номер дела в суде первой инстанции 2-1116/2023
УИД 02RS0№-36
номер строки в статистическом отчете 2.129
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Кокшаровой Е.А., Романовой В.Н.,
при секретаре – ФИО6,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО14 ФИО3, ФИО4 на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
исковые требования пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, удовлетворены.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 признаны не приобретшими право пользования жилым помещением по месту жительства в подразделении Управления, расположенного по адресу: <адрес>.
Указано, что решение суда является основанием для снятия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, мотивируя тем, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в Пограничном управлении ФСБ России по <адрес> с <дата> по <дата>. ФИО1, его супруга ФИО2, и дочери ФИО3, ФИО4 с <дата> зарегистрированы как по месту жительства по адресу подразделения Управления по адресу: <адрес>, где фактически не проживали. ФИО1 уволен с военной службы в запас и исключен из списков личного состава Управления <дата>. До увольнения ФИО1 ответчики проживали в служебном помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, по адресу: <адрес>. После увольнения с военной службы ФИО1 совместно с членами своей семьи убыли для проживания по адресу: <адрес>. Таким образом, ответчики военнослужащими Управления или членами семьи военнослужащего не являются, в списках части не значатся, нанимателями служебного помещения не являются, после увольнения главы семьи с военной службы убыли к новому месту жительства, вследствие чего правовые основания для регистрации по адресу объекта Управления ответчиками утрачены. Кроме того, по адресу регистрации ФИО13 располагается административное здание Управления, в котором отсутствуют жилые помещения. Таким образом, регистрация ответчиков по адресу Управления являлась административным актом, произведена формально, без фактического вселения и не порождает каких-либо жилищных прав.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласились ФИО1, ФИО2, ФИО15 ФИО4, в апелляционной жалобе просят отменить решение, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку семья ФИО13 была зарегистрирована в административном здании подразделения Управления ФСБ по адресу: <адрес>, в связи с не предоставлением на момент увольнения с военной службы жилого помещения. Возможность регистрации по адресу воинской части введена в целях обеспечения условий для реализации прав и свобод военнослужащего при отсутствии у него жилого помещения. ФИО1 и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, жилищная субсидия либо жилое помещение не предоставлены, в связи с чем, отсутствует возможность зарегистрироваться в жилом помещении до получения жилищной субсидии. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» снятие с регистрационного учета возможно только при получении жилого помещения.
Представитель пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> ФИО7 в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> ФИО8, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с <дата> по <дата> проходил военную службу по контракту в ФИО16 по <адрес>, уволен с военной службы в воинском звании «старший прапорщик» по подп. «а» ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» по возрасту в запас <данные изъяты> от <дата> №-ЛС, исключен из списков личного состава <дата>.
В период прохождения военной службы ФИО1 и члены его семьи: супруга – ФИО2, дочери – ФИО3, ФИО4 были зарегистрированы по месту жительства и фактически проживали по договору найма служебного помещения от <дата> № по адресу: <адрес>.
Актом сдачи/приема жилого помещения ФИО1 сдал вышеуказанное жилое помещение <дата>, после увольнения с военной службы.
С <дата> ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Из протокола № жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по <адрес> от <дата> следует, что старший прапорщик ФИО1 и члены его семьи признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в <адрес> с <дата>.
После увольнения со службы ФИО1 совместно с членами семьи выехал для проживания в <адрес>, где по взаимной договоренности с собственником жилого помещения фактически проживают по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН здание, расположенное по адресу: <адрес>, является нежилым, административным зданием, принадлежит на праве оперативного управления <данные изъяты>
Суд первой инстанции, установив, что ФИО1 и члены его семьи военнослужащими <данные изъяты> по <адрес>» не являются, на территории подразделения <данные изъяты> не проживают, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для сохранения за ответчиками регистрации по вышеуказанному адресу.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшему в период спорных правоотношений, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2022 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» указанная норма закона утратила силу.
Согласно абзацу второму пункта 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее - Правила), граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать Правила.
Пунктом 16 Правил определено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно пункту 23 Правил регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), или в близлежащих населенных пунктах, и проживающих совместно с ними членов их семей до получения жилых помещений по месту жительства осуществляется по их желанию по адресам воинских частей (организаций, учреждений, органов), в которых указанные военнослужащие-граждане проходят военную службу.
По смыслу указанных норм закона, данной категории военнослужащих и членам их семей при прибытии на новое место военной службы военнослужащих предоставлено право на регистрацию по месту прохождения военной службы до обеспечения их жилыми помещениями по установленным нормам. При этом с момента обеспечения жилым помещением, утраты отношений с данной войсковой частью или с военной службой в целом указанный военнослужащий теряет право на регистрацию по адресу воинской части.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, несмотря на увольнение с военной службы и выездом для проживания в иной населенный пункт – <адрес>, ФИО1 и члены его семьи, вопреки требованиям указанной нормы закона, с заявлением в соответствующий регистрационный орган о снятии с регистрационного учета по адресу воинской части не обратились.
Пунктами 30, 31 Правил предусмотрен перечень оснований для снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Вместе с тем порядок снятия с регистрационного учета по адресам воинских частей указанной выше категории граждан и членов их семей по инициативе уполномоченных органов собственника помещения не предусмотрен.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, иного способа защиты нарушенных прав и законных интересов ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» как обращение в суд с требованиями о признании не приобретшими право пользования помещением и снятии с регистрационного учета по данному адресу в порядке искового производства, не имеется.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Довод жалобы, согласно которому ответчики вправе состоять на регистрационному учете по адресу нахождения ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» до получения жилищной субсидии необходимой для приобретения жилого помещения по нормам, установленным федеральным законом, является необоснованным и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ФИО1 уволен с военной службы, то есть не относится к числу граждан проходящих военную службу, в связи с чем законные основания, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», для сохранения регистрации ФИО1 и членов его семьи по адресу Пограничного управления ФСБ России по <адрес> отсутствуют, а также учитывая, что ответчики фактически в настоящее время проживают в ином населенном пункте, следовательно, оснований для сохранения регистрации по указанному выше адресу не имеется.
Мнение апеллянта о том, что снятие с регистрационного учета послужит препятствием к реализации права на обеспечение жилым помещением основано на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Кроме того, как следует из представленных в суд апелляционной инстанции документов: протокола № заседания жилищной комиссии <данные изъяты> по <адрес> от <дата> и платежного поручения № от <дата>, ФИО1 предоставлены и перечислены денежные средства для приобретения или строительства жилого помещения. В связи с чем, сохранение регистрации ФИО1, ФИО2, ФИО17 ФИО4 по спорному адресу, утратило свою актуальность для ответчиков.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО18 ФИО3, ФИО4 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Е.А. Кокшарова
В.Н. Романова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме <дата>.