Дело в„– 2-1188/2020 РЈРР”: 69RS0006-01-2020-002756-37
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
27 октября 2020 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Емельяновой Л.М.
РїСЂРё секретаре Сычевой Р.Р’.,
с участием прокурора Румянцевой А.А.,
истца Слепухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Слепухиной Арины Анатольевны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Слепухиной Арины Анатольевны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) обратился в суд с заявлением к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Р’ обоснование исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства Рѕ защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, РїРѕ обращению Слепухиной Рђ.Рђ., <дата> РіРѕРґР° рождения. Р’ результате проведенной проверки установлено, что Слепухина РђСЂРёРЅР° Анатольевна, <дата> РіРѕРґР° рождения, является лицом РёР· числа детей - СЃРёСЂРѕС‚, Рё детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать – Р¤РРћ2 лишена родительских прав РЅР° основании решения Вышневолоцкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 12 августа 2015Рі., умерла <дата>, отец - Р¤РРћ3 умер <дата> Распоряжением РњСЌСЂР° Рі. Вышнего Волочка РѕС‚ 1 февраля 2005Рі. в„–83-СЂ опекуном несовершеннолетней Слепухиной Рђ.Рђ. назначена Р¤РРћ4, Р° также Р·Р° несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением РїРѕ адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 24 апреля 2012 Рі. в„–112 названное жилое помещение признано непригодным для проживания. Слепухина Рђ.Рђ. включена РІ состав семьи нанимателя Р¤РРћ6, СЃ которой 29 октября 2014 Рі. заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ найма жилого помещения РІ общежитии РїРѕ адресу: <адрес>. Слепухина Рђ.Рђ. зарегистрирована РїРѕ адресу: <адрес> РІ жилом помещении специализированного жилищного фонда РњРћ «Город Вышний Волочек» (жилые помещения РІ общежитиях) СЃ 06 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2014 Рі. Указанное жилое помещение РЅРµ является муниципальной жилищным фондом социального использования Рё приватизации РЅРµ подлежит. Слепухина Рђ.Рђ. согласно решению жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё администрации Рі. Вышний Волочек РѕС‚ 26 февраля 2009 Рі. в„–129-СЂ поставлена РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении, предоставляемом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма. 26 сентября 2016 Рі. Слепухина Рђ.Рђ. обратилась РІ РўРћРЎР—Рќ Рі. Вышний Волочек СЃ заявлением Рѕ включении ее РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Министерством социальной защиты населения Тверской области принято решении Рѕ включении Слепухиной Рђ.Рђ. РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ достижением Слепухиной Рђ.Рђ. восемнадцатилетнего возраста, Сѓ нее возникло право РЅР° предоставление жилого помещения РІ соответствии СЃ положениями статьи 8 Федерального закона РѕС‚ 21 декабря 1996 Рі. в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей».
Определением судьи от 1 октября 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Румянцева А.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Рстец Слепухина Рђ.Рђ. РІ судебном заседании поддержала исковые требования РїРѕ основаниям, указанным РІ РёСЃРєРµ, пояснила, что является лицом РёР· числа детей - СЃРёСЂРѕС‚, Рё детей, оставшихся без попечения родителей; обратилась РІ органы социальной защиты населения СЃ заявлением Рѕ предоставлении жилья; обучается РІ ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», РЅРµ возражает, чтобы РѕРЅР° была включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, которым РІ 2021 Рі. будет приобретено жилье Р·Р° счет средств областного бюджета, поскольку соответствующий СЃРїРёСЃРѕРє РЅР° 2020 Рі. СѓР¶Рµ сформирован; РІ настоящее время имеет временное жилье, состоит РЅР° учете РїРѕ беременности.
Представитель ответчика администрации Вышневолоцкого городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании представитель Новикова М.К. поддержала доводы ранее направленного отзыва, в котором против удовлетворения исковых требований ответчик не возражал, просили учесть, что до момента заключения договора найма специализированного жилого помещения ответчику необходимо провести: торги в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; регистрацию права муниципальной собственности на жилое помещение за муниципальным образованием; обследование жилого помещения на предмет его пригодности для проживания. С учетом изложенного, просили установить срок для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в течение 6 месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен отзыв, в котором полагали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом указали, что список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2020 г. будет приобретено жилье, уже сформирован и утвержден; названный список составляется на год и не ограничивается датами, кроме 31.12 соответствующего года; в этой связи полагали целесообразным возложить на администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области обязанность по приобретению Слепухиной А.А. жилого помещения в 2021 г., а на Министерство социальной защиты населения Тверской области – обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по приобретению жилого помещения Слепухиной А.А.в 2021 г., в удовлетворении требования о включении Слепухиной А.А. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просили отказать, указав, что Слепухина А.А. уже включена в соответствующий список. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просили удовлетворить заявленные исковые требования с уточнением на приобретение жилого помещения для Слепухиной А.А. в. 2021 г., поскольку соответствующий список на 2020 г. уже сформирован.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие; согласно представленному отзыву считают заявленные требования подлежащими удовлетворению в части возложения на администрацию Вышневолоцкого городского округа обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Тверской области по обеспечению финансирования приобретения жилого помещения Слепухиной А.А. в 2021 г., просили отказать в удовлетворении иска в части включения истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Слепухина А.А. уже включена в данный список в 2016 г.; в случае удовлетворения исковых требований ходатайствовали об установлении срока принятия организационных мер и предоставления жилого помещения Слепухиной А.А. в 2021 г. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Слепухина Арина Анатольевна, <дата> года рождения, уроженка <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Слепухина А.А., <дата> года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно свидетельству Рѕ рождении в„– РѕС‚ <дата> родителями Слепухиной Рђ.Рђ., <дата> РіРѕРґР° рождения, являются Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3.
РР· свидетельства Рѕ смерти в„– РѕС‚ <дата> следует, что Р¤РРћ3 умер <дата>
Решением Вышневолоцкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Тверской области РѕС‚ 12 августа 2005 Рі. Р¤РРћ2 лишена родительских прав РІ отношении дочери Слепухиной Рђ.Рђ., <дата> РіРѕРґР° рождения.
Р¤РРћ2 умерла <дата>
Распоряжением РјСЌСЂР° Рі.Вышний Волочек Тверской области РѕС‚ 1 февраля 2005 Рі. в„–83-СЂ опекуном Слепухиной Рђ.Рђ. назначена Р¤РРћ4, Р·Р° Слепухиной Рђ.Рђ. сохранено право пользования жилым помещением РїРѕ адресу: <адрес>
Слепухина А.А. признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается Выпиской из распоряжения администрации г.Вышний Волочек от 4 февраля 2009 г. №1-3-рз Об утверждении протокола заседания комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда г.Вышний Волочек.
Согласно Выписке РёР· протокола в„–1 заседания жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё администрации Рі.Вышний Волочек РѕС‚ 19 февраля 2009 Рі. Слепухина Рђ.Рђ. поставлена РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении, предоставляемом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, РЅР° основании заявления опекуна Р¤РРћ4 РѕС‚ 21 января 2009 Рі.
РР· РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° найма жилого помещения РІ общежитии в„–299Рђ РѕС‚ 29 октября 2014 Рі. следует, что Слепухина Рђ.Рђ. включена РІ состав семьи нанимателя Р¤РРћ6 жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>
Согласно справке администрации г.Вышний Волочек указанное жилое помещение не является муниципальным жилищным фондом социального использования, приватизации не подлежит.
Актом об установлении факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 3 октября 2016 г. подтверждена невозможность проживания Слепухиной А.А. по адресу: <адрес>.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах Слепухиной А.А., <дата>, на имеющиеся у неё объекты недвижимости отсутствуют.
Слепухина А.А. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается сообщением Министерства социальной защиты населения Тверской области от 12 октября 2020 г.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ).
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее – Закон Тверской области № 78-ЗО) органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.
В силу статьи 6 Закона Тверской области № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.
Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.
Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области (п.3).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.
В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абз. 4 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области»).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данный порядок (приложение № 6 к Постановлению Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп) предусматривает ведение Министерством социальной защиты населения Тверской области учета лиц названной категории, направление в органы местного самоуправления списков данных лиц, утвержденных комиссией по формированию таких списков; представление Министерством социальной защиты населения Тверской области по сведениям органов местного самоуправления в Министерство финансов Тверской области сводного отчета о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями (п. п. 6, 7, 10, 11).
По смыслу вышеприведенных положений закона реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области.
Судом установлено, что сведений о включении Слепухиной А.А. в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за счет субвенций областного бюджета на следующий год не имеется.
Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп Порядку предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - «бюджетный» список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области.
Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения (пункт 6 Порядка).
Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией (пункт 7 Порядка).
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно пункту 8 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения приобретаются органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть в соответствии с процедурой, предполагающей определенные временные затраты.
После определения победителя аукциона, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, который в дальнейшем направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления. Затем денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием.
По окончании процедур связанны с приобретением жилого помещения документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения, после чего осуществляется подготовка и подписание договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства, связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, субвенции на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2020 год выделены без учета приобретения жилого помещения для Слепухиной А.А., что в свою очередь, с учетом вышеприведенных законоположений, исключает возможность предоставления истцу жилого помещения в текущем году.
Судом установлено, что Слепухина А.А., № рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении последней 18-летнего возраста, в связи с чем она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Вышневолоцкого городского округа Тверской области, и подлежит включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета,
В связи с изложенным, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на двух ответчиков: администрацию Вышневолоцкого городского округа, как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также на Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в пределах возложенных на него полномочий, обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обеспечении Слепухиной А.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению указанного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Вышневолоцкого городского округа.
Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета (субвенции).
Таким образом, учитывая, что главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство социальной защиты населения Тверской области, суд находит исковые требования о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности по выделению денежных средств на приобретение истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела, принципа разумности, необходимости обеспечения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить администрации Вышневолоцкого городского округа срок для предоставления истцу жилого помещения 6 (шесть) месяцев с момента выделения денежных средств Министерством социальной защиты населения Тверской области.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Слепухиной Арины Анатольевны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области внести Слепухину Арину Анатольевну, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета, обеспечить в 2021 г. финансирование расходов администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на приобретение Слепухиной Арине Анатольевне благоустроенного жилого помещения.
Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области предоставить Слепухиной Арине Анатольевне, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством, в течение 6 (шести) месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.М.Емельянова
<данные изъяты>
Дело в„– 2-1188/2020 РЈРР”: 69RS0006-01-2020-002756-37
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
27 октября 2020 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Емельяновой Л.М.
РїСЂРё секретаре Сычевой Р.Р’.,
с участием прокурора Румянцевой А.А.,
истца Слепухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Слепухиной Арины Анатольевны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Слепухиной Арины Анатольевны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) обратился в суд с заявлением к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Р’ обоснование исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства Рѕ защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, РїРѕ обращению Слепухиной Рђ.Рђ., <дата> РіРѕРґР° рождения. Р’ результате проведенной проверки установлено, что Слепухина РђСЂРёРЅР° Анатольевна, <дата> РіРѕРґР° рождения, является лицом РёР· числа детей - СЃРёСЂРѕС‚, Рё детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать – Р¤РРћ2 лишена родительских прав РЅР° основании решения Вышневолоцкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 12 августа 2015Рі., умерла <дата>, отец - Р¤РРћ3 умер <дата> Распоряжением РњСЌСЂР° Рі. Вышнего Волочка РѕС‚ 1 февраля 2005Рі. в„–83-СЂ опекуном несовершеннолетней Слепухиной Рђ.Рђ. назначена Р¤РРћ4, Р° также Р·Р° несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением РїРѕ адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 24 апреля 2012 Рі. в„–112 названное жилое помещение признано непригодным для проживания. Слепухина Рђ.Рђ. включена РІ состав семьи нанимателя Р¤РРћ6, СЃ которой 29 октября 2014 Рі. заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ найма жилого помещения РІ общежитии РїРѕ адресу: <адрес>. Слепухина Рђ.Рђ. зарегистрирована РїРѕ адресу: <адрес> РІ жилом помещении специализированного жилищного фонда РњРћ «Город Вышний Волочек» (жилые помещения РІ общежитиях) СЃ 06 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2014 Рі. Указанное жилое помещение РЅРµ является муниципальной жилищным фондом социального использования Рё приватизации РЅРµ подлежит. Слепухина Рђ.Рђ. согласно решению жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё администрации Рі. Вышний Волочек РѕС‚ 26 февраля 2009 Рі. в„–129-СЂ поставлена РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении, предоставляемом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма. 26 сентября 2016 Рі. Слепухина Рђ.Рђ. обратилась РІ РўРћРЎР—Рќ Рі. Вышний Волочек СЃ заявлением Рѕ включении ее РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Министерством социальной защиты населения Тверской области принято решении Рѕ включении Слепухиной Рђ.Рђ. РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ достижением Слепухиной Рђ.Рђ. восемнадцатилетнего возраста, Сѓ нее возникло право РЅР° предоставление жилого помещения РІ соответствии СЃ положениями статьи 8 Федерального закона РѕС‚ 21 декабря 1996 Рі. в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей».
Определением судьи от 1 октября 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Румянцева А.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Рстец Слепухина Рђ.Рђ. РІ судебном заседании поддержала исковые требования РїРѕ основаниям, указанным РІ РёСЃРєРµ, пояснила, что является лицом РёР· числа детей - СЃРёСЂРѕС‚, Рё детей, оставшихся без попечения родителей; обратилась РІ органы социальной защиты населения СЃ заявлением Рѕ предоставлении жилья; обучается РІ ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», РЅРµ возражает, чтобы РѕРЅР° была включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, которым РІ 2021 Рі. будет приобретено жилье Р·Р° счет средств областного бюджета, поскольку соответствующий СЃРїРёСЃРѕРє РЅР° 2020 Рі. СѓР¶Рµ сформирован; РІ настоящее время имеет временное жилье, состоит РЅР° учете РїРѕ беременности.
Представитель ответчика администрации Вышневолоцкого городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании представитель Новикова М.К. поддержала доводы ранее направленного отзыва, в котором против удовлетворения исковых требований ответчик не возражал, просили учесть, что до момента заключения договора найма специализированного жилого помещения ответчику необходимо провести: торги в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; регистрацию права муниципальной собственности на жилое помещение за муниципальным образованием; обследование жилого помещения на предмет его пригодности для проживания. С учетом изложенного, просили установить срок для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в течение 6 месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен отзыв, в котором полагали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом указали, что список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2020 г. будет приобретено жилье, уже сформирован и утвержден; названный список составляется на год и не ограничивается датами, кроме 31.12 соответствующего года; в этой связи полагали целесообразным возложить на администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области обязанность по приобретению Слепухиной А.А. жилого помещения в 2021 г., а на Министерство социальной защиты населения Тверской области – обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по приобретению жилого помещения Слепухиной А.А.в 2021 г., в удовлетворении требования о включении Слепухиной А.А. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просили отказать, указав, что Слепухина А.А. уже включена в соответствующий список. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просили удовлетворить заявленные исковые требования с уточнением на приобретение жилого помещения для Слепухиной А.А. в. 2021 г., поскольку соответствующий список на 2020 г. уже сформирован.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие; согласно представленному отзыву считают заявленные требования подлежащими удовлетворению в части возложения на администрацию Вышневолоцкого городского округа обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Тверской области по обеспечению финансирования приобретения жилого помещения Слепухиной А.А. в 2021 г., просили отказать в удовлетворении иска в части включения истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Слепухина А.А. уже включена в данный список в 2016 г.; в случае удовлетворения исковых требований ходатайствовали об установлении срока принятия организационных мер и предоставления жилого помещения Слепухиной А.А. в 2021 г. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Слепухина Арина Анатольевна, <дата> года рождения, уроженка <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Слепухина А.А., <дата> года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно свидетельству Рѕ рождении в„– РѕС‚ <дата> родителями Слепухиной Рђ.Рђ., <дата> РіРѕРґР° рождения, являются Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3.
РР· свидетельства Рѕ смерти в„– РѕС‚ <дата> следует, что Р¤РРћ3 умер <дата>
Решением Вышневолоцкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Тверской области РѕС‚ 12 августа 2005 Рі. Р¤РРћ2 лишена родительских прав РІ отношении дочери Слепухиной Рђ.Рђ., <дата> РіРѕРґР° рождения.
Р¤РРћ2 умерла <дата>
Распоряжением РјСЌСЂР° Рі.Вышний Волочек Тверской области РѕС‚ 1 февраля 2005 Рі. в„–83-СЂ опекуном Слепухиной Рђ.Рђ. назначена Р¤РРћ4, Р·Р° Слепухиной Рђ.Рђ. сохранено право пользования жилым помещением РїРѕ адресу: <адрес>
Слепухина А.А. признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается Выпиской из распоряжения администрации г.Вышний Волочек от 4 февраля 2009 г. №1-3-рз Об утверждении протокола заседания комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда г.Вышний Волочек.
Согласно Выписке РёР· протокола в„–1 заседания жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё администрации Рі.Вышний Волочек РѕС‚ 19 февраля 2009 Рі. Слепухина Рђ.Рђ. поставлена РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении, предоставляемом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, РЅР° основании заявления опекуна Р¤РРћ4 РѕС‚ 21 января 2009 Рі.
РР· РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° найма жилого помещения РІ общежитии в„–299Рђ РѕС‚ 29 октября 2014 Рі. следует, что Слепухина Рђ.Рђ. включена РІ состав семьи нанимателя Р¤РРћ6 жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>
Согласно справке администрации г.Вышний Волочек указанное жилое помещение не является муниципальным жилищным фондом социального использования, приватизации не подлежит.
Актом об установлении факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 3 октября 2016 г. подтверждена невозможность проживания Слепухиной А.А. по адресу: <адрес>.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах Слепухиной А.А., <дата>, на имеющиеся у неё объекты недвижимости отсутствуют.
Слепухина А.А. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается сообщением Министерства социальной защиты населения Тверской области от 12 октября 2020 г.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ).
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее – Закон Тверской области № 78-ЗО) органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.
В силу статьи 6 Закона Тверской области № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.
Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.
Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области (п.3).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.
В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абз. 4 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области»).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данный порядок (приложение № 6 к Постановлению Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп) предусматривает ведение Министерством социальной защиты населения Тверской области учета лиц названной категории, направление в органы местного самоуправления списков данных лиц, утвержденных комиссией по формированию таких списков; представление Министерством социальной защиты населения Тверской области по сведениям органов местного самоуправления в Министерство финансов Тверской области сводного отчета о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями (п. п. 6, 7, 10, 11).
По смыслу вышеприведенных положений закона реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области.
Судом установлено, что сведений о включении Слепухиной А.А. в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за счет субвенций областного бюджета на следующий год не имеется.
Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп Порядку предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - «бюджетный» список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области.
Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения (пункт 6 Порядка).
Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией (пункт 7 Порядка).
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно пункту 8 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения приобретаются органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть в соответствии с процедурой, предполагающей определенные временные затраты.
После определения победителя аукциона, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, который в дальнейшем направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления. Затем денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием.
По окончании процедур связанны с приобретением жилого помещения документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения, после чего осуществляется подготовка и подписание договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства, связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, субвенции на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2020 год выделены без учета приобретения жилого помещения для Слепухиной А.А., что в свою очередь, с учетом вышеприведенных законоположений, исключает возможность предоставления истцу жилого помещения в текущем году.
Судом установлено, что Слепухина А.А., № рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении последней 18-летнего возраста, в связи с чем она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Вышневолоцкого городского округа Тверской области, и подлежит включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета,
В связи с изложенным, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на двух ответчиков: администрацию Вышневолоцкого городского округа, как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также на Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в пределах возложенных на него полномочий, обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обеспечении Слепухиной А.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению указанного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Вышневолоцкого городского округа.
Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета (субвенции).
Таким образом, учитывая, что главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство социальной защиты населения Тверской области, суд находит исковые требования о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности по выделению денежных средств на приобретение истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела, принципа разумности, необходимости обеспечения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить администрации Вышневолоцкого городского округа срок для предоставления истцу жилого помещения 6 (шесть) месяцев с момента выделения денежных средств Министерством социальной защиты населения Тверской области.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Слепухиной Арины Анатольевны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области внести Слепухину Арину Анатольевну, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета, обеспечить в 2021 г. финансирование расходов администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на приобретение Слепухиной Арине Анатольевне благоустроенного жилого помещения.
Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области предоставить Слепухиной Арине Анатольевне, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством, в течение 6 (шести) месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.М.Емельянова
<данные изъяты>