Дело № 2 – 5730 / 2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2013 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего Сорокодумовой Н.А.,

при секретаре Фатько Е.М.,

с участием представителя истца Котовой О.Г. – Диденко А.О.,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Краснодар - Скляровой Я.В.,

представителя Управления по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования г. Краснодар Саакян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котовой О.Г., Котовой А.А. к Администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар «Управление жилищного хозяйства», третьи лица: государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ГНУ ВНИИБЗР РАСХН), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о признании права собственности на жилое помещения в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Котова О.Г. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Котовой А.А. к Администрации муниципального образования г. Краснодар, МКУ муниципального образования г. Краснодар «Управление жилищного хозяйства», о признании права общей долевой собственности в равных долях на жилое помещение комнату <адрес>, в порядке приватизации, ссылаясь на следующее.

В установленном законом порядке ей по ордеру от 14.06.2005 г., выданному на основании решения ГНУ «Всероссийский НИИ Биологической защиты растений», была предоставлена указанная жилая комната, в которую она и её дочь Котова А.А. вселились и зарегистрировались по месту жительства. Она и её дочь не являются собственниками недвижимого имущества и сведения об их участии в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда отсутствуют. Поскольку право однократной бесплатной приватизации ими не реализовано, и собственником общежития является муниципальное образование г. Краснодар, в декабре 2012 г. она обратилась в МКУ муниципального образования г. Краснодар «Управление жилищного хозяйства» с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемую ими комнату. Письмом МКУ «УЖХ» г. Краснодара от 13.02.2013 г. в удовлетворении заявления было отказано и разъяснено право на обращение в суд.

В судебном заседании представитель истца Котовой О.Г. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то, что договор социального найма с истцом не заключен, выписка из лицевого счета жилого помещения муниципального жилищного фонда не соответствует требованиям закона, в связи с чем просила в иске отказать в полном объеме.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования г. Краснодар в судебном заседании просила иск удовлетворить в интересах несовершеннолетней Котовой А.А.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГНУ ВНИИБЗР РАСХН в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются их заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель МКУ муниципального образования г. Краснодар «Управление жилищного хозяйства» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили.

Суд, выслушав представителей сторон, представителя органа опеки и попечительства, исследовав представленные доказательства, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, пришёл к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом спора является комната общей площадью 9,1 кв.м, расположенная в общежитии по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, указанная комната находится в собственности муниципального образования город Краснодар на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае № 735-р от 05.12.2011 г. (л.д. 18).

Как следует из выписки лицевого счета жилого помещения от 20.11.2012 г. занимают спорную комнату Котова О.Г. и Котова А.А. на основании ордера (л.д. 12-16).

В материалах дела имеется указанный ордер № 0024: выдан 14.06.2005 г. ГНУ ВНИИБЗР РАСХН на состав семьи из двух человек: Котова О.Г. и Котова А.А. (л.д. 17).

Договор социального найма, заключенный с Котовой О.Г., суду представлен не был, вместе с этим в материалах дела имеется ответ от 13.02.2013 г. № 1-19/217 из МКУ муниципального образования г. Краснодар «Управление Жилищного Хозяйства» о том, что Котова О.Г. обратилась в указанное учреждение с заявлением о заключении договора социального найма на спорную комнату в общежитии. Письмом МКУ «УЖХ» г. Краснодара истцу в удовлетворении заявления было отказано и разъяснено право на обращение в суд.

Отсутствие договора социального найма жилого помещения суд оценивает исходя из следующего.

Согласно ст. 7 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. N 4-П статья 7 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 01 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Так, единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 01.03.2005 г. оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 №-6).

Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11.04.2011 г. N 4-П отмечал, что проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.

Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что в отношении жилого помещения, занимаемого истцами, применяются положения действующего законодательства о договоре социального найма.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда»).

По данным филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» г. Краснодару, Управления Росреестра по Краснодарскому краю, истцы не являются собственниками жилья, сведения об участии в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда отсутствуют, право однократной бесплатной приватизации ранее не реализовано (л.д. 19, 20, 21, 22).

Таким образом, судом установлено, что истцы имеют право на приобретение в собственность занимаемого им жилого помещения в порядке приватизации, однако во внесудебном порядке реализовать это право не может.

В силу п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке, так как если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

На основании изложенного, суд пришёл к выводу о наличии всех предусмотренных действующим законодательством оснований для передачи спорной комнаты в общую долевую собственность истцов в порядке приватизации жилого фонда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. – ░░ ? ░░░░ ░░ ░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 9,1 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2-5730/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Котова Оксана Григорьевна
Ответчики
МКУ "Управление жилищного хозяйства"
Администрация МО г.Краснодар
Другие
ГНУ ВНИИБЗР Россельхозакадемии
Управление Росреестра по КК
Суд
Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья
Сорокодумова Нина Александровна
Дело на сайте суда
krasnodar-prikubansky.krd.sudrf.ru
19.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.06.2013Передача материалов судье
25.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2013Судебное заседание
02.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2013Дело оформлено
02.07.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее