Решение по делу № 2-856/2022 от 06.10.2022

11RS0016-01-2022-001299-25

дело № 2-856/2022

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 25 октября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Коснырева Д. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии жилого помещения с определением размера возмещения за жилое помещение,

установил:

Коснырев Д.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми, а также жилого помещения в виде квартиры в указанном доме, и возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить истцу проект соглашения об изъятии недвижимого имущества. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения. Постановлением администрации СП «Выльгорт» №05/660 от 16.05.2016, жилой дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока расселения граждан до 19.05.2019. Вместе с тем, до настоящего времени расселение граждан не произведено, а снос дома не осуществлен. Ссылаясь на то, что установленный в требовании срок сноса дома истек, а ответчиком действия по изъятию жилых помещений не предпринимаются, истец обратился в суд с настоящим иском, который принят к рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24.10.2022 рассмотрение настоящего гражданского дела назначено в порядке гражданского судопроизводства.

На основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.10.2022 производство по делу в части требований Коснырева Д.В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, – а также жилого помещения – квартиры <адрес>, - прекращено.

Истец Коснырев Д.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив своего представителя Попова М.В., уполномоченного ордером, который в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дополнительно указал, что, несмотря на принятие ответчиком постановления об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, проект соглашения об изъятии истцу не направлен, что, по мнению представителя, нарушает права истца.

Ответчик администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направил.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным ч. 1 ст. 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда», одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 №3, данный проект реализуется через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы правовые и организационные основания предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компенсацию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, установленном ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Частью 10 ст.32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая согласно п.11 ч.1 ст.14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу положений п.3 ст.2 и ст.16 указанного Федерального закона если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

При этом решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию указанным органом решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о сносе дома или его реконструкции.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Коснырев Д.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>. Исходя из объяснений представителя истца, в жилом помещении истец не проживает.

На основании постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от 16.05.2016 за №05/660 многоквартирные дома, в том числе спорный дом, признаны аварийными и подлежащими сносу. Указанным постановлением установлен срок расселения граждан – в течение трех лет.

Многоквартирный дом <адрес> на основании Постановления Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160 включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

В последующем, постановлениями администрации СП «Выльгорт» №02/108 от 27.02.2020, №02/53 от 08.02.2021, №04/149 от 01.04.2021 внесены изменения в вышеуказанное постановление в части установленного срока расселения граждан как: до 2025 года, до 31.12.2023 и до 31.12.2024 соответственно.

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 указанный жилой дом включен в адресную программу муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019-2025 годы».

Из материалов дела следует, что 20.06.2022 в адрес истца направлено требование о сносе жилого помещения, принадлежащего истцу в срок до 01.10.2022.

В связи с неисполнением жильцами дома №4 требований о сносе дома, постановлением администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми №9/1295 от 26.09.2022 принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в доме <адрес>, в том числе жилого помещения, принадлежащего истцу, и земельного участка, на котором расположен дом, расположенного в кадастровом квартале 11:04:1001003.

В целях определения выкупной стоимости изымаемых жилых помещений, администрацией проводятся мероприятия по заключению муниципального контракта по определению выкупной стоимости изымаемых жилых помещений, в том числе жилого помещения, принадлежащего истцу.

Лицами, участвующими в рассмотрении дела не оспаривалось, что на день рассмотрения настоящего спора, оценка жилых помещений не произведена, а проекты соглашений об изъятии жилых помещений не направлены.

Истец, полагая, что ответчиком не исполнена обязанность по направлению ему соглашения об изъятии принадлежащего ему жилого помещения с определением выкупной стоимости жилья, обратился в суд с настоящим иском, разрешая который по существу суд исходит из следующего.

Частью 1 ст.32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 указанной статьи).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (часть 1 статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Рыночная стоимость объекта оценки определяется независимым оценщиком, который должен являться членом саморегулируемой организации и застраховать риск наступления своей гражданской ответственности. Свою деятельность оценщик может осуществлять только по тем направлениям оценочной деятельности, которые предусмотрены в его квалификационном аттестате (статья 4 Закона №135-ФЗ).

Согласно п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости; направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав; направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

В соответствии с положениями ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство, в том числе выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Указанные выше положения закона свидетельствуют о том, что законодателем предусмотрена определенная процедура изъятия жилых помещений для муниципальных нужд и последующего заключения соглашения об изъятии жилого помещения, которая помимо принятия уполномоченным органом решения об изъятии, включает в себя также процедуру оценки изымаемых жилых помещений и земельных участков.

При этом в ходе реализации решения об изъятии недвижимости уполномоченный орган обязан, в том числе совершить действия, предусмотренные п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а после их выполнения перейти к стадии подготовки проекта соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, выполнив ряд мероприятий, указанных в частности в п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как указывалось ранее, на день рассмотрения настоящего спора, а именно 26.09.2022, органом местного самоуправления в лице администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми принято решение об изъятии жилых помещений в доме <адрес>, в том числе жилого помещения, принадлежащего истцу, и расположенного под домом земельного участка.

В связи с принятием данного решения, администрацией проводятся мероприятия по определению выкупной стоимости изымаемых жилых помещений, которые до настоящего времени не завершены, оценка помещений не произведена.

По смыслу ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат только нарушенные права.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствует о том, что обязанность принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения исполнена ответчиком надлежащим образом, начато выполнение работ необходимых для подготовки проекта соглашения, тем самым органом местного самоуправления еще реализуются указанные мероприятия, при этом срок их реализации с учетом установленных обстоятельств на день рассмотрения настоящего спора является разумным, в связи с чем, оснований для вывода о нарушении прав истца не имеется.

В рассматриваемом случае не может остаться без внимания суда и то обстоятельство, что мероприятия по изъятию жилых помещений и их оценке с соблюдением требования законодательства о государственных и муниципальных контрактах, подразумевают несение органом местного самоуправления материальных и временных затрат.

Каких-либо доказательств незаконного бездействия ответчика по ненаправлению истцу проекта соглашения об изъятии жилого помещения после принятия решения о его изъятии истцом не предоставлено и в ходе рассмотрения дела судом не добыто.

Кроме того, в рассматриваемом случае суд учитывает следующее.

Как указывалось выше, многоквартирный дом <адрес> включен в адресную программу муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019-2025 годы». В соответствии с условиями программы срок расселения дома установлен до 31.12.2022, срок сноса дома – 31.12.2023.

При формировании адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019-2025 годы», уполномоченными органами местного самоуправления и государственной власти, ответственными за ее подготовку, учтено техническое состояние многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее административному истцу жилое помещение, как и возможность проживания в нем.

При этом из объяснений представителя истца судом установлено, что Коснырев Д.В. в признанном аварийном жилом доме не проживает.

Таким образом, с учетом обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания ответчика неправомерно бездействующим, не исполняющим возложенных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей, учитывая, что срок окончания мероприятий, связанных с расселением многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в том числе, заключения соглашений об изъятии помещений данного дома, не истек.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Косныревым Д.В. требований, суд исходит, в том числе из того, что объективных причин, по которым выкуп принадлежащего истцу жилого помещения должен быть осуществлен ранее сроков, установленных адресной программой, при рассмотрении дела не установлено.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Коснырева Д. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда направить проект соглашения об изъятии жилого помещения с определением размера возмещения за жилое помещение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 1 ноября 2022 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2-856/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Коснырев Денис Васильевич
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Другие
Попов Михаил Валерьевич
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
06.10.2022Регистрация административного искового заявления
06.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее