РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., с участием представителя истца Черемных Ю.А., представителя административного ответчика Шантакова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5391/2020 по административному исковому заявлению Лаукарта Артема Владимировича к Управлению Росреестра по Республике Бурятия о признании незаконным действий по приостановлению государственной регистрации перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Лаукарт А.В. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Республики Бурятия в его обоснование указав, что ** между Лаукарт А,В. и ООО Логистическая компания «Темерсо» был заключен договор купли-продажи объектов недвижимости, согласно условиям которого Продавец передал в собственность Покупателя объекты недвижимости нежилое помещение общей площадью 205,5 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... с кадастровым номером №; нежилое помещение общей площадью 118,6 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... с кадастровым номером №; нежилое помещение общей площадью 205,3 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... с кадастровым номером №. Оплата по договору произведена в полном объеме при подписании договора, объекты недвижимости переданы продавцом по акту приема-передачи от **. Право собственности продавца зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН. С целью государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости обратился в Управление Росреестра по ... с соответствующими заявлениями. Однако Управлением государственная регистрации была приостановлена на том основании, что продавец недвижимого имущества ООО Логистическая компания «Темерсо» было исключено из ЕГРЮЛ по причине ликвидации. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации указано, что в целях устранения причин может быть представлено решение суда. Административный истец просит признать незаконными действия по приостановке государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости: нежилое помещение 3 общей площадью 205,5 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... кадастровый №; нежилое помещение 1 общей площадью 118,6 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ...А, кадастровый №; нежилое помещение 2 общей площадью 205,3 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... кадастровый №, возложить на ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости.
Определением суда от ** исковые требования Лаукарта А.В. к Управлению Росреестра по Республике Бурятия о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости: нежилое помещение 3 общей площадью 205,5 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ...А, кадастровый №; нежилое помещение 1 общей площадью 118,6 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ..., кадастровый №; нежилое помещение 2 общей площадью 205,3 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ..., кадастровый № выделены в отдельное производство.
Административный истец Лаукарт А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного истца Черемных Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что действиями ответчика по приостановлению государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости права истца не нарушены, поскольку Лаукарту А.В. указано на необходимость обратиться в суд за соответствующим решением. Истцу требуется решение суда, которым на ответчика будет возложена обязанность произвести государственную регистрацию перехода права. Полагает, что действия ответчика по приостановлению государственной регистрации права соответствуют закону.
Представитель административного ответчика Управлению Росреестра по Республики Бурятия – Шантаков А.М. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела установлено, что ** между ООО Логистическая компания «Темерсо» и Лаукарт А.В. заключен договор купли-продажи объектов недвижимости: нежилое помещение общей площадью 205,5 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... помещение 3 с кадастровым номером №; нежилое помещение общей площадью 118,6 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... помещение 1 с кадастровым номером №; нежилое помещение общей площадью 205,3 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ..., помещение 2 с кадастровым номером №.
** ООО Логистическая компания «Темерсо» и Лаукарт А.В. обратились в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлениями на осуществление государственной регистрации перехода права собственности в отношении указанных выше объектов недвижимости.
** Управлением Росреестра по Республике Бурятия принято решение о приостановлении государственной регистрации права в отношении указанных объектов недвижимости в связи со следующим: представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; представленные документы подписаны неправомочными лицами, а именно с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности обратилось ООО Логистическая компания «Темерсо», которое 03.07.2020 исключено из ЕГРЮЛ, а значит утратило правоспособность. Следовательно, заявление подписано неправомочным лицом и в нем указаны недостоверные сведения.
Согласно уведомлению от 02.09.2020, осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости приостановлено до 01.12.2020 года для устранения причин приостановления. В уведомлении также указано, что заявитель вправе представить решение суда, на основании которого будет осуществлена государственная регистрация перехода права собственности.
Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 названной статьи).
Одной из составляющих государственного кадастрового учета является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в его осуществлении (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
В силу статьи 15 указанного федерального закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.5 ст.8.1 ГК РФ уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
В силу ст. 223 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 г. № 278 (далее Административный регламент) в случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) в том числе устанавливает право- и дееспособность сторон.
В силу ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В соответствии с ч.2 ст.64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В силу п.6 ст.22 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Согласно п.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ООО Логистическая компания «Темерсо» исключено из ЕГРЮЛ 03.07.2020 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.
Из анализа указанных выше норм закона следует, что с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении юридического лица юридическое лицо считает прекратившим свою деятельность и с данного момента утрачивает свою правоспособность.
Таким образом, на момент подачи заявления о регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости в Управление Росреестра по Республике Бурятия ** ООО Логистическая компания «Темерсо» прекратило свою деятельность как юридическое лицо и утратило правоспособность, то есть способность иметь права и нести обязанность. Следовательно, заявление о переходе права собственности было подписано неправомочным лицом.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для проведения государственной регистрации перехода права по заявлению ООО Логистическая компания «Темерсо» и имелись основания для приостановления государственной регистрации прав до устранения причин приостановления.
Доказательств, подтверждающих незаконность действий административного ответчика по приостановлению государственной регистрации права материалы дела не содержат, административным истцом таких доказательств не предоставлено.
Кроме того, суд полагает, что оспариваемыми действиями административного ответчика права и законные интересы административного истца не нарушаются, поскольку в государственной регистрации права истцу отказано не было, но предложено в срок до ** предоставить документы во устранение причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации перехода права собственности.
Установив, что действия административного ответчика Управления Росреестра по Республике Бурятия при принятии решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости соответствовали нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости нежилое помещение общей площадью 205,5 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ...А, помещение 3 с кадастровым номером 03:24:010945:550; нежилое помещение общей площадью 118,6 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... 1 с кадастровым номером №; нежилое помещение общей площадью 205,3 кв.м, цокольный этаж б/н, расположенное по адресу: ... ... с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 205,5 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░/░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 118,6 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░/░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 205,3 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░/░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.