Решение по делу № 2-42/2018 от 12.12.2016

дело №2-42 / 2018

Решение

Именем Российской Федерации

28 марта 2018 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

    В составе:

Председательствующего судьи    Ландаренковой Н.А.,

При секретаре            Сапач Т.И.,

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рязанова Геннадия Викторовича к Управлению судебного департамента в Смоленской области о признании права на пенсионное обеспечение,

УСТАНОВИЛ:

    Рязанов Г.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее.

    В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности мирового судьи судебного участка №17 в муниципальном образовании «Гагаринский район» Смоленской области, судьи Гагаринского городского суда Смоленской области, судьи Гагаринского районного суда Смоленской области. Решением квалификационной коллегии судей Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочия судьи были прекращены по основаниям п.п.2 п.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи. Отчислен из штата судей ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена I группа инвалидности по общему заболеванию, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - I группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Решением Управления ПФР в Гагаринском районе Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по инвалидности на общих основаниях, и ежемесячная денежная выплата, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составили соответственно 13 727 руб. 65 коп, и 3 357 руб. 23 коп.

    Трудовая пенсия по инвалидности Рязанову Г.В. назначена в размере, исчисленном безотносительно к продолжительности периода его работы в должностях следователя и судьи, и сумм денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иных выплат по данным должностям, поскольку суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями не включаются в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), в связи с чем, в период осуществления полномочий по должностям следователя и судьи формирование расчетного пенсионного капитала не осуществляется, и в случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, размер трудовой пенсии по инвалидности определяется безотносительно к его ежемесячному денежному вознаграждению работающего по соответствующей должности судьи.

    Истец полагает, что существующий механизм пенсионного обеспечения судьи, ставшего инвалидом, и ушедшего в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, и не отвечающего на момент отставки требованиям пункта 5 статьи 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», в нарушение статей 19 (части 1 и 2) и статьи 39 (частей 1 и 2) Конституции Российской Федерации неправомерно ограничивает его право на социальное обеспечение на основе принципов равенства и справедливости, поскольку не гарантирует ему пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.

    Получив повреждение здоровья, не связанное со служебной деятельностью и став инвалидом I группы в период работы в должности судьи Гагаринского районного суда Смоленской области, по мнению истца, он приобрел право на пенсионное обеспечение в виде ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи, начиная со дня, следующего за днем прекращения полномочий судьи, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

    С учетом изложенного, просит признать за ним право на пенсионное обеспечение в виде ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Управление судебного Департамента в Смоленской области обязанности по назначению истцу указанной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.

    Истец в судебное заседание не явился, ходатайствуя в тексте искового заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Представители ответчика - Управления судебного департамента в Смоленской области Крылосова А.Ю., Муцик О.С., иск не признали, поддержав в судебном заседании возражения, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.28-29).

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУ – Отделение Пенсионного фонда по Смоленской области Лунина В.В., одновременно представляющая интересы третьего лица ГУ – Пенсионный фонд РФ, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержав представленный ранее письменный отзыв на иск (л.д.75-80).

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУ – Управление ПФР в Гагаринском районе Смоленской области Михеева О.Ю. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержав представленный ранее письменный отзыв на иск (л.д.81-82).

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в настоящее судебное заседание не обеспечил, в ранее представленных отзывах на заявленный иск, против его удовлетворения возражал (л.д.47, 59-60), ходатайствовал о дальнейшем рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

    На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца представителя третьего лица.

    Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.     

    Из материалов дела усматривается, что истец, с ДД.ММ.ГГГГ замещал должности судей, в том числе, должность мирового судьи судебного участка № 17 в муниципальном образовании «Гагаринский район» Смоленской области, должность судьи Гагаринского городского суда Смоленской области, с ДД.ММ.ГГГГ - должность судьи Гагаринского районного суда Смоленской области.

    ДД.ММ.ГГГГ, находясь на работе, он заболел и через пять дней был госпитализирован, а ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена I группа инвалидности вследствие общего заболевания, которая ДД.ММ.ГГГГ подтверждена без указания срока переосвидетельствования.

    Решением квалификационной коллегии судей Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочия судьи Гагаринского районного суда Смоленской области Рязанова Г.В. были прекращены по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи. При этом Рязанову было выплачено выходное пособие с учетом 10 лет стажа работы в должности судьи. Ежемесячное пожизненное содержание не могло быть назначено ему ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в качестве судьи.

    ДД.ММ.ГГГГ Рязанов Г.В. обратился в Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Смоленской области с заявлением о назначении ему предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи, однако письмом от 15 мая 2015 года он был уведомлен о невозможности установления такой выплаты без подтверждения причинной связи заболевания с исполнением должностных обязанностей.

    Для установления наличия причинной связи заболевания с исполнением должностных обязанностей Рязанов Г.В. обратился в суд.

    ДД.ММ.ГГГГ решением Гагаринского районного суда Смоленской области по Рязанову Г.В. отказано в удовлетворении заявления об установлении факта причинной связи между служебной деятельностью и заболеванием, приобретенным в период его работы судьей Гагаринского районного суда Смоленской области, исключающим дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, и приведшим к инвалидности.

    ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда решение Гагаринского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

    ДД.ММ.ГГГГ определением судьи Смоленского областного суда отказано в передаче в судебное заседание суда кассационной инстанции кассационной жалобы Рязанова Г.В. на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ комиссией по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям при Управлении Судебного департамента в Смоленской области в отказано в удовлетворении заявления Рязанова Г.В. о назначении ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи со ссылкой на пункт 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 20 того же закона.

    Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ была установлена трудовая (с ДД.ММ.ГГГГ - страховая) пенсия по инвалидности, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 14 475 руб. 27 коп. При этом на основании его заявления в страховой стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые по достижении им возраста 55 лет могут быть учтены при назначении ему ежемесячного пожизненного содержания с определением размера данной выплаты пропорционально имеющемуся стажу работы в качестве судьи. Кроме того, как инвалиду I группы истцу была установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".     

    Изложенные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются письменными материалами дела.

    

    В обоснование своих требований Рязанов Г.В. ссылается на то, что получив повреждение здоровья, не связанное со служебной деятельностью и став инвалидом I группы в период работы в должности судьи Гагаринского районного суда Смоленской области, он приобрел право на пенсионное обеспечение в виде ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи, начиная со дня, следующего за днем прекращения полномочий судьи, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно пункту 2 статьи 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» полномочия судьи прекращаются ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи.

    Согласно пункту 5 статьи 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

    Пунктом 3 статьи 20 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

    Вместе с тем, в пункте 7 этой же статьи установлено, что правила, содержащиеся в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

    Федеральным законом от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) установлены гарантии пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан.

    Так, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» определено, что гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

    При этом, пунктом 5 статьи 2 этого же закона установлено, что периоды службы (работы), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не включаются в выслугу лет (в стаж работы), с учетом которой (которого) назначается ежемесячное пожизненное содержание, указанное в статье 1 настоящего Федерального закона.

    Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

    Аналогично, согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

    Таким образом, для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа - достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают, их пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях, предусмотренных законодательством.

Отставка судьи, как следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 14 и пункта 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", может быть связана с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, в том числе в случае установления инвалидности. Прекращение полномочий по соответствующему основанию (подпункт 2 пункта 1 статьи 14 названного Закона) носит вынужденный характер и может иметь место как в случае, когда судья при уходе в отставку имеет стаж установленной законом продолжительности и, соответственно, - право на ежемесячное пожизненное содержание, так и в случае, когда право на такую выплату у него отсутствует ввиду недостаточной продолжительности стажа и (или) недостижения установленного законом возраста. В то же время законодательство, определяя условия и порядок предоставления ежемесячного пожизненного содержания, не учитывает такого обстоятельства, как установление судье инвалидности, исключающей возможность продолжения судейской деятельности. Соответственно, специальный механизм пенсионного обеспечения судей не предусматривает предоставления тем из них, которые стали инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности, выплат, соотносимых с утраченным ежемесячным денежным вознаграждением по должности судьи.

<данные изъяты> судей, чьи полномочия были прекращены досрочно по состоянию здоровья, препятствующему их исполнению, предусматривается лишь льготный порядок зачета в стаж работы судьей времени пре

Вместе с тем судья, который в период исполнения обязанностей получил заболевание, повлекшее инвалидность, и оказался вследствие этого обстоятельства в сложной жизненной ситуации, вправе в силу своего конституционно-правового статуса, включающего особые требования и ограничения, рассчитывать на поддержку государства и соответствующее социальное обеспечение, учитывающее как его статус, так и размер заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения).

    В соответствии с действующим правовым регулированием судья, ставший инвалидом вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности, и ушедший в отставку в связи с невозможностью по состоянию здоровья продолжать исполнение полномочий судьи, может избрать один из двух вариантов определения размера страховой пенсии по инвалидности. Первый предполагает преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи. Второй - назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода исполнения обязанностей судьи, с тем чтобы по достижении возраста 55 лет (50 лет для женщин) приобрести право на предоставление ежемесячного пожизненного содержания пропорционально времени исполнения обязанностей судьи.

    Право на ежемесячное пожизненное содержание, установленное в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» возникнет у истца с ДД.ММ.ГГГГ.

    Вместе с тем, сложившаяся жизненная ситуация истца, в совокупности с действующим правовым регулированием, приводит к тому, что став инвалидом вследствие заболевания, не связанного с профессиональной деятельностью, он должен осуществить выбор одного из вариантов пенсионного обеспечения, что, однако в дальнейшем, лишает его права выразить волю по достижении им возраста, при котором он приобретает право на получение ежемесячного пожизненного содержания, чем порождается правовая неопределенность будущего статуса судьи в отставке по вопросу его достойного материального положения, что по убеждению суда, не отвечает существу конституционно-правового статуса судьи.

    Фактически, действующее правовое регулирование предполагает недобровольный выбор судьи, пребывающего в отставке по состоянию здоровья, вследствие заболевания, не связанного со служебной деятельностью, выбора способа пенсионного обеспечения.

    При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что существует неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) подлежащие применению при рассмотрении названного гражданского дела пункт 5 статьи 15, пункт 7 статьи 20 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2011 №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» в той мере, в какой указанные нормы предполагают механизм социальной защиты судьи, ставшего инвалидом вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, установленной в системе действующего правового регулирования, которая неправомерно ограничивает его право на социальное обеспечение на основе принципов равенства и справедливости, поскольку такой механизм не гарантирует ему пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса. В связи с чем, судом был направлен соответствующий запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.

    Рассмотрев запрос, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 9-П от 19.02.2018 отметил следующее.

    Судьи реализуют публично-правовые цели правосудия, что предопределяет закрепление особого конституционного статуса судьи, который включает в себя, в том числе обязательства соблюдать установленные законом требования и возлагаемые на судью ограничения.

Исходя из того что специфика судебной деятельности и статус судьи требуют от представителей судейского корпуса высокого уровня профессионализма и морально-этических качеств (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 310-О), федеральный законодатель устанавливает особый правовой режим приобретения, осуществления и прекращения статуса судьи, включая специальные квалификационные требования к кандидатам на должность судьи, а также порядок назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий судьи (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 19-П). При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагается повышенная ответственность судьи за выполнение своих профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судейской этики (постановления от 7 марта 1996 года N 6-П, от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 28 февраля 2008 года N 3-П и др.). Такой подход корреспондирует международным стандартам и рекомендациям в сфере правосудия. В соответствии с Бангалорскими принципами поведения судей (одобрены резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 2006/23 от 27 июля 2006 года) судья сознательно, по доброй воле принимает на себя необходимые для поддержания достоинства судебной власти ограничения, которые рядовыми гражданами могут рассматриваться как обременительные (пункт 4.2), и не вправе совершать поступки, которые позволяли бы усомниться в его профессиональной добросовестности (пункт 6.7).

В соответствии с действующим правовым регулированием ограничения, связанные с осуществлением полномочий судьи, включают запрет осуществлять иную оплачиваемую (приносящую доход) деятельность (за исключением педагогической, научной и иной творческой), которая могла бы учитываться при определении пенсионных прав. В частности, судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов) (пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

    При избрании первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения), а сам он при назначении пенсии в системе обязательного пенсионного страхования ставится в худшее по сравнению с застрахованными лицами положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

    Соответственно, можно констатировать, что законодатель, не предусмотрев специального пенсионного обеспечения на случай установления судье инвалидности, препятствующей продолжению профессиональной деятельности, в рамках системы обязательного пенсионного страхования не создал и адекватного правового механизма, который позволял бы преобразовывать пенсионные права, приобретенные в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал (за период с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года) и индивидуальный пенсионный коэффициент (начиная с 1 января 2015 года) в объеме, соотносимом с заработной платой (ежемесячным денежным вознаграждением) судей.

    Второй вариант пенсионного обеспечения судьи в отставке, которому в период осуществления служебных обязанностей установлена инвалидность, основан на применении правила части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", которое не предусматривает учета периода осуществления полномочий судьи при преобразовании пенсионных прав, с тем чтобы сохранить право на получение ежемесячного пожизненного содержания по достижении установленного законом возраста.

В этом случае размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться исключительно на основе стажа и пенсионных прав, приобретенных до назначения на должность судьи. Следовательно, размер пенсии составит еще меньшую сумму, чем при преобразовании пенсионных прав, приобретенных в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал, однако по достижении 55-летнего (для женщин - 50-летнего) возраста судья получит возможность выбора между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием, размер которого будет определен пропорционально количеству лет работы в должности судьи.

Применение части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" приводит к тому, что в течение зачастую продолжительного времени судья в отставке, который в силу состояния здоровья лишен возможности осуществлять даже те виды профессиональной деятельности, которые совместимы с его статусом, получает социальное обеспечение, не соответствующее конституционно-правовому статусу судьи и несоотносимое с его заработной платой (ежемесячным денежным вознаграждением).

Такой судья ставится в худшее положение по сравнению с гражданами, находившимися в качестве нетрудоспособных членов семьи на иждивении судьи, которым гарантируется ежемесячное возмещение в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, в размере, соотносимом с ежемесячным пожизненным содержанием судьи, которое фактически получал судья в отставке или которое рассчитывается пропорционально количеству полных лет, отработанных им в качестве судьи, независимо от его возраста на день гибели (смерти) (пункты 4.1 - 4.3 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Тем самым нетрудоспособным членам семьи судьи гарантируется социальное обеспечение в связи со смертью кормильца, отвечающее конституционно-правовому статусу судьи, а социальная защита, выступающая элементом их правового статуса, являющегося - как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 ноября 2012 года N 27-П - производным от статуса умершего кормильца, предоставляется им в более значительном объеме по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности.

Следовательно, специальный правовой механизм социального обеспечения судей в отставке не предусматривает условий и порядка установления такого обеспечения в случае наступления препятствующей продолжению исполнения полномочий судьи инвалидности по причинам, не связанным со служебной деятельностью, а система обязательного пенсионного страхования, в силу того что судьи не подлежат данному виду страхования, не может обеспечить назначение страховой пенсии по инвалидности в размере, учитывающем заработную плату (ежемесячное денежное вознаграждение), получаемую в период исполнения полномочий судьи.

Таким образом, судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшему в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, вопреки конституционным принципам равенства и справедливости, в нарушение статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 118 (часть 1) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации не гарантируется пенсионное обеспечение по инвалидности в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.

    В связи с изложенным, Конституционный Суд пришел к выводу, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, - незамедлительно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедших в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, с тем чтобы гарантировать им надлежащую социальную защиту как лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом.

Также, Конституционный Суд указал, что выбор способа пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедших в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, - прерогатива законодателя. Поскольку существуют различные правовые модели, которые могут быть избраны законодателем, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75, статьями 79 и 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", во избежание возникновения пробела в правовом регулировании считает возможным установить, что действующий порядок пенсионного обеспечения указанной категории судей применяется до исполнения федеральным законодателем настоящего Постановления.

    Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку в настоящее время истцу пенсия по инвалидности установлена и выплачивается в соответствии с существующим порядком пенсионного обеспечения, установленным для судей, ушедших в отставку по состоянию здоровья ввиду получения заболевания, не связанного с профессиональной деятельностью, то оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на пенсионное обеспечение в виде ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Управление судебного Департамента в Смоленской области обязанности по назначению истцу указанной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Однако, суд полагает необходимым отметить, что в свете правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ №9-П от 19.02.2018, при внесении изменений в действующее законодательство и установлении иного порядка пенсионного обеспечения для категории судей, к которой относится истец, он не лишен права требовать установления ему пенсионного обеспечения в соответствии с конституционно-правовым статусом судьи в отставке.     

    Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении требований Рязанова Геннадия Викторовича к Управлению судебного департамента в Смоленской области о признании права на пенсионное обеспечение в виде ежемесячного возмещения в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи, начиная со дня, следующего за днем прекращения полномочий судьи, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                Н.А.Ландаренкова

    

2-42/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рязанов Геннадий Викторович
Рязанов Г.В.
Ответчики
Управление Судебного департамента в Смолленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
12.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2016Передача материалов судье
15.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2017Подготовка дела (собеседование)
26.01.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.03.2017Предварительное судебное заседание
04.04.2017Судебное заседание
28.04.2017Судебное заседание
26.05.2017Судебное заседание
28.06.2017Судебное заседание
20.02.2018Производство по делу возобновлено
20.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2018Подготовка дела (собеседование)
20.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2018Судебное заседание
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.04.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Производство по делу возобновлено
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
28.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее