Дело 2-340/2018 30 января 2018 года г. Котлас
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.
при секретаре Пахомовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шиловской Марины Геннадьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии, признании незаконным решения, обязании произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Шиловская М.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) (далее - Управление) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии, признании незаконным решения, обязании произвести перерасчет пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что в связи с достижением пенсионного возраста она 1 сентября 2017 года обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере, как лицу, работавшему в г. Северодвинске, относящемуся к району Крайнего Севера. Однако, в назначении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии ей было отказано письмом ответчика от 14 декабря 2017 года № 31489. С указанным решением Управления истец не согласна, поскольку в период нахождения в командировке в г. Северодвинске с 3 по 6 декабря 2010 года она выполняла свои должностные обязанности в течение полного рабочего дня. Корректировка индивидуальных сведений была произведена работодателем по требованию ответчика, что, по мнению истца, является незаконным. Просит признать за ней право на надбавку в размере 50 % от фиксированной выплаты к страховой пенсии с момента назначения пенсии, признать незаконным отказ ответчика в установлении указанной надбавки, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истцу с момента ее назначения с учетом повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, как лицу, имеющему необходимый стаж работы в районе Крайнего Севера, взыскать судебные расходы в размере 9 000 рублей.
В судебном заседании истец Шиловская М.Г. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель Управления по доверенности Гошева О.Е. исковые требования не признала, указав, что работа истца в районе Крайнего Севера не носила постоянный характер. Пояснила, что истец является получателем пенсии с 3 сентября 2017 года. При назначении трудовой пенсии истцу установлен фиксированный размер страховой части пенсии с учетом работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В спорный период Шиловская М.Г. осуществляла свою трудовую деятельность в муниципальном учреждении культуры «Шипицынский информационно-культурный центр», находящимся в п. Шипицыно Котласского района Архангельской области, т.е. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Командировка истца в г. Северодвинск носила временный характер. Работа, носящая стабильный и постоянный характер осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. Нахождение истца в командировке в г. Северодвинске, который относится к районам Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах, в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. Корректировка индивидуальных сведений застрахованного лица Шиловской М.Г. произведена работодателем по требованию Управления, поскольку индивидуальные сведения в отношении спорного периода признаны недостоверными. Просила отказать в удовлетворении иска.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Шиловская М.Г. является получателем пенсии с 3 сентября 2017 года. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на дату назначения пенсии составил 27 лет 22 дня, страховой стаж - 29 лет 11 месяцев.
В силу ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года признается право каждого человека на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2015 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 7 ст. 14 названного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин устанавливался фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При этом лицам, имеющим смешанный стаж работы (периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, работавшим в районах Крайнего Севера.
Таким образом, для лиц, проработавших определенное количество времени в районах Крайнего Севера, при соблюдении прочих условий, предусмотренных п. 7 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона, устанавливался повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Закон № 400-ФЗ) в соответствии с которым в отношении лиц, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин также предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего федерального закона (п. 4 ст. 17).
Истцу при назначении пенсии установлена фиксированная выплата в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Судом установлено, что при обращении в Управление с заявлением о назначении пенсии 1 сентября 2017 года истец также представила документы о нахождении в командировке в г. Северодвинске в период с 3 по 6 декабря 2010 года. Однако, ответчиком было отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, так как документально не подтвержден период работы в районах Крайнего Севера в течение полного рабочего дня.
Одним из основных условий для установления повышенной фиксированной выплаты к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Как следует из анализа вышеназванных норм пенсионного законодательства работа, выполняемая в районе Крайнего Севера, должна носить стабильный, постоянный характер.
Из материалов дела следует, что истец в период с 1 января 2006 года по 21 мая 2013 года работала в должности заместителя директора по творческой деятельности в муниципальном учреждении культуры «Шипицынский информационно-культурный центр», находящимся в п. Шипицыно Котласского района Архангельской области.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 с последующими изменениями, Котласский район Архангельской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно копии приказа директора муниципального учреждения культуры «Шипицынский информационно-культурный центр» № 43-к от 1 декабря 2010 года Шиловская М.Г. командирована в г. Северодвинск с 3 по 6 декабря 2010 года для участия в открытом областном Фестивале-конкурсе молодежного творчества «ТРИУМФ».
В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Доказательств осуществления работы в районах Крайнего Севера истцом в судебное заседание не представлено.
При этом, следует отметить, что даже сам факт выполнения истцом, находящемся в командировке, своих трудовых обязанностей в течение полного рабочего дня в спорный период в г. Северодвинске, который относится к районам Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы в отношении истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Нахождение работника в командировках носит временный, а не постоянный характер работы.
Работа, носящая стабильный (постоянный) характер, осуществлялась истцом в п. Шипицыно Котласского района Архангельской области (в муниципальном учреждении культуры «Шипицынский информационно-культурный центр»), то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Указание работодателем в индивидуальных сведениях истца в отношении спорного периода кода территориальных условий труда - РКС (район Крайнего Севера) признано Управлением недостоверным и подлежащим корректировке на код МКС (местность Крайнего Севера). Данное требование Управления является правомерным, согласующимся с нормами действующего законодательства.
Исходя из изложенного, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях у суда не имеется. Требование истца о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии является необоснованным. В силу изложенных обстоятельств решение Управления об отказе истцу в установлении указанной надбавки является законным. Основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
На основании изложенного, суд отказывает Шиловской М.Г. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Шиловской Марины Геннадьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии, признании незаконным решения, обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Ю.В. Балакшина