Дело №2а-1109/2021
УИД 13RS0019-01-2021-002218-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Рузаевка 25 августа 2021 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Карповой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабановой З.А.
при участии в деле:
от административного истца – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия представителя Посеевой М.М. (по доверенности),
административного ответчика – Ибрагимова И.О.,
старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В. (на основании служебного удостоверения),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Ибрагимову И.О. о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О. (далее – Ибрагимов И.О.), подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение по тем основаниям, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2017 №-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О. принято решение от 06.08.2021 о его реадмиссии из Российской Федерации.
Ибрагимов И.О., подлежащий реадмиссии, 24.08.2021 освобожден из мест лишения свободы и помещен в специальное учреждение на основании решения МВД по Республике Мордовия на срок, не превышающий сорока восьми часов. Поскольку пребывание Ибрагимова И.О. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, административный истец с учетом уточнений заявленных в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требований просит принять решение о помещении гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О., ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение с 24 августа 2021 года на срок до одного месяца, то есть до 24 сентября 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца МВД по Республике Мордовия Посеева М.М. уточнила административный иск в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и просила принять решение о помещении гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О., ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение с 24 августа 2021 года на срок до одного месяца, то есть до 24 сентября 2021 года.
Административный ответчик Ибрагимов И.О. административный иск не признал, выразил нежелание находиться в условиях ограничения свободы.
Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, учитывая заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела установлено, что приговором Хорошевского районного суда г. Москвы от 23.12.2008 Ибрагимов И.О. осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 105, пунктом «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
04.07.2017 Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрев документы осужденного Ибрагимова И.О., находившегося в местах лишения свободы, распоряжением №-рн в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признало пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О. нежелательным.
06.08.2021 МВД по Республике Мордовия принято решение о реадмиссии гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О., ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О. и решение о его реадмиссии не отменены и не признаны незаконными.
24.08.2021 Ибрагимов И.О. освобожден из исправительного учреждения по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда, и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов.
Ибрагимов И.О., подлежащий реадмиссии, признает себя гражданином <данные изъяты>, имеет справку об освобождении, а также свидетельство о возвращении на родину сроком действия до 23.029.2021, необходимое для пересечения границы гражданину <данные изъяты>.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции дано заключение об установлении личности Ибрагимова И.О. в связи с отсутствием у него документа, удостоверяющего личность.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с закрепленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом указанных конституционных положений в части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
15 апреля 2013 года между Правительством Российской Федерации и Правительством <данные изъяты> подписано Соглашение о реадмиссии.
Под реадмиссией согласно данному Соглашению понимается передача компетентными органами государства запрашивающей стороны и прием компетентными органами государства запрашиваемой стороны в порядке, на условиях и в целях, которые предусмотрены настоящим Соглашением, лиц, въехавших на территорию государства запрашивающей стороны или находящихся на указанной территории в нарушение законодательства этого государства, регулирующего порядок въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Исполнение решения о реадмиссии иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность (пункт 2 статьи 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 6 статьи 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Принимая во внимание, что в отношении административного ответчика федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, вынесено решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции принято решение о его реадмиссии, которые не отменены и не признаны незаконными, с заявлением об оспаривании решений о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и о реадмиссии административный ответчик не обращался, что подтверждается его объяснениями в судебном заседании, а также учитывая отсутствие у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, наличие судимости за совершение умышленного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, суд признает административный иск о помещении административного ответчика, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Помещение административного ответчика, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение основано на федеральном законе и обусловлено значимой и законной целью.
Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении до передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.
Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о реадмиссии, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о реадмиссии, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 сентября 2014 г. №1830-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Б на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
При рассмотрении административного дела установлено, что Ибрагимов И.О, подлежащий реадмиссии, не имеет действительный документ, удостоверяющий личность гражданина <данные изъяты>. Вместе с тем ему оформлено свидетельство о возвращении на родину сроком действия до 23.09.2021.
Согласно пункту 3 статьи 4 Соглашения о реадмиссии между Правительством Российской Федерации и Правительством <данные изъяты> направление запроса о реадмиссии не требуется, когда лицо, подлежащее реадмиссии, имеет действительный документ, удостоверяющий личность гражданина государства запрашиваемой стороны. Передача таких лиц осуществляется в соответствии со статьей 9 исполнительного протокола.
Статьей 9 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством <данные изъяты> о реадмиссии (Москва, 15 апреля 2013 г.) предусмотрено, что дата и время реадмиссии, а также используемые в этих целях пункты пропуска через государственную границу государств сторон определяются по взаимному согласию компетентных органов государств сторон в каждом конкретном случае (пункт 3).
Центральный компетентный орган государства запрашивающей стороны не позднее 10 рабочих дней до планируемой даты передачи лица, уведомляет центральный компетентный орган запрашиваемой стороны об условиях передачи лица, указанных в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4).
Условия передачи лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, считаются согласованными, если в течение 5 рабочих дней в центральный компетентный орган государства запрашивающей стороны не поступили направленные при помощи технических средств передачи информации возражения центрального компетентного органа государства запрашиваемой стороны в отношении таких условий (пункт 5).
В случае если предложенные центральным компетентным органом государства запрашивающей стороны условия передачи лица являются неприемлемыми для центрального компетентного органа запрашиваемой стороны, другие условия передачи должны быть согласованы в возможно короткий срок (пункт 6).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также учитывая объем мероприятий, которые необходимо осуществить территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для исполнения решения о реадмиссии Ибрагимова И.О., порядок и сроки передачи лица, подлежащего реадмиссии, не имеющего действительного документа, удостоверяющий личность гражданина государства запрашиваемой стороны, установленные межправительственным соглашением, суд принимает решение о помещении гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О., ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение с 24 августа 2021 года на срок до одного месяца, то есть до 24 сентября 2021 года.
Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит.
Руководствуясь статьями 46, 175-180, 268-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление административного истца – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия об уточнении административного искового заявления принять.
Административное исковое заявление Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение удовлетворить.
Поместить гражданина <данные изъяты> Ибрагимова И.О., ДД.ММ.ГГГГ, в Центр временного содержания иностранных граждан отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3, на срок до 24 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы и представления через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Н.В. Карпова
Решение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2021 года.
Судья Н.В. Карпова