ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05.12.2016 город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Базуевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Савельевой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения или постановке на учет с целью предоставления жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Карпинский городской суд <адрес> с вышеуказанным иском. В исковом заявлении указано, что истец имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на воспитании в детском доме <адрес> на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в профессиональном училище <адрес>, проживала в общежитие. Неоднократно обращалась к ответчику с просьбой встать на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, но ей было отказано. Зарегистрирована она в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, фактически проживает в съемных квартирах. Просит суд обязать Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> - Управление социальной политики по <адрес> предоставить по договору специализированного найма жилое помещение, принять истца на учет для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда.
Истец ФИО1 в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что она зарегистрирована в двухкомнатной квартире, в которой никто не проживает, но зарегистрировано много человек. С письменным заявлением встать на очередь для предоставления жилого помещения и с пакетом документов, она к ответчику не обращалась. Обращалась только в устном порядке. Как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ей жилое помещение не предоставлялось. В <адрес> не обращалась за получением жилья. Там общежитие было учебного заседания. Не возражала относительно рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> -Управление социальной политики Министерства социальной защиты населения <адрес> по городу <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представил отзыв № от ДД.ММ.ГГГГ указав, что ФИО1 не состояла и не состоит на учете в Управлении социальной политики по <адрес>, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ФИО2 <адрес> № §2 за несовершеннолетней ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Управление социальной политики не согласно с заявлением ФИО1 в части возложения на Управление социальной политики по <адрес> обязанности по принятию ФИО1 на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилого фонда. ФИО1 обратилась в Управление социальной политики по городу <адрес> с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилого фонда <адрес>. Приказом начальника Управления социальной политики по городу <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в связи с тем, что она не является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (возраст превышает 23 года).
Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав истца, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Решением Карпинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1 с передачей ее на попечение органа опеки и попечительства.
Заочным решением Карпинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1.
ФИО2 <адрес> № §2 от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из справки ГКУСО СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних имени <адрес> <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно воспитывалась в Государственном казенном образовательном учреждении <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес>» и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В связи с изменениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" положения о предоставлении жилых помещений указанным лицам применяются и после вступления в силу изменений закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Судом установлено, что ФИО1 с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, до достижения ею 23-летнего возраста и после указанного возраста не обращалась. Указанное также подтверждается показаниями самого истца в судебном заседании. Также судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что истец ФИО1 на учете как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в жилом помещении, ранее не состояла, с заявлением о постановке на такой учет до 2013 года не обращалась. Согласно материалам дела, 23 - летнего возраста ФИО1 достигла ДД.ММ.ГГГГ. Со слов истца впервые она обратилась в Управление социальной политики по городу Карпинску в 2006 году с устным заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Заявление истца об устном обращении в Управление социальной политики по городу Карпинску не может в достаточной мере свидетельствовать о том, что ФИО1 в установленном законом порядке пыталась реализовать свое право на обеспечение жилым помещением специализированного фонда.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 достигнув возраста 23 лет и не встав на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеет права на обеспечение жильем по указанным ей основаниям, поскольку с достижением возраста 23 лет она утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а до достижения указанного возраста с соответствующим заявлением в установленном законом порядке за реализацией своего права на получение жилья не обращалась.
ФИО1, достигнув совершеннолетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, имела реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением к ответчику о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении для реализации права на внеочередное обеспечение жильем. Уважительных причин пропуска установленного законом срока для обращения с заявлением о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением, истцом не приведено.
Кроме того, в настоящий момент у суда имеются достаточные данные полагать о наличии у истца права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, являющееся муниципальной собственностью и предоставленным по договору социального найма. Закрепление данного жилого помещения за ФИО1 не отменено, право пользования ею указанным жилым помещением не оспаривается.
Принимая во внимание, что истец не обратился к ответчику в установленном законом порядке, суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения прав и законных интересов истца, послуживших основанием для обращения в суд, иск ФИО1 не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения или постановке на учет с целью предоставления жилья оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 12.12.2016.
Судья Базуева В.В.