Дело №2а-97/13-2021г.
46RS0030-01-2020-008851-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2021 года г.Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области к Левицкому Сергею Вячеславовичу о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Курской области обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Левицкому С.В. При этом указав, что административный ответчик имеет имущество, признанное объектом налогообложения. Несмотря на направленные в адрес административного ответчика требование и налоговое обязательство, своих обязательств по уплате налога последний не выполняет. На момент обращения в суд задолженность не погашена. Мировой судья вынес судебный приказ о взыскании с Левицкого С.В. задолженности по налогам. Однако, данный судебный приказ был отменен. Просят взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 73520,96 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 г. в размере 53125 руб., пени по налогу на имущество в сумме 171,78 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 г. в размере 20159 руб., пени по земельному налогу в сумме 65,18 руб.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил заявленные требования и просил задолженность в общей сумме 54862,63 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 г. в размере 34471,95 руб., пени по налогу на имущество в сумме 166,50 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 г. в размере 20159 руб., пени по земельному налогу в сумме 65,18 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
Ранее в судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зорин В.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения по изложенным в административном иске основаниям и просил его удовлетворить.
Административный ответчик Левицкий С.В. в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Ранее в судебном заседании административный ответчик Левицкий С.В. указал о том, что им земельный налог и налог на имущество не уплачен за 2018 г., поскольку кадастровая стоимость недвижимого имущества, из которой рассчитан налог, не соответствует действительности.
Изучив предоставленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ). Сообразно пункту 3 той же статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из предоставленных материалов, Левицкий С.В. в 2018 г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, а также недвижимого имущество: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: №
Налоговым органом в адрес административного ответчика направляло налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ Левицкому С.В. необходимо было оплатить земельный налог за 2018 г. в размере 20159 руб. и налог на имущество за 2018 г. в сумме 53787 руб.
Также, административному ответчику налоговым органом направляло требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым было в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено оплатить задолженность: по земельному налогу с физических лиц в размере 20159 руб., пени по земельному налогу в размере 65,18 руб., налог на имущество в сумме 53125 руб., пени по налогу на имущество в размере 171,78 руб.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №2 судебного района Центрального округа г. Курска от 16.07.2020 г. вынесен судебный приказ № 2а-1611/2020 г. о взыскании с Левицкого С.В. в пользу Межрайонной ИФНС №5 по Курской области задолженности по обязательным платежам в общей сумме 73520 руб. 96 коп.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 судебного района Центрального округа г. Курска от 16.07.2020 г. отменен судебный приказ № 2а-1611/2020 г. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Левицкого С.В. в пользу Межрайонной ИФНС №5 по Курской области задолженности по обязательным платежам в общей сумме 73520 руб. 96 коп.
Указанные обстоятельства подтверждаются: налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, требованием № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 судебного района Центрального округа г. Курска от 16.07.2020 г., судебным приказом № 2а-1611/2020 г. от 11.06.2020 г., учетными данными налогоплательщика, сведениями об имуществе, а также иными материалами дела.
Ссылки Левицкого С.В. о неверном определении кадастровой стоимости объектов недвижимости не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются предоставленными доказательствами, в том числе и сообщением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр. В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ). При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ). Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ). В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ). В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 6 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации). Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ). Согласно статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Как следует из предоставленных материалов, налоговая база была определена как кадастровая стоимость объекта, его технические характеристики в установленном законом порядке не пересматривались. Таким образом, расчет налога административным истцом произведен математически верно.
Утверждение Левицкого С.В. о наличии спора в Арбитражном суде Курской области не имеет правового значения, поскольку административным ответчиком не предоставлено достоверных доказательств свидетельствующих о том, что иная налоговая база в отношении указанного недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, административный ответчик является плательщиком налога на имущество и земельного налога, своих обязательств не выполнил в полном объеме, в связи с чем, у суда имеются основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налоговым платежам за указанный период в общей сумме задолженность в общей сумме 54 696,13 руб., а именно: по земельному налогу за 2018 г. в размере 20 159 руб. и пени по земельному налогу в размере 65,18 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из недоимки в размере 20159 руб. за 2018 г.), по налогу на имущество за 2018 г. в размере 34471,95 руб. Расчет пени судом проверен и признан обоснованным.
Не имеется у суда оснований для удовлетворения требования МИФНС России № 5 по Курской области о взыскании с Левицкого С.В. задолженности по пени по налогу на имущество в размере 166,50 руб., поскольку расчет пени на указанную сумму не предоставлен налоговым органом.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Бюджетный кодекс Российской Федерации, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеет приоритетное значение.
Согласно п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с Левицкого С.В. в доход муниципального образования «Город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1840,88 руб.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Левицкого Сергея Вячеславовича в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области задолженность в общей сумме 54 696 (пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто шесть) рублей 13 (тринадцать) копеек, а именно: по земельному налогу за 2018 г. в размере 20 159 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу в размере 65 рублей 18 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из недоимки в размере 20159 рублей за 2018 г.), по налогу на имущество за 2018 г. в размере 34 471 рублей 95 копеек.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Взыскать с Левицкого Сергея Вячеславовича в доход МО «г. Курск» государственную пошлину в размере 1840 (одни тысяча восемьсот сорок) рублей 88 (восемьдесят восемь) копеек.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с мотивированным решением стороны могут ознакомиться 29.01.2021 г.
Судья:
(подпись)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>