УИД 72RS0011-01-2020-000594-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ишим 27 октября 2020 г.
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Иванова В.М.,
при секретаре Жуковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-410/2020 по исковому заявлению Боровенко Д.Н., Боровенко Н.А. к администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о признании права собственности на жилое помещение после самовольной реконструкции,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Боровенко Д.Н., Боровенко Н.А. обратились в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что они являются собственниками земельного участка и части жилого дома расположенных по адресу: <адрес>. В 2015 году они возвели к жилому помещению жилой пристрой без получения разрешительной документации. Они обратились в администрацию Ишимского района с заявлением о получении разрешения на реконструкцию объекта недвижимости. Однако в выдаче разрешения им было отказано ввиду того, что на момент обращения реконструкция объекта уже была начата. В 2019 году они завершили реконструкцию жилого помещения. Согласно уведомлению администрации Ишимского муниципального района реконструированный объект не соответствует установленным параметрам допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства. На основании изложенного просят суд сохранить блок жилого дома блокированной застройки по адресу: <адрес> с кадастровым номером № полезной площадью 79,0 кв.м., площадью для кадастрового учета 88,5 кв.м. в реконструированном состоянии и признать за ними право совместной собственности на реконструированное здание жилое - блок жилого дома блокированной застройки по адресу: <адрес> полезной площадью 79,0 кв.м., площадью для кадастрового учета 88,5 кв.м.
В судебное заседание истцы Боровенко Д.Н., Боровенко Н.А. при надлежащем извещении не явились.
Представитель истцов Сухарева Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации Ишимского муниципального района в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика о месте и времени рассмотрения дела по существу. До судебного заседания от представителя ответчика в лице главы района С.Н. Ломовцева поступило ходатайство, согласно которому ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно указанному заявлению отступы от границ земельного участка со стороны <адрес> составляют 0 метров, от границы участка по адресу: <адрес> – 0 метров, от границы участка по адресу: <адрес> – 11,4 м, таким образом, отступы от границ земельного участка со стороны <адрес> не соответствуют требованиям градостроительного регламента.
Представитель третьего лица администрации Стрехнинского сельского поселения при надлежащем извещении в суд не явился, до судебного заседания обратился в суд с заявлением согласно которому не возражая относительно требований истца просят рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные истцом письменные доказательства в их совокупности приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как следует из материалов дела земельный участок расположенный по адресу: <адрес> принадлежит истцам на праве совместной собственности на основании договора купли-продажи части жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №)
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что истцам принадлежит часть жилого дома, общей площадью 39,1 кв.м. по адресу: <адрес>. (л.д. № 10-13)
Согласно материалам дела истцами произведена реконструкция жилого помещения по указанному адресу, в результате чего площадь жилого помещения увеличена до 88,5 кв.м.
Под домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-022001 (утверждены и введены в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 г. № 725/пр) блок жилой автономный представляет собой жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными включает два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. При этом к приквартирному участку относится земельный участок, примыкающий к дому с непосредственным выходом на него.
Таким образом, жилой дом по адресу: <адрес>, состоящий из двух жилых помещений 37/1 и 37/2 является домом блокированной жилой застройки, каждое жилое помещение в доме имеет самостоятельный выход на земельный участок, блоки технически и функционально не связаны между собой ничем, не имеют помещений общего пользования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением администрации Ишимского муниципального района № 1024-р от 08.09.2015 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>. (л.д. №)
Согласно ответу администрации Ишимского муниципального района от 22.09.2015 в подготовке и выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес> отказано, поскольку в указанное время на земельном участке по указанному адресу расположен объект капитального строительства в процессе реконструкции. (л.д. № 32)
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п.3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Положения п.3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются не только на отношения, связанные с самовольным возведением нового объекта недвижимого имущества, но и на отношения, возникшие в результате самовольной реконструкции объекта недвижимости.
В п.14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено понятие реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которое означает - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Из представленного истцом в суд заключения ООО «КИОН» следует, что техническое состояние строительных конструкций спорного объекта недвижимости работоспособное, обеспечивается механическая безопасность здания, в процессе строительства и эксплуатации здания строительные конструкции и основание не достигли предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий. Фактический вид объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, однако вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен собственником участка на «блокированная жилая застройка» без дополнительного согласования с органом местного самоуправления, так как данный вид использования предусмотрен среди основных видов. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Установлено, что здание – блокированный жилой дом расположен вдоль улично-дорожной сети по <адрес> в исторически сложившейся усадебной застройке, при этом жилые блоки примыкаю друг к другу по границе участка и расстояние от границы составляет 0 метров, что полностью соответствует градостроительным регламентам <адрес>. Имеются нарушения градостроительного регламента в отношении хозяйственной застройки - хоз. строения литер Г И Г1 расположены по границе участка без отступа, хоз строение литер Г2 расположено на расстоянии менее 0,7 м. от границы участка, хоз строение литре Г3 расположено на расстоянии менее 20 см от границы участка. Однако в ходе натурных измерений установлено несоответствие установленных ограждений участков кадастровым границам земельных участков, в связи с чем отступление в части градостроительного регламента в отношении жилого блока является несущественным, так как строительство пристроев произведено без нарушения требований градостроительного регламента, а размещение основного здания 2004 года строительства относительно границ участка с отступом 0 метров менее нормируемого не может считаться нарушениям в силу положений ст. 4 ГК РФ, так как блокированный жилой дом построен до дня вступления в силу правил застройки и землепользования Стрехнинского сельского поселения. Строительство жилого пристроя литер А
Также нельзя считать нарушением градостроительного регламента в части отступа от фронтальной границы участка, так как его строительство произведено с соблюдением линии застройки сложившейся исторически.
В ходе обследования территории участка по <адрес> и прилегающей территории установлено, что территории домовладений и прилегающая территория обеспечены возможностью своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к ним территорию, имеется обеспеченность требуемых проездов и подъездов для пожарной техники, обеспечен доступ личного состава пожарных подразделений на территорию домовладений для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей.
Таким образом возможно ввести в схему планировочной организации земельного участка с кадастровым номером 72:10:0801001:143 с адресным описанием: <адрес> и сохранить с целью эксплуатации главную вещь – жилое здание – блок жилого дома блокированной застройки с кадастровым номером 72:10:0801001:143. Расположение жилого блока блокированного жилого дома в усадебной застройке по <адрес> в <адрес> не оказывает негативного влияния на окружающую застройку, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не затрагивает интересы других лиц.
(л.д. № 36-94)
Оценивая заключение в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, суд исходит из того, что оснований не доверять заключению не имеется, выводы заключения мотивированы и обоснованы; заключение содержит необходимые расчеты, ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, квалификация эксперта сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах учитывая, что спорное жилое помещение после проведения реконструкции в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего данный вид правоотношений, сохранение постройки не нарушает прав и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, право собственности на созданный объект недвижимости заинтересованными лицами не оспаривается, исковые требования Боровенко Д.Н. и Боровенко Н.А. подлежат удовлетворению, поскольку защитить свои права и разрешить правовую неопределенность в праве на имущество в ином порядке невозможно.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Боровенко Д.Н., Боровенко Н.А. к администрации Ишимского муниципального района Тюменской области удовлетворить.
Сохранить блок жилого дома блокированной застройки расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № полезной площадью 79,0 кв.м., площадью для кадастрового учета 88,5 кв.м. в реконструированном состоянии
Признать за Боровенко Д.Н., Боровенко Н.А. право совместной собственности на реконструированный объект недвижимости - блок жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № полезной площадью 79,0 кв.м., площадью для кадастрового учета 88,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течение месяца с момента вынесения решения.
Председательствующий судья подпись В.М. Иванов
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-410/2020 хранящегося в Ишимском районном суде Тюменской области.