Административное дело № 2а-1422/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 11 апреля 2022 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
с участием представителя административного ответчика Администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области Ландаренко Н.С., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Министерства природопользования Рязанской области Суховской С.М., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Калининой Оксаны Анатольевны к Администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Калинина О.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации здания морковохранилища с расположенным на нем недвижимым имуществом, на который не имеется доступа с земель общего пользования, и такой доступ осуществляется через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а затем через спорный свободный земельный участок с изломанными границами. В марте 2021 года она обратилась к административному ответчику с просьбой утвердить схему расположения смежного свободного земельного участка, находящегося в градостроительной зоне П2, для его последующего предоставления в аренду за плату на один год, для строительства объекта складского назначения различного профиля, в том числе при необходимости через процедуру проведения открытых торгов. Письмом от дд.мм.гггг. в утверждении схемы ей было отказано. Решением Советского районного суда г. Рязани от дд.мм.гггг. отказ был признан незаконным и на администрацию возложена обязанность рассмотреть ее заявление повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако письмом от дд.мм.гггг. административный ответчик повторно отказал в утверждении схемы земельного участка, указав на несоответствие формы представленной схемы установленным требованиям, нахождения части испрашиваемого земельного участка в охранной зоне электросетевого хозяйства, а также в территориальной зоне сельскохозяйственных предприятий и зоне лесничества. Ссылаясь на то, что в действиях администрации прослеживается недобросовестное поведение, выражающееся в неправомерном использовании преимущественного правового положения и формальном препятствии для осуществления прав гражданина, направленных на исправление существующих очевидных ошибок при образовании границ ранее образованных участков (устранение изломанности границ и вклинивания земельных участков), которое не основано на положениях действующего законодательства, просила суд: признать незаконным оформленный письмом № от дд.мм.гггг. отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 5000 кв.м.; обязать администрацию устранить нарушения ее прав и законных интересов, путем принятия решения по ее заявлению в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ГКУ РО «Солотчинское лесничество», Министерство природопользования Рязанской области.
В судебном заседании сторона административного ответчика против удовлетворения административного иска возражала, указывая на то, что решение принято в пределах компетенции и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе ввиду наличия прямого законодательного запрета на образование земельного участка, границы которого пересекают границы зон лесничеств.
Аналогичную правовую позицию изложило заинтересованное лицо.
Суд, выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, в том числе административного истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства по месту ее жительства и об отложении судебного заседания не просившей, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявшей и явку своего представителя в суд не обеспечившей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. ст. 62, 219, 227 КАС РФ признание судом своевременно оспоренного решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, является основанием для вынесения решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании такого решения, действия (бездействия) незаконным, и о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Соответственно, при отсутствии совокупности указанных условий, выносится решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Так, ст. 22 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Основания и порядок предоставления в аренду на торгах и без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплены в ст. ст. 39.1, 39.6, 39.11, 39.14 ЗК РФ.
Исходя из взаимосвязанных положений данных норм, в том случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, а образование земельного участка осуществляется по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица, такое образование земельного участка осуществляется путем подготовки заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Если иное не предусмотрено Кодексом, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
При этом, по общему правилу, установленному земельным законодательством, в том числе с учетом положений ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции исключительно в соответствии со ст. ст. 9-11 Кодекса.
В п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ прямо указано, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Калинина О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, разрешенное использование «для размещения и эксплуатации здания морковохранилища» с расположенным на нем недвижимым имуществом, на который не имеется доступа с земель общего пользования, а такой доступ осуществляется через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
дд.мм.гггг. в Администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области поступило заявление Калининой О.А. с просьбой утвердить схему расположения смежного свободного земельного участка, как находящегося в градостроительной зоне П2, для его последующего предоставления в аренду за плату на один год, для строительства объекта складского назначения различного профиля, в том числе при необходимости через процедуру проведения открытых торгов, а именно земельного участка по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», площадью 5000 кв.м.
На данное заявление был дан письменный ответ № от дд.мм.гггг. об отказе в утверждении схемы на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно ввиду формирования земельного участка без учета его компактного размещения, без учета местоположения границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет, в том числе влекущих отсутствие к нему доступа, и полное ограничение доступа к земельному участку с кадастровым номером, приводящее к нарушению п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ к изломанности границ и нерациональному использованию земель.
Калинина О.А., не согласившись с результатам рассмотрения своего заявления, обратилась в суд с административным исковым заявлением, по результатам которого дд.мм.гггг. вынесено решение о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении на администрацию обязанности рассмотреть заявление Калининой О.А. повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По результатам повторного рассмотрения заявления Калининой О.А. было направлено письмо № от дд.мм.гггг., которым вновь сообщено об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям пп. 3 п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно ввиду несоответствия схемы расположения земельного участка установленным требованиям, в том числе расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории <данные изъяты>охранная зона объектов элекросетевого хозяйства № от ПС Заборье, сведения о которой в схеме расположения земельного участка не отражены, а также расположения части испрашиваемого земельного участка за пределами территориальной зоны П2 и нахождения ее в зоне лесничества №.4 (ГКУ РО «Солотчинское лесничество», подведомственного Министерству природопользования <адрес>).
Давая оценку законности оспариваемого решения, суд исходит из следующего.
Статьей 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 ГрК РФ одним из нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, являются Правила землепользования и застройки.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (ст. 30 ГрК РФ), которые устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (ст. ст. 34, 36 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пункт 7 ст. 11.9 ЗК РФ содержит прямой запрет на образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
При этом, п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Министерством экономического развития России утвержден Приказ № 762 о 27 ноября 2014 года «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
В п. 4 Приказа указано, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При этом, при подготовке схемы расположения земельного участка в обязательном порядке учитываются материалы и сведении: утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территорий и т.п.
Так, на территории муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области действуют Правила землепользования и застройки, утв. решением совета депутатов муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от дд.мм.гггг. №, в которые Постановлением Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № (вступило в законную силу со дня официального опубликования дд.мм.гггг.) были внесены изменения в целях их приведения в соответствии с требованиями действующим нормативно-правовым регулированием.
В том числе, в соответствии с ГрК РФ, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дд.мм.гггг. №, на карте градостроительного зонирования в границах муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области установлены виды территориальных зон.
Согласно данным Правилам на момент принятия оспариваемого решения часть испрашиваемого земельного участка располагается в территориальной зоне «производственная зона сельскохозяйственных предприятий» (реестровый №), а часть выходит за пределы указанной территориальной зоны и находится в зоне лесничества № (ГКУ РО «Солотчинское лесничество», подведомственного Министерству природопользования Рязанской области на 2018-2021 годы).
Соответствующие границы Солотчинского лесничества, расположенного в землях лесного фонда в Рязанской области, были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии России (Рослесхоз) от 12 февраля 2019 года № 166, действовавшим на основании полномочий на осуществление государственной инвентаризации лесов, на принятие решений об установлении, и изменении границ лесничеств, а также на утверждение связанных с этим нормативных правовых актов, предоставленных ст. 81 ЛК РФ, «Положением о Рослесхозе», утв. постановлением Правительства России от 23 сентября 2010 года № 736, и приказом Рослесхоза от 23 декабря 2008 № 404 «Об определении количества лесничеств на территории Рязанской области и установлении их границ».
дд.мм.гггг. сведения о границах лесничеств были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе непосредственно за реестровым номером 62:00-15.4, что подтверждается письмом филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области от дд.мм.гггг. (исх №).
Соответствующие обстоятельства подтверждаются сопоставлением схемы расположения земельного участка, выкопировки из публичной кадастровой карты и непосредственно координат поворотных точек, выявляющим наложение части образуемого земельного участка на территории ГКУ РО «Солотчинское лесничество» (Солотчинское участковое лесничество, квартал №, выдел №).
При таком положении дела, вывод администрации о разработке схемы с нарушением требований к образуемым земельным участкам, как допускающей образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон и непосредственно лесничеств, то есть требований п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ (пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ), является законным и обоснованным.
Кроме того, согласно выкопировки с публичной кадастровой карты, часть образуемого земельного участка расположена в зоне с особыми условиями использования территории <данные изъяты> – охранная зона объектов электросетевого хозяйства <данные изъяты> от ПС Заборье, сведения о которой в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в нарушение указанных Требований, а, соответственно п. 12. ст. 11.10 ЗК РФ, не отражены.
Между тем, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе непосредственно охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), устанавливаются в целях безопасной эксплуатации данных объектов (ст. ст. 104, 105 ЗК РФ).
В границах таких зон устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, а также вводятся определенные ограничения или запреты на размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничения или запреты использования земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также непосредственно особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах таких охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Данными Правилами определено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Между тем, в тех же Правилах указано, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
По смыслу данных норм в их системном толковании, обязанность по соблюдению особых условий использования земельных участков, расположенных в границах объектов электросетевого хозяйства, связано с самим фактом их существования, а не с его регистрацией охранной зоны (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от дд.мм.гггг. № и др.).
При таком положении дела сведения о пересечении испрашиваемого участка с границами охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, информация о которой содержалась в публичной кадастровой карте, подлежали обязательной фиксации в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствие какового отображения также свидетельствует о разработке схемы с нарушением требований к образуемым земельным участкам.
Вопреки заведомо ошибочной позиции стороны административного истца эти обстоятельства не являлись предметом судебной проверки в рамках ранее рассмотренного дела, а потому вступившее в законную силу решение суда в этой части никакого преюдициального значения для рассматриваемого дела не имеет.
Тем более, что наличие и (или) отсутствие иных перечисленных в оспариваемом решении фактов и обстоятельств (об отсутствии доступа к испрашиваемому земельному участку с земель общего пользования и соответствие представленной схемы таковым требованиям и т.п.), на выводы суда об отсутствии нарушений прав административного истца не влияет, поскольку иные факты и обстоятельства, выявленные администрацией и признанные судом обоснованными в рамках рассматриваемого дела, сами по себе являлись достаточными для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о принятии решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в пределах компетенции административного ответчика и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, а потому об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения административного иска Калининой О.А.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/