, ведение которого, Р° также внесение РІ него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления РІ пределах РёС… полномочий, определенных РІ соответствии СЃРѕ статьями 81 - 84 Лесного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїРѕ формам Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся РІ государственном лесном реестре; РїРѕСЂСЏРґРѕРє представления РІ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся РІ государственном лесном реестре, органами государственной власти Рё органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 Рё 10 статьи 91 Лесного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации); ведение государственного лесного реестра РІ отношении лесов, расположенных РІ границах территорий субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (РїСѓРЅРєС‚ 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Рзменениями, внесенными этим Федеральным законом РІ статью 4.6 Федерального закона РѕС‚ 4 декабря 2006 РіРѕРґР° N 201-ФЗ «О введении РІ действие Лесного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», предусмотрено, что информация Рѕ границах лесных участков Рё правах РЅР° РЅРёС… вносится РІ государственный лесной реестр РЅР° основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (РїСѓРЅРєС‚ 5 статьи 7).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Подпункт 3 пункта 6 ст. 5 устанавливает, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом, выдел земельного участка с КН № был осуществлен в счет земельной доли из общедолевых земель АОЗТ «Митрофановское», оборот которых регулируется Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Земельный участок с КН № является частью федерального земельного участка и расположен частично внутри его границ, при этом из собственности Российской Федерации не изымался, перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения либо в земли населенных пунктов либо иных категорий, не осуществлялся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как указано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 1 указанного Закона, основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О указал, что установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
В силу п. п. 2, 4 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 номер 1007, лесопарковые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов) в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ, п. 2 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 509 в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства.
В ГКН указанный земельный участок с КН № внесен с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
По данным Главного управления лесами на указанном земельном участке сформирован участок, предоставленный в аренду ООО «Просто-Р» для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 04.09.2012г. (л.д. 86-91 т. № 2)
Согласно представленным в суд таксационным описаниям Кременкульского участкового лесничества 1986 и 1998 годов, Шершневского лесничества лесоустройства 2014 года, планшетам лесоустройства 1998 года, сведениям из ГЛР, земельный участок с КН № относится к категории защитных лесов – лесопарковые зоны, по материалам таксации 2014г. относится к особо защитным участкам - квартал 45, части выделов 13-16 – участки леса вокруг сельских населенных пунктов, садовых товариществ 1 км, квартал 44 выделы 19, 21, 25, 26, 29 – особо охраняемые части государственного заказника и другие особо охраняемые территории, установлены ограничения по режиму использования в соответствии со ст. 105 ЛК РФ, (л.д. 73 об. т. № 2) что изначально исключало возможность его использования как земли сельскохозяйственного назначения.
При этом суд полагает, что истец не является добросовестным приобретателем спорного участка, поскольку не проявила должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых могла узнать о расположении участков на территории лесного фонда и об отсутствии у продавца права на распоряжение федеральной собственностью.
РР· РєРѕРїРёРё дела правоустанавливающих документов СЃСѓРґ установил, что Усманова Р.Р“. 13.09.2009Рі. выдала доверенность Чепнякову Р.Р“. (СЃСѓРїСЂСѓРіСѓ истицы) которой уполномочила его вести РІСЃРµ дела РїРѕ оформлению наследственных прав после смерти своей матери, быть представителем РїРѕ вопросам, связанным СЃ оформлением документов РЅР° долю РІ праве общей собственности, регистрацией права собственности РЅР° нее Рё выделение земельного участка РІ натуре, оформление Рё регистрацией права собственности РЅР° земельный участок РІ счет доли, Р° также СЃ правом отчуждения выделенного РІ счет доли земельного участка Р·Р° цену Рё РЅР° условиях РїРѕ своему усмотрению.
(Р».Рґ. 187 С‚. в„– 1)
Суд отклоняет доводы представителя истца о том, что Чернякова М.В. использовала земельный участок для сенокошения, поскольку в силу закона использование данного участка в части налагающейся на земли лесного фонда для сельскохозяйственного назначения недопустимо.
Также не являются доказательством добросовестности истца постановка земельного участка с КН № на кадастровый учет, поскольку не исключает обязанности самого истца действовать разумно и осмотрительно.
Оценив в совокупности представленные материалы, суд приходит к выводу, что земельный участок с КН №, образованный в результате выдела в счет земельной доли, был образован частично на землях лесного фонда, относящихся к категории защитных лесов – лесопарковые зоны, которые не могли быть отнесены к сельскохозяйственным землям и не могли быть использованы для сельскохозяйственного использования.
Оснований для применения Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ не имеется.
На основании изложенного, исковые требования предъявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Черняковой Рњ.Р’. Рє Главному управлению лесами Челябинской области Черняковой Рњ.Р’. Рє Главному управлению лесами Челябинской области РѕР± исключении РёР· Единого государственного реестра недвижимости сведений Рѕ характерных точках земельного участка СЃ кадастровым в„–, определении площади земельного участка, количества контуров, восстановлении РІ ЕГРН сведений Рѕ характерных точках земельного участка существовавших РїРѕ состоянию РЅР° 30.05.2016Рі., признании права собственности земельный участок СЃ кадастровым в„– РІ ранее существовавших границах, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Т.Н.Куценко