п. Сернур |
30 ноября 2023 года |
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Домрачева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сернурводоканал» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Сернурводоканал» о возложении обязанности, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, направленного на защиту жизни и здоровья несовершеннолетних при функционировании детских площадок, расположенных на территории МО «Городское поселение Сернур». Собственники жилых помещений многоквартирного дома <адрес> выбрали способ управления общим имуществом многоквартирного дома – управление управляющей организацией. Для управления многоквартирным домом между собственниками помещений по вышеуказанному адресу и МУП «Сернурводоканал» заключен договору управления многоквартирным домом от 01 ноября 2020 года, приложением № 2 к договору управления многоквартирным домом установлен перечень работ и услуг МУП «Сернурводоканал» по содержанию общего имущества в многоквартирном доме <адрес>. При обследовании детской площадки, расположенной по указанному адресу, выявлены недостатки при исполнении мероприятий по безопасности эксплуатации оборудования, в нарушение требований п. 5.7 ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» при осмотре карусели выявлено, что механизм вращения находится в сломанном состоянии, карусель искривлена. В нарушение п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012 металлическая конструкция карусели имеет следы коррозии и отслоения краски. В нарушение требований п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» на детских площадках отсутствуют информационные таблички или доски с указанием правил и возрастных требований при использовании оборудования, номеров телефона службы спасения и скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправностях и поломке оборудования. Прокуратурой района 24 августа 2023 года внесено представление в адрес и.о. директора МУП «Сернурводканал» с требованием устранить выявленные нарушения. В ответе на представление от 25 сентября 2023 года, поступившее в прокуратуру района 17 октября 2023 года, ответчик сообщил, что демонтаж детской карусели будет произведен до конца октября 2023 года. В настоящее время требования, изложенные в представлении прокурора, не выполнены, работы по приведению оборудования детской игровой площадки в соответствие с требованиями ГОСТ не произведены, что подтверждается актом проверки от 07 ноября 2023 года. С учетом уточнений просит обязать МУП «Сернурводоканал» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда произвести работы по приведению оборудования детской игровой площадки, установленной на придомовой территории дома <адрес>, в соответствие с требованиями п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012, п. 7.5, п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2013.
Прокурор Домрачев С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Сернурводоканал», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Согласно представленному отзыву на исковое заявление ответчик признает факты нарушения требований федерального законодательства, с требованиями прокурора согласен.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, подп. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества многоквартирного дома входят, в том числе, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ правление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Статья 162 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пункта 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, территория каждого домовладения, как правило должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.
В силу п. 6.1 ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 года №1447-си, к работам, входящим в услугу текущего содержания относится в том числе, обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок. Согласно данному пункту ГОСТ содержание детских, спортивных, игровых площадок и сооружений осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации, путем проведения работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию. Установленное на площадках оборудование должно соответствовать требованиям, установленных в технических регламентах и нормативно-правовых актах.
Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года № 182-ст (далее – ГОСТ Р 52301-2013), в частности: контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (п. 6.1, 6.2, 6.3).
В соответствии с п. 6.5 ГОСТ Р 52301-2013 в целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида эксплуатант разрабатывает графики проведения осмотров.
При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (п. 6.6 ГОСТ Р 52301-2013).
Пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер телефона для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Согласно п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняются. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
В соответствии с п. 4.3.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года № 1148-ст (далее – ГОСТ Р 52169-2012), элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозийно-стойких материалов).
В силу вышеприведенных правовых норм управляющая организация обязана содержать общее имущество многоквартирного дома, в состав которого включены детские игровые площадки, в надлежащем и исправном состоянии независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.
Судом установлено, что прокуратурой Сернурского района Республики Марий Эл проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, направленного на защиту жизни и здоровья несовершеннолетних при функционировании детских площадок, расположенных на территории городского поселения Сернур, по результатам которой выявлены нарушения законности.
24 августа 2023 года прокурором Сернурского района в адрес и.о. директора МУП «Сернурводоканал» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере благоустройства территорий, согласно которому организацией, осуществляющей управленческую деятельность многоквартирным домом № 12а по ул. Коммунистическая п. Сернур является МУП «Сернурводоканал». При обследовании детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в нарушение требований ГОСТ Р 52169-2012 выявлены недостатки при исполнении мероприятий по безопасности эксплуатации оборудования. При осмотре карусели обнаружено, что механизм вращения находится в сломанном состоянии, карусель искривлена, металлические конструкции имеют следы коррозии и отслоения краски. Также на детских площадках отсутствуют информационные таблички или доски с указанием правил и возрастных требований при использовании оборудования, номеров телефона службы спасения и скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправностях и поломке оборудования. Выявленные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних и стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей ответственного лица МУП «Сернурводоканал».
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении МУП «Сернурводоканал», что следует из представленной копии договора управления многоквартирным домом от 01 ноября 2020 года. Согласно указанному договору МУП «Сернурводоканал» обязуется осуществлять управление домом, выполнять работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества дома.
Детская игровая площадка находится на придомовой территории многоквартирного дома, фактически находится в ведении и обслуживается МУП «Сернурводоканал», что ответчиком не оспаривается.
Согласно ответу и.о. директора МУП «Сернурводоканал» на представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере благоустройства территорий от 25 сентября 2023 года представление рассмотрено, комиссией составлен акт о невозможности дальнейшей эксплуатации детской карусели вследствие сильных повреждений и большого износа основных узлов карусели. Демонтаж детской карусели будет произведен до конца октября 2023 года. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей мастер по ремонту ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности.
Так, 19 сентября 2023 года комиссией МУП «Сернурводоканал» проведен осмотр детской площадки, расположенной во дворе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выявлены дефекты: сильный износ подшипников и посадочных мест под них, нарушено крепление вращающейся части карусели к основанию карусели (непроизвольное качание в разные стороны), выдернут из посадочного места круговой поручень. К поломке детской карусели привели недостаточное обслуживание или его полное отсутствие, вследствие сильных повреждений и большого износа основных узлов карусели эксплуатация невозможна и даже опасна.
В соответствии с актом проверки от 07 ноября 2023 года, проведенной помощником прокурора Сернурского района, в ходе обследования детской игровой площадки, расположенной во дворе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 52169-2012 механизм вращения карусели находится в сломанном состоянии, карусель искривлена, металлические конструкции имеют следы коррозии и отслоения краски. Кроме того на детской площадке отсутствует информационная табличка или доска с указанием правил и возрастных требований при использовании оборудования, номеров телефона службы спасения и скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправностях и поломке оборудования.
Следовательно, по состоянию на 07 ноября 2023 года выявленные нарушения ответчиком не были устранены. Доказательств устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений на дату рассмотрения дела также не представлено.
Согласно действующему законодательству, положениям договора управления многоквартирным домом МУП «Сернурводоканал» обязано обеспечивать надлежащее безопасное техническое состояние детской игровой площадки на придомовой территории дома, расположенного по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах, установив, что ответчиком не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детской игровой площадки, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком возложенной на него законом обязанности по содержанию детской игровой площадки в надлежащем и исправном состоянии нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит установить срок исполнения судебного решения – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, что суд находит недостаточным для его исполнения.
Поскольку установление срока устранения допущенных нарушений должно способствовать реальному исполнению решения суда, и принимая во внимание сроки, необходимые для исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд полагает разумным и достаточным установить срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями неимущественного характера, следовательно, с ответчика МУП «Сернурводоканал» в доход бюджета МО «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Сернурводоканал» (ИНН №) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести оборудования детской игровой площадки, установленной на придомовой территории дома <адрес>, в соответствие с требованиями пункта 4.3.3, Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», пунктов 7.5, 7.7 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сернурводоканал» (ИНН №) в доход бюджета муниципального образования «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Г. Попова
Мотивированное решение 30 ноября 2023 года.