Решение по делу № 33-1823/2022 от 26.01.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1823/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     г. Симферополь                                                        23 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Романовой Л.В.
судей Пономаренко А.В., Сокола В.С.
при секретаре Шерет Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сердюк Алены Валериевны к Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, взыскании суммы компенсации, возложении обязанности совершить определенные действия,

          по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

В январе 2021 года Сердюк А.В. обратилась в суд с иском к МВД по Республике Крым, просила признать незаконным решение № 1.30 протокола № 50 жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Крым от 21.09.2020 в части отказа в принятии на очередь на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Также просила обязать ответчика принять её на очередь на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, взыскать денежную компенсацию за наем жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что истец проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации, место службы истца в городе Ялте, где она арендует для проживания жилое помещения, расположенное по <адрес> по договору коммерческого найма с оплатой 20 000 руб. ежемесячно.

Истец зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес> <адрес>. При этом истец и члены ее семьи по месту регистрации не проживают, в собственности жилья они не имеют.

С обжалованным решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Крым от 21.09.2020 истец не согласна ввиду того, что истец признана имеющей жилое помещение по месту прохождения службы, что не соответствует действительности.

В результате принятого решения истцу отказано в постановке на учет, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке очередности, а также она лишена возможности получать денежную компенсацию за наем жилья по месту службы.

В суде первой инстанции Сердюк А.В. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, представил письменные возражения.

    Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2021 года исковые требования Сердюк А.В. удовлетворены.

    Решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Крым от 21.09.2020 об отказе в принятии на очередь Сердюк А.В. на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда суд признал незаконным.

           Также решением суда Сердюк А.В. признана не имеющей жилого помещения по месту прохождения службы;

на МВД по Республике Крым возложена обязанность принять на очередь на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда с 3 сентября 2020 года.

           Дополнительным решением того же суда от 10 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности выплатить денежную компенсацию отказано (л.д.141-142).

Ответчик Министерство внутренних дел по Республике Крым, считая решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2021 года незаконным и необоснованным, обратился с апелляционной жалобой, ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В частности заявитель жалобы указывает, что суд пришел к ошибочному выводу и не учел доводы ответчика о соответствии решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Крым части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сердюк А.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Заслушав доклад судьи Романовой Л.В., выслушав пояснения представителя ответчика Калашниковой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Сердюк А.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не установила оснований не согласиться с решением суда первой инстанции.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Сердюк А.В. служит в органах внутренних дел РФ, с 17 июня 2014 года проходит службу в отделении делопроизводства и режима УМВД России по г. Ялте, имеет звание капитан. С 2016 г. истец состоит в браке с ФИО17, от брака рожден ребенок – дочь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Истец подала 03.09.2020 в МВД по Республике Крым документы о рассмотрении вопроса о выделении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

При рассмотрении пакета документов Сердюк А.В. 21.09.2020 решением жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Крым отказано Сердюк А.В. в принятии на очередь на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда ввиду невозможности комиссии сделать вывод о том, что на заявителя распространяются положения части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, ком. 304 с 29.08.2012 (л.д. 55).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в собственности жилое помещение в населенном пункте по месту службы не имеет.

Судебная коллегия полагает, что суд, разрешая заявленные требования и определив юридически значимые обстоятельства, верно применил закон, регулирующий спорные правоотношения, дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановил правильное решение.

При этом наличие места регистрации у члена семьи истца в ином жилом помещении не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку указанное обстоятельство не может являться причиной отказа истцу в принятии на очередь на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.

На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 44 указанного Федерального закона полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник:

не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

В соответствии с положениями пункта 4 указанного Федерального закона в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм сотрудник, не имеющий в пользовании жилого помещения по месту службы, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда либо в случае отсутствия такого жилого помещения право на получение выплаты в размере денежной компенсации за наем жилого помещения.

По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных истцом требований, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление необеспеченности (обеспеченности) сотрудника и членов его семьи жилым помещением в населенном пункте, в котором он проходит службу.

Судом установлено, что Сердюк А.В. и ФИО17 в собственности жилья не имеют. На основании заочного решения Ялтинского городского суда от 3 декабря 20202 года, вступившего в законную силу, по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО10 о признании утратившими право пользования жилым помещением, которым иск удовлетворен, истец по настоящему делу Сердюк Алёна Валериевна и несовершеннолетняя дочь ФИО9 признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> (комната 304, общежитие).

Указанное решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> (комната 304, общежитие) ответчиков по делу, в числе которых указаны Сердюк Алёна Валериевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Судебным решением установлено, что Сердюк Алёна Валериевна никогда не проживала и не проживает по адресу, по которому место ее проживание зарегистрировано, а именно: <адрес> (л.д.56-60).

Из представленных суду первой инстанции доказательств, следует, что супруг истца Сердюк В.А. зарегистрирован по адресу ул. <адрес> общей площадью 13,9 кв.м (л.д.40).

В указанной квартире зарегистрированы ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и с 22.08.2019 зарегистрирован ФИО17 Квартира является приватизированной.

Жилищный кодекс РФ указывает на то, что объектами жилищных прав являются жилые помещения: жилой дом, квартира, комната, часть жилого дома и часть квартиры. При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением администрации г. Ялты от 03.08.2015 № 1497-п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 8 м2 общей площади жилого помещения на 1 человека.

С учетом количества зарегистрированных лиц по адресу ул. <адрес> (четверо человек) и общей площади квартиры 13,9 кв.м, семья истца, состоящая из трех человек, в жилом помещении по месту регистрации супруга истца - ФИО24. не может считаться обеспеченной жильем, в связи с чем довод жалобы ответчика в данной части отклоняется как несостоятельный.

В части выплаты денежной компенсации дополнительным решением суда от 10 августа 2021 года в удовлетворении отказано (л.д.141-142) и в апелляционном порядке дополнительное решение сторонами не обжаловано. В этой связи в силу ст. 327.1 ч.1 ГПК РФ доводы жалобы ответчика относительно денежной компенсации за наем жилья во внимание судебной коллегией не принимаются.

Суд верно определил закон, подлежащий применению, и правильно распределил бремя доказывания.

Вопреки утверждению стороны ответчика суд исследовал все представленные сторонами доказательства в их совокупности, результаты оценки доказательств подробно и мотивированно приведены в решении. Выводы суда согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующие спорные отношения, а также с соблюдением положений норм процессуального закона.

В ходе апелляционного рассмотрения дела установлено, что после принятия решения истец вновь подавала пакет документов в комиссию и на сегодняшний день Сердюк А.В. признана сотрудником, не имеющим жилого помещения по месту прохождения службы. Несмотря на то, что по сути решение, не вступившее в законную силу, уже исполнено ответчиком другим способом, истец настаивает на актуальности принятого решения, имея намерения продвинуться в очереди на получение жилья специализированного жилищного фонда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене оспариваемого решения, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

           Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно.

Кассационная жалоба может быть подана в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.

          Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 марта 2022 года.

Председательствующий судья:                                 Романова Л.В.

Судьи:                                  Пономаренко А.В.

                                                                                      Сокол В.С.

33-1823/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сердюк Алена Валерьевна
Ответчики
Министерство Внутренних Дел по Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Романова Любовь Владиславовна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
26.01.2022Передача дела судье
23.03.2022Судебное заседание
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022Передано в экспедицию
23.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее