Судья: Дмитриева И.В. дело № 33-10465/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2016г. г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей: Маримова В.П., Щетининой Е.В.
при секретаре Торпуджиян А.Х.,
с участием прокурора Ляпиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чертковского района Ростовской области в интересах Малой А.И. к Управлению социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области на решение Чертковского районного суда Ростовской области от 31 марта 2016г.
Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Чертковского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Малой А.И. к Управлению социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области (далее - УСЗН Администрации Чертковского района) об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, мотивируя требования тем, что прокуратурой района по обращению Малой А.И. проведена проверка о нарушении ее прав на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в ходе которой установлено, что Малая А.И. является педагогическим работником и проживает в сельской местности, в связи с чем УСЗН Администрации Чертковского района ежемесячно производит денежную выплату на оплату потребленных коммунальных услуг.
В период с 01.01.2013г. по 01.07.2013г. начисление указанной компенсации производилось УСЗН Администрации Чертковского района на долю Малой А.И. исключая долю иных зарегистрированных и совместно проживающих членов семьи.
Вместе с тем, действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный Постановлением Правительства
Ростовской области от 15.11.2011г. N232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100% компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение.
Прокурор ссылался на то, что действия УСЗН Администрации Чертковского района по расчету и выплате льгот на оплату жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, противоречат как федеральному законодательству, так и определению Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2011г. N41-Г11-24, нарушают гарантированное федеральным законодательством право вышеуказанной категории граждан на 100% возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.
На основании изложенного, прокурор Чертковского района Ростовской области просил обязать УСЗН Администрации Чертковского района произвести перерасчет размера льгот Малой А.И. за период с 01.01.2013г. по 01.07.2013г., исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, без учета доли занимаемой в общей площади жилого помещения.
Прокурор, принимавший участие в деле, исковые требования уточнила, просила суд обязать УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области произвести Малой А.И. как педагогическому работнику сельской местности перерасчет выплат по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013г. по 30.06.2013г., в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.
Малая А.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель УСЗН Администрации Чертковского района, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Решением Чертковского районного суда Ростовской области от 31 марта 2016г. года иск прокурора Чертковского района Ростовской области в интересах Малой А.И. удовлетворен.
На УСЗН Администрации Чертковского района возложена обязанность произвести перерасчет размера выплат компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг Малой А.И. учителю МБОУ Алексеево-Лозовской средней школы за период с 01.01.2013г. по 30.06.2013г., исходя из 100 % компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, вместо ранее произведенного расчета компенсации, приходящейся только на долю педагогического работника в занимаемом ею жилом помещении.
В своей апелляционной жалобе УСЗН Администрации Чертковского района считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Апеллянт полагает, что право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не только педагогическим работникам, но и совместно проживающим с ними членам их семей было установлено только с 01.07.2013 г. в связи с принятием Областного закона РО от 27.06.2013 г. N 1106-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".
Также апеллянт ссылается на нормы ст. ст. 31, 69 ЖК Российской Федерации и указывает, что члены семьи (супруг, дети, родители) обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.
Прокуратурой Чертковского района в материалы дела представлены возражения, в которых прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор, принимавший участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал, что решение суда является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами ч.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 29.12.2010г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст.52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. N274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и исходил из доказанности того, что Малая А.И. является педагогическим работником, проживает в сельской местности, совместно с ней проживают члены ее семьи, в то время как компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывается только на долю истца.
В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться Малой А.И. вне зависимости от количественного состава членов ее семьи, проживающих с нею в данном жилом помещении.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ. В действующей редакции абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Это подтверждает и ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст.ст.52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Так, в силу ст. ст. 1 - 2 Областного Закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Названный Областной закон не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
Из материалов дела следует, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Начисления выплат Малой А.И. производились из расчета зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи, в то время, как компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывается только на долю истца.
Разрешая спор по существу, суд 1-й инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Судебная коллегия считает выводы суда 1-й инстанции правомерными, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах Закона РФ "Об образовании", Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", в которых отсутствуют положения, ограничивающие размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площадью.
Вывод суда о наличии у истца права на данный вид социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
С учетом приведенных обстоятельств, в целом с выводами суда первой
инстанции следует согласиться, а доводы жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чертковского районного суда Ростовской области от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.06.2016г.