Дело №...а-10705/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
административного истца Мельниченко М.А.,
представителя административного ответчика Филимоновой Л.В., действующей на основании доверенности от 28.11.2019 года,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниченко М.А. к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения о призыве на военную службу и его отмене
УСТАНОВИЛ
Мельниченко М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения призывной комиссии от 28.10.2019 года о призыве на военную службу и его отмене.
Основанием для обращения с заявленными требованиями явилось несогласие административного истца с решением призывной комиссии, поскольку оно противоречит положениям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Из доводов административного искового заявления следует, что при проведении медицинского освидетельствования неоднократно сообщал врачам-специалистам об имеющихся заболеваниях и жалобах на состояние здоровья, был приглашен на госпитализацию ** ** ** в ЛОР отделение Кировской областной клинической больницы для проведения оперативного лечения. Однако несмотря на жалобы и отсутствие в личном деле клинико-инструментальных исследований было принято решение о призыве на военную службу.
В судебном заседании административный истец доводы заявления поддержал в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата Республики Коми заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу положений статьи 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
В соответствии со ст. 5.1 Закона о воинской обязанности при призыве на военную службу граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и иными врачами-специалистами.
В соответствии с п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу определен в соответствующей Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ, Министерства здравоохранения РФ от 23.05.2001 года № 240/168.
Пунктом 5 Инструкции установлено, что медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Один из врачей-специалистов (как правило, врач-специалист военного комиссариата), наиболее подготовленный по вопросам военно-врачебной экспертизы, включается в состав призывной комиссии и на него возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию призывников.
Согласно п. 9 Инструкции врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключении о категории его годности к военной службе, согласно расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан.
Пунктом 2 Требования определено, что в расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В силу ст. 5.1 п. 4 Закона «О воинской обязанности военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
По материалам личного дела установлено, что призывник Мельниченко М.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате с 19.02.2014 года. При первоначальной постановке на учет, в 2015 году была определена категория годности «Г- временно не годен к военной службе» с предоставлением отсрочки на 6 мес. до 25.05.2016 года для наблюдения и лечения. В призывной период 2016 года по результатам медицинского освидетельствования, с учетом результатов дополнительного медицинского освидетельствования, предоставленных призывником дополнительных документов, на основании установленного диагноза применена ст. 65г Расписания болезней и Мельниченко М.А. определена категория годности к военной службе Б-3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В призывной период 2017-2018 года Мельниченко М.А. в соответствии со ст. 24 п. 1 пп. «а» Закона предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, по истечении срока отсрочки Мельниченко М.А. на 25.10.2018 года был вызван на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, однако к указанной дате не явился, был объявлен в розыск.
Согласно п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением правительства РФ от 04.07.2013 года № 565 годность к военной службе при призыве граждан на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, согласно приложению (Расписание болезней).
На основании осмотра призывника, сбора его жалоб, анамнеза, исследований медицинской документации на момент освидетельствования Мельниченко М.А. с применением ст. 65г графы 1 Расписания болезней, призывной комиссией МО ГО «Сыктывкар» определена категория годности к военной службе Б-3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями, о чем оформлен протокол № 20 от 28.10.2019.
К ст. 65г Расписания болезней относятся хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций с определением категории годности к военной службе Б-3.
Заключение о категории годности к военной службе при заболеваниях костей и суставов выносится после обследования и при необходимости лечения. При этом необходимо учитывать склонность заболевания к рецидивам или прогрессированию, стойкость выздоровления и особенности военной службы. При неудовлетворительных результатах лечения или отказе от него заключение выносится по пунктам "а", "б" или "в" в зависимости от функции конечности или сустава.
Определение верной категории годности к военной службе Б-3 также подтверждается заключением врачей – специалистов, где врачом-хирургом определен показатель годности Б-3.
Административным истцом не предоставлено суду относимых, допустимых и достаточных доказательств несоответствия выводов медицинской комиссии имеющемуся у него заболеванию.
Согласно п. 4 ст. 5.1 Закона при невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичное положение содержится в пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункта 22 данного Положения, при несогласии граждан о заключении об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр таких граждан врачами –специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Таким правом, призывник Мельниченко М.А. не воспользовался.
Следовательно, доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении о нарушении порядка медицинского освидетельствования являются субъективным мнением административного истца, не подтвержденным соответствующими доказательствами.
Решение призывной комиссии в полной мере соответствует действующему законодательству, регламентирующему порядок призыва граждан на военную службу, в связи с чем, правовых оснований для изменения или его отмены, суд не усматривает.
В судебном заседании не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обжалуемым решением, что является основанием для оставления заявленных требований Мельниченко М.А. без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Мельниченко М.А. к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения о призыве на военную службу № 20 от 28 октября 2019 года и его отмене, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Судья А.П. Леконцев