Дело № 2-1386/2023
УИД 18RS0003-01-2022-007225-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2023 г. г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Николаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МСВ к ОСФР по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости, возложении обязанности назначить государственную пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л :
МСВ обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по Удмуртской Республике о признании отказа в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно.
Исковые требования мотивированы тем, что <дата> истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно, однако письмом от <дата> ответчик отказал в удовлетворении заявления, мотивировав отказ проживанием на территории Республики Беларусь, а не на территории Российской Федерации, что не дает истцу право на назначение страховой пенсии по старости ранее возраста, установленного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. Такой отказ ответчика истец полагает не отвечающим требованиям Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании изложенного истец с учетом заявления об уточнении исковых требований просил суд признать отказ ответчика в назначении пенсии по старости незаконным и обязать ответчика назначить истцу государственную пенсию по старости с <дата>.
Определением суда в связи с реорганизацией ответчик заменен надлежащим – ОСФР по Удмуртской Республике.
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Прохорова К.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на законность данного ответчиком ответа, поддержала доводы, изложенные в нем, пояснив, что истец с заявлением по установленной форме в пенсионный орган не обращался.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 28.1 Закона № 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О Социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закона № 1244-1) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1).
Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
<дата> истцу выдано удостоверение серии <номер> <номер>, в соответствии с которым МСВ имеет права на льготы и преимущества, установленные законодательством Республики Беларусь для личностей, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно справке расчетно-справочного центра <номер> коммунального унитарного предприятия «Расчётно-справочный центр <адрес>» <номер> от <дата> МСВ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с <дата> по <дата>.
<дата> <адрес> МСВ выдана справка, в соответствии с которой по данным Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды по состоянию на 1986-1992 годы плотность загрязнения почв цезием-137 на территории <адрес> составила 2,34-2,04 Ки/кв. км, что соответствовало зоне проживания с периодическим радиационным контролем. Данным письмом в адрес истца направлена справка расчетно-справочного центра <номер> коммунального унитарного предприятия «Расчётно-справочный центр <адрес>» <номер> от <дата>
<дата> гражданин Российской Федерации МСВ С.М., <дата> года рождения, обратился в ГУ-ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Письмом от <дата> <номер>-М/10966 истцу указано на отсутствие у него права на льготное пенсионное обеспечение, в связи с тем, что он проживал на территории Республики Беларусь. В этом же письме указано на возможность его обжалования в соответствии с ч. 20 ст. 21 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно представленным сторонами сведениям продолжительность трудового стажа истца по состоянию на <дата> превышает 5 лет.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166-ФЗ от 15.12.2001 регламентировано, что право на пенсию в соответствии с настоящим ФЗ имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
В силу пункта 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, действовавшим в спорный период, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подтверждается удостоверениями установленного образца, подтверждающими проживание в указанных зонах жительства или месту пребывания.
Пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н, действующего с 1 января 2022 г., установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. N 385-3 "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с периодическим радиационным контролем - это территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 328 от 01.06.1992 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения» утвержден список населенных пунктов с плотностью загрязнения почвы цезием -137 от 1 до 5 Ки/кв.км (соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем), в который включен <адрес>.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 116 утвержден перечень территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, согласно которому <адрес> отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, и по характеристикам радиоактивного загрязнения соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно письму <адрес> от <дата> по данным Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды по состоянию на 1986-1992 годы плотность загрязнения почв цезием-137 на территории <адрес> составила 2,34-2,04 Ки/кв. км, что соответствовало зоне проживания с периодическим радиационным контролем.
Учитывая изложенное, суд считает, что указанный населенный пункт соответствует понятию зоны с льготным социально-экономическим статусом согласно ст.11 Закону РФ № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, судом установлено, что истец с <дата> по <дата> проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом в населенном пункте <адрес> Республики Беларусь.
Данный вывод подтверждается справкой о месте жительства и удостоверением от <дата>.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", в пункте 3, даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 6 "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированному Федеральным законом № 227-ФЗ от 07.12.2006, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).
Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.
В силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Таким образом, представленные истцом справки и удостоверение, подтверждающие факт его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, должны быть приняты без легализации.
Учитывая, что факт проживания истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на снижение общеустановленного пенсионного возраста, подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, отвечающих требованиям достоверности и достаточности, письмо (отказ в назначении пенсии) ответчика нельзя признать законным и обоснованным, оно ущемляет принадлежащее истцу конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.
Из Определения Конституционного суда РФ от 11.07.2006 403-0 следует, что положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Таким образом, суд считает, что у истца имеется право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению со снижением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции на 31 декабря 2018 года).
Разрешая требование истца о назначении пенсии и определяя дату, с которой ему может быть назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению, суд приходит к следующему.
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 884н).
Согласно пункту 18 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В судебном заседании установлено, что <дата> истец обратился в пенсионный орган, в котором просил назначить пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
По результатам рассмотрения указанного заявления ответчиком подготовлено письмо, при этом решение о назначении/отказе в назначении пенсии не выносилось, порядок обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии истцу разъяснен не был.
В судебном заседании стороной ответчика верно указано о том, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии без соблюдения его формы, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п.
Вместе с тем, такое обстоятельство не влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
В силу п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 <дата>), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу о назначении досрочной пенсии обязан разъяснить гражданину положения нормативных актов, регулирующих порядок и форму обращения, перечень необходимых для назначения пенсии документов.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о неисполнении пенсионным органом предусмотренной вышеуказанными нормами обязанности по информированию гражданина о его правах в области пенсионного обеспечения и разъяснению порядка и формы обращения за назначением досрочной пенсии, то есть по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
По состоянию на <дата> МСВ исполнилось 59 лет.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать за МСВ право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением возраста в связи с его проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствие со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Сведений об обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии до <дата> в материалы дела не предоставлено.
Право на истребуемый вид пенсии у истца имелось уже <дата> в 59 лет, следовательно, пенсия по старости должна быть назначена ему также с <дата>.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит уплаченная при подаче иска государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования МСВ (паспорт серии <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости, возложении обязанности назначить государственную пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным отказ ОПФР по Удмуртской Республике в назначении МСВ государственной пенсии по старости.
Обязать ОСФР по Удмуртской Республике назначить МСВ государственную пенсию по старости с <дата>.
Взыскать с ОСФР по Удмуртской Республике в пользу МСВ государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение изготовлено в окончательной форме 23 марта 2023 г.
Председательствующий судья А.А. Салов