Судья Барбуца О.В. Дело № 33-2661/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 16 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Усть-Куломский» на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 15 марта 2013 года, по которому
обязана администрация муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Напалковой А.О. благоустроенное применительно к условиями соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее 33 квадратных метров на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г. и истицы Напалковой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Усть-Куломского района Республики Коми обратился в суд с иском в интересах Напалковой А.О. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить Напалковой А.О. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по нормам предоставления площади жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории Усть-Куломского района.
В обоснование требований указано, что Напалкова А.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленное за ней жилое помещение заключением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания.
В судебном заседании прокурор и истица Напалкова А.О. на удовлетворении исковых требований настаивали, представитель ответчика с иском не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация муниципального района «Усть-Куломский» просит об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Напалкова А.О., <Дата обезличена> года рождения, относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО умерла <Дата обезличена>, отец ФИО был лишен родительских прав на основании решения Усть-Куломского районного суда от <Дата обезличена>, а <Дата обезличена> умер.
На основании постановления главы администрации МО «Усть-Куломский район» от 21.09.2001 № 388 над несовершеннолетней Напалковой А.О. был назначен попечитель К.
Постановлением главы администрации Деревянского сельсовета от 11.09.2001 № 21 закреплено за несовершеннолетними Л.., Н. и Напалковой А.О. право собственности на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>.
Постановлением главы администрации Деревянского сельсовета от 04.04.2003 № 05 постановление от 11.09.2011 № 21 признано утратившим силу, за Напалковой А.О. и её сестрами закреплено право собственности на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>.
При рассмотрении дела судом установлено, что Напалкова А.О. зарегистрирована у попечителя К. по адресу: <Адрес обезличен>, по адресу п<Адрес обезличен> никогда не проживала. Работает и проживает без регистрации в г. Сыктывкаре.
Кроме того, заключением межведомственной комиссии от 21.01.2013 помещение квартиры <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что истица Напалкова А.О. относится к категории детей-сирот, не обеспечена надлежащим жилым помещением, и пришел к выводу о наличии у истицы права на внеочередное предоставление жилого помещения.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из вышеприведенных норм права следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди благоустроенным жилым помещением, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Поскольку жилое помещение, закрепленное за истицей, для жилья непригодно, что подтверждается заключением межведомственной комиссии, вывод суда о наличии оснований для предоставления Напалковой А.О. жилого помещения является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, так как были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на иную оценку доказательств по делу, с которой судебная коллегия согласна.
Ссылка в жалобе на отсутствие в решении обоснования размера подлежащего предоставлению истице жилого помещения отмену решения суда повлечь не может исходя из следующего.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми", которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера подлежащего предоставлению истице жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011. и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Усть-Куломский» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи