Дело № 12-407/21
25RS0010-01-2021-003729-59
Р Е Ш Е Н И Е
«31» августа 2021 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ТСЖ «Маленькая Америка» Сафонова Сергея Сергеевича на постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края №/ от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ТСЖ «Маленькая Америка» по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
26 мая 2021 года государственный инспектор Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края вынес постановление №/ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ТСЖ «Маленькая Америка» по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, председатель ТСЖ «Маленькая Америка» Сафонов С.С. подал жалобу. В судебном заседании заявитель пояснил, что нарушение было устранено в процессе проведения проверки, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству не совершено.
Уточнив требования, на основании изложенного, заявитель просит прекратить дело в связи с малозначительностью правонарушения.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения извещен надлежащим образом – заказной корреспонденцией, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 КоАП Российской Федерации, признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 5 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, законодательством о недрах.
Из положений статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" следует, что пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.
В соответствии со статьей 27 указанного Закона, под геологической информацией о недрах понимается информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Приказом Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" N 308 от 7 июля 2011 года срок предоставления сведений по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" установлен до 20 января после отчетного периода.
Из представленных материалов дела установлено, что ТСЖ «Маленькая Америка» имеет лицензию ВЛВ01599ВЭ на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод одиночной скважиной № 281-Б для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения группы жилых домов на территории г. Находка.
Согласно условиям пользования недрами лицензии ВЛВ01599ВЭ пользователь недр обязуется предоставлять ежегодно, в срок до 20 января, информацию органу, выдавшему лицензию о выполнении условий пользования недрами при добыче пресных подземных вод.
Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, ТСЖ «Маленькая Америка» не предоставило отчет о выполнении условий пользования недрами при добыче пресных подземных вод, по форме государственной статистической отчетности 4-ЛС за 2020 год.
По данному факту 05 мая 2021 года госинспектором Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в отношении ТСЖ «Маленькая Америка» составлен протокол №/ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП Российской Федерации.
Постановлением государственного инспектора Приморского края Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 26 мая 2021 года, юридическое лицо – ТСЖ «Маленькая Америка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ).
Как верно установлено должностным лицом при рассмотрении дела и не оспаривается заявителем, что ТСЖ «Маленькая Америка» не предоставило отчет о выполнении условий пользования недрами при добыче пресных подземных вод, по форме государственной статистической отчетности 4-ЛС за 2020 год.
Между тем, административным органом не учтено, что Обществом устранены допущенные нарушения, отчет сдан. Негативных последствий допущенное администрацией нарушение не повлекло. Соответственно, это нарушение, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из материалов дела усматривается, что тот объем правонарушения, который вменен по делу, по своему характеру и степени общественной опасности, возможно расценить как малозначительный, принимая во внимание, что этими действиями (бездействием) не нанесен существенный вред охраняемым государством интересам, никаких негативных последствий от данных действий не наступило.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда. Суд полагает, что по данному делу имеются основания, позволяющие признать совершенное правонарушение малозначительным.
При этом, при прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, - не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется и с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5.
Объявление нарушителю устного замечания несет в себе отрицательную правоприменительную оценку административного правонарушения и свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. В этой связи, постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить, ограничиться устным замечанием.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края №/ от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ТСЖ «Маленькая Америка» по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП Российской Федерации в отношении ТСЖ «Маленькая Америка» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП Российской Федерации, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд г. Находка в течение 10 дней с момента его получения.
Судья Н.Л. Жила