61RS0011-01-2024-001501-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации дело № 2-1229/24
1 июля 2024года г.Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Е.А.Добрухиной,
с участием истца помощника Белокалитвинского городского прокурора Настоящего А.В.,
при секретаре М.В.Прусаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белокалитвинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Синегорская клубная система» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов, третьи лица Администрация Белокалитвинского района, Администрация Синегорского сельского поселения
УСТАНОВИЛ:
Белокалитвинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Синегорская клубная система» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов, ссылаясь на то, что при проведении прокуратурой города проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил Доступность зданий для маломобильных групп населения в вестибюлях вблизи входа в зданиях МБУК «Синегорская КС» (ДК «Синегорский, ДК «Углекаменный», ДК «Майский», Западновский СК) для инвалидов по зрению не установлены информационные мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающие информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения. Таким образом не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. По результатам проверки Белокалитвинской городской прокуратурой в адрес директора МБУК «Синегорская КС» 22.04.2024 было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено, однако до настоящего времени меры по устранению нарушений не приняты. В связи с этим истец просит суд обязать Администрацию МБУК «Синегорская клубная система» устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, а именно установить в вестибюлях вблизи входа в зданиях МБУК «Синегорская КС» (ДК «Синегорский, ДК «Углекаменный», ДК «Майский», Западновский СК) для инвалидов по зрению информационные мнемосхемы (тактильную схему движения), отображающие информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения в течение шести месяцев.
В судебном заседании представитель истца помощник Белокалитвинского городского прокурора Настоящий А.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, уточнив адрес зданий, в которых необходимо произвести указанные работы.
Ответчик, третье лицо - Администрация Белокалитвинского района, извещенные ненадлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Третье лицо Администрация Синегорского сельского поселения - извещенные ненадлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181 реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181 к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечиваться досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалидов в помещении закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя Российской Федерации от 30.12.2020 №904/пр.
Согласно п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Согласно п. 6.5.2 Свода правил технические средства информации и сигнализации, размещаемы в помещениях, предназначенных для МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию. Применяемые средства информации должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых на одном земельном участке.
Согласно п.6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6м от уровня пола и на расстоянии 0,1м от края таблички до края дверного проема, перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Суд установил, что в оперативном управлении МБУК «Синегорская КС» находятся здания: дома культуры «Углекаменный» по адресу <адрес>, дома культуры «Майский» по адресу <адрес>, дома культуры «Западновский» по адресу <адрес>(л.д.21-31).
В нарушение требований действующего законодательства в вестибюлях вблизи входа в здания МБУК «Синегорская КС» (ДК «Синегорский, ДК «Углекаменный», ДК «Майский», Западновский СК) для инвалидов по зрению не установлены информационные мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения.
22.04.2024 Белокалитвинской городской прокуратурой внесено представление директору МБУК «Синегорская клубная система» о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений (л.д.8-10).
Согласно ответу директора МБУК «Синегорская клубная система» к приобретены и установлены таблички на контрастном фоне выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайеля и кнопкам вызова персонала в подразделениях МБУК Синегорская КС по адресам ДК <адрес>, ДК <адрес>, ДК <адрес>, ДК <адрес>, СК <адрес>, в настоящее время установить мнемосхемы не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств(л.д.11).
В ходе рассмотрения дела, ответчик исковые требования прокурора признал.
Судом, при рассмотрении дела установлено, что выявленные нарушения в настоящее время не устранены. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, не оспоренные ответчиком.
Анализируя собранные доказательства по делу, учитывая признание иска ответчиком, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Синегорская клубная система» <данные изъяты> в соответствии с «СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020г № 904/пр, установить в вестибюлях на входах: в здание дома культуры «Синегорский» по адресу <адрес>, в здание дома культуры «Углекаменный» по адресу <адрес>, в здание дома культуры «Майский» по адресу <адрес>, в здание дома культуры «Западновский» по адресу <адрес> для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения) отображающую информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба может быть подана в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Добрухина
Мотивированное решение составлено 3 июля 2024г.