Дело № 2-30/2023
УИД 42RS0020-01-2022-000803-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе
судьи Раймер –Шмидт К.Е.
при секретаре Толочковой К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осинники 21.02.2023 года гражданское дело по иску Зинкова Сергея Анатольевича к ООО «Экологические технологии», администрации Осинниковского городского округа о понуждении заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, понуждении произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Зинков С.А. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Экологические Технологии», администрации Осинниковского городского округа, в котором просит с учетом уточнения обязать ООО «Экологические Технологии» внести изменения в условия договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложить приложение к типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующей редакции:
Приложение к типовому договору
на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами
№ п/п | Наименование объекта | Объем принимаемых твердых коммунальных отходов | Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов | Место (площадка) накопления крупногабаритных отходов | Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
1 | <адрес> | 0,51825 | В холодное время года (при среднесуточной температуре +5 С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). |
В типовой форме договора «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки с 1-го по 30-й день: пени не начисляются; 31-й день 1/300 ставки оефинансирования ЦБ; с 91-го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ, установленной на день предъявления соответсвующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Обязать ООО «Экологические Технологии» произвести перерасчет перерасчет задолженности платы за услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до объема потребленного ресурса в размере 3 745,21 рублей, перерасчет пени в размере 2 328,56 рублей; взыскать с ООО «Экологические Технологии», администрации Осинниковского городского округа солидарно: в счет возмещения расходов по договору возмездного оказания юридических услуг 30 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; обязать администрацию Осинниковского городского округа разместить площадку мест накопления ТКО в пределах норматива на расстоянии не более 100 м до жилого дома <адрес>; обязать администрацию Осинниковского городского округа оборудовать специальную площадку с твердым водонепроницаемым бетонным или асфальтовым покрытием, оборудовать специальную площадку место (площадка) накопления крупногабаритных отходов; обязать ООО «Экологические Технологии» обеспечить потребителей мусоросборниками (контейнерами) для ТКО, специальным бункером для размещения золы-шлака отходов.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экологические Технологии» был направлен договор на оказание услуг по обращению ТКО собственнику жилого дома по адресу: <адрес> Зинкову С.А. ДД.ММ.ГГГГ Зинковым С.А. в адрес ООО «Экологические Технологии» была направлена претензия о несогласии с условиями договора. До настоящего времени договор на оказание услуг по обращению ТКО между ООО «Экологические Технологии» и Зинковым С.А. не заключен.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Осинниковского городского округа.
В судебное заседание истец Зинков С.А. не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Зинкова С.А.-ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования в части понуждения произвести перерасчет по пене в размере 2 328,56 рублей не поддеражал, на остальных требованиях с учетом уточнения настаивала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – ООО «ЭкоТек» ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Осинниковского городского округа не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>-Кузбассу ФИО6, действующая на основании доверенности №-С/2023 от ДД.ММ.ГГГГ считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебное заседание представитель Отдела по координации и жизнеобеспечения <адрес>, прокурор <адрес> не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с ТКО, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в частности, у собственника жилого помещения с момента возникновению права собственности на жилое помещение, с учетом правил, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Зинков С.А. является собственником жилого дома, общей площадью 73 кв.м., (л.д.28 том1) расположенного по адресу: <адрес>
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881.
Согласно Устава ООО «ЭкоТек», утвержденного решением единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ, целью деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли. Общество осуществляет следующие виды деятельности: обработка и утилизация неопасных отходов, обработка и утилизация опасных отходов, сбор неопасных отходов, сбор опасных отходов, обработка вторичного неметаллического сырья, торговля оптовая отходами и ломом (л.д.34-51 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса <адрес> и ООО «ЭкоТек» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» <адрес>, согласно п. 1.2 которого ООО «ЭкоТек» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет (л.д.61-65 том 2).
Согласно п. 1.3 указанного соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области» на 2017 – 2026 годы», утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 № 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением.
Согласно п.п. 1.4, 1.5 указанного соглашения региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия <адрес>.
Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2.1 соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Закон № 89-ФЗ предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п.4 ст.24.7 Закона № 89-ФЗ).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 г. № 641».
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) данных Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) этих же Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.8(18)).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(19)).
В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(20)).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).
Истец просит внести изменения в условия договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг обращения с твердыми коммунальными отходами.
Истцом представлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем физическим лицом в жилом помещении в письменной форме (л.д.15-23 том 1), который Зинкову С.А. предложено заключить.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ООО «ЭкоТек» с претензией, в которой просил внести в договор некоторые изменения и дополнительные пункты (л.д.23-27 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоТек» в адрес Зинкова С.А. направлен ответ на его претензию, также повторно направили для подписани договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66 том 1).
При рассмотрении делами между Зинковым С.А. и ООО «ЭкоТек» не достигнуто соглашения по изложению условий в договоре в предложеннолй редакции истцом.
Согласно сведениям сайта ООО «ЭкоТек», в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, региональным оператором размещено предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес>, размещен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д.66-73 том 2). ДД.ММ.ГГГГ в газете «Кузбасс» региональным оператором опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (л.д.53 том 1).
Таким образом, у Зинкова С.А. имелась реальная возможность ознакомиться с указанным предложением ООО «ЭкоТек» и Типовым договором на обращение с ТКО и своевременно направить заявку с приложением документов. Истец Зинков С.А. данную возможность проигнорировал.
При рассмотрении дела установлено, что истец Зинков С.А. заявку для заключения договора региональному оператору ООО «ЭкоТек» в установленном законом порядке не направлял.
Согласно п.8 (11) Постановления №1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В п. 8 (12) Постановления №1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Исходя из того, что данный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст.428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением №1156, что следует из п.5 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, а истец Зинков С.А. не исполнил императивные требования правил №1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с истцом на условиях типового договора с согласованием существенных его условий.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, в силу действующего законодательства договор может быть дополнен и дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон.
Исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным местом накопления твердых коммунальных отходов, сведения о котором содержатся в территориальной схеме.
По смыслу положений Правил № 1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из пункта 20 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 15 Правил).
Как установлено судом, постановлением администрации Осинниковского городского округа от 28.12.2018 № 780-п «Об утверждении схемы размещения и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, порядка определения места сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ» утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ согласно приложению №1, утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ, порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и иное (л.д.83 том 1). В соответствии с Порядком создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Осинниковский городской округ и включения их в реестр, настоящий Порядок определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ устанавливает процедуру определения мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ (л.д.33 том 2). Постановлением №617-п от 18.09.2020 администрации Осинниковского городского округа в постановление администрации Осинниковского городского округа №780-п от 28.12.2018 «Об утверждении схемы размещения и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, Порядка определения места сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ» внесены изменения в пункт 1.2 «Индивидуальные жилые дома» Приложения №1 «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковского городского округа» к постановлению администрации Осинниковского городского округа №780-п от 28.12.2018, изложив в новой редакции, согласно приложению № к настоящему постановлению (л.д.84-85 том 1). Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ, для жителей улиц частного сектора, в том числе <адрес> установлены контейнерные площадки для сбора ТКО по адресу: <адрес>.
Транспортирование твердых коммунальных отходов от данных контейнерных площадок, как и от остальных площадок, осуществляется региональным оператором в полном объеме. Следовательно, у истца имеется возможность пользоваться коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, используя оборудованные контейнерные площадки, при этом удаленность расположения не влияет на качество оказываемой региональным оператором коммунальной услуги.
Обязанность собственников твердых коммунальных отходов осуществлять складирование таких отходов в местах накопления не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки от конкретного индивидуального жилого дома, а неиспользование потребителями таких мест (площадок) не указывает на неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, ответственность за создание и содержание общих контейнерных площадок на территориях муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Сроки временного накопления и вывоза твердых коммунальных отходов определены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021.
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов зависят от температуры наружного воздуха и количества контейнеров на площадке, соответственно, их в регламентация в договоре не требуется.
Кроме того, ст.446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что срок по рассмотрению разногласий, возникших при заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоТек» и Зинковым С.А., на момент обращения с настоящим иском в суд – ДД.ММ.ГГГГ, а соответственно, и на момент рассмотрения дела судом, истек.
Также ответчиком администрацией Осинниковского городского округа организовано место для накопления твердых коммунальных отходов для жителей <адрес>, на которой проживает истец и которым является ул.<адрес>. Оснований для возложения на администрацию Осинниковского городского округа обязанности по организации плошадки мест накопления ТКО в приделах норматива на рассмоянии не более 100 м до жилого дома по <адрес>, оборудовании специальной площадки с твердым водонепроницаемым бетоном или асфальтовым покрытием, оборудовании специальной площадки накопления крупногабаритных отходов, суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении требований Зинкова С.А. в этой части также следует отказать.
Требования Зинкова С.А. в части понуждения ООО «ЭкоТек» обеспечить потребителей мусоросборниками (контейнерами) для ТКО, также специальным бункером для размещения зола-шлака отходов суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку ООО «ЭкоТек», являющееся региональным оператором, полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твёрдых бытовых отходов не наделено. Статьёй 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 2 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твёрдых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
Допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484, которыми предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Вместе с тем, данные Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, критерии их применения и не устанавливают обязательные требования для регионального оператора требования в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.
При разрешении требований Зинкова С.А. об обязании ООО «ЭкоТек» произвести перерасчет задолженности за вывоз ТКО по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до объема потребленного ресурса, суд находит их подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.
В соответствии с Правилами № расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения № к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно представленно ООО «ЭкоТек» истории расчета ими производились расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по <адрес> исходя их проживающих 4 человек (л.д.243-244 том 1), что не оспаривалось также и в судебном заседании.
Однако из представленных Зинковым С.А. адресных справок (л.д.171-173 том 1 ) следует, что в спорном помещении занчатся зарегистрированными лишь 3 человека, что также подтверждается и копией домовой книги (л.д.29-36 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ Зинков С.А. обратился к ООО «ЭкоТек» с заявлением о перерасчете задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалост представителем ответчика.
ООО «ЭкоТек» в добровольном порядке в период рассмотрения настоящего дела в суде (по заявлению Зинкова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ) был произведен перерасчет задолженности за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.170 том 1), отказано в перерасчете задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с вынесением судебных приказов о взыскании данной задолженности с Зинкова С.А.
Однако, как установлено в судебном заседании судом, судебные приказы о взыскании с Зинкова С.А. задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменены мировым судьей (л.д.17-19 том 2).
В связи с чем, суд полагает подлежащими требования Зинкова С.А. о перерасчете задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает положения ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, установленных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области зашиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку установлено, что действиями ответчика ООО «ЭкоТэк» были нарушены права истца как потребителя, следовательно, истцу были причинены нравственные страдания.
Учитывая отсутствие правовых норм, определяющих материальные критерии, эквивалентные нравственным страданиям, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости, а также, учитывая обстоятельства дела, характер причиненных истцам нравственных страданий и переживаний, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу Зинкова компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, полагая данную сумму разумной и справедливой.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку, как усматривается из материалов дела, ответчик в добровольном порядке не удовлетворил требования истца, то суд приходит к выводу о взыскании в пользу Зинкова с ответчика штрафа.
При расчете размера штрафа подлежащего взысканию в пользу истцов суд исходит из следующих, присужденных ко взысканию сумм: 2 000 рублей (компенсация морального вреда) = 2 000 рублей х 50% = 1 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимые расходы.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.
Конституционный Суд РФ в определении от 19.01.2010 № 88-О-О изложил правовую позицию, согласно которой возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании приведенных норм осуществляется, таким образом, только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 17.07.2007, от 22.03.2011 года, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесены лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требований ст. 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений ч.1 ст. 100 ГПК РФ суд при разрешении вопроса на оплату услуг представителя обязан установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Размер понесенных расходов указывается стороной и подтверждается соответствующими документами.
Указанная норма закона предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя. Реализация данного права судом возможна лишь в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела.
Сумма вознаграждения, в частности, зависит от продолжительности и сложности дела, квалификации и опыта представителя, обусловлена достижением юридически значимого для доверителя результата, должна соотноситься со средним уровнем оплаты аналогичных услуг.
Неразумными при этом могут быть сочтены расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права, либо несложностью дела.
В силу разъяснений, содержащихся п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21.01.2016).
В обоснование требований о взыскании с ООО «ЭкоТек» расходов, связанных с оплатой юридических услуг истцом в материалы дела представлен договор возмездного оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО4 (исполнитель) приняла на себя обязательство по поручению Зинкова С.А. (заказчика) предоставить следующие услуги: представление интересов Заказчика в Осинниковском городском суде <адрес>, при рассмотрении гражданского дела №. Исполнитель обязан консультировать Заказчика по всем вопросам в связи с данными услугами; п.1.3 срок исполнения работ (оказания услуг)-до вынесения решения суда по делу; п.3.1 Цена настоящего Договора состоит из:: п.3.1.1 Вознаграждения Исполнителю в размере 30 000 рублей выплачивается до вынесения судебного решения по делу (л.д.245-246 том1).
Учитывая существо постановленного решения, сложность заявленного спора, объем и качество оказанной истцу правовой помощи представителем, в том числе количество и качество составленных процессуальных документов, срок рассмотрения дела, суд считает заявленные расходы разумными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца в размере 20 000 рублей, находя сумму в 30 000 рублей чрезмерной, и не отвечающей требованиям разумности и справедливости.
Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, которые им, понесены, в размере 300 рублей, что подтверждается чеком по операции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38 том 1).
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ № №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 23 300 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 02.03.2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░-░░░░░