Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2024 года г. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи ФИО6
при секретаре ФИО1
с участием:
представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика – директора <данные изъяты> - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по иску прокурора <адрес> к <данные изъяты> об обязании восстановить целостность защитного ограждения зданий учреждения, оборудовать главный вход на территорию учреждения видеодомофоном,
установил:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд <адрес> с иском, которым с учетом уточнений просит обязать <данные изъяты> в течение 5 месяцев со дня поступления финансирования восстановить целостность защитного ограждения корпуса учреждения по адресу: <адрес>; оборудовать главный вход на территорию учреждения (калитку) корпусов учреждения по адресам: <адрес> (I корпус), <адрес> (II корпус), видеодомофоном.
Заявленные требования мотивированы тем что прокуратурой <адрес> проведена проверка <данные изъяты> по адресам: <адрес> (I корпус), <адрес> (II корпус), на предмет соблюдения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности, в здании <данные изъяты>» на входных дверях учреждения не установлен видеодомофон. По факту выявленных нарушений закона прокуратурой района в адрес ответчика вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства об образовании, о противодействии терроризму от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, нарушения законодательства устранены не были.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО3, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика <данные изъяты> директор ФИО4 в пояснил, что целостность ограждения действительно нарушена, частично восстановлена собственными силами, при поступлении финансирования обязуются привести ограждение территории школы в должный вид, однако не согласен с установкой видеодомофона, поскольку такая обязанность не предусмотрена законодательством, в обоих корпусах школы установлена развитая система видеонаблюдения как внутри помещений, так и по периметру здания снаружи и по внешней территории, установлена пропускная система при входу в здания
Представитель третьего лица - администрации г.о.Тольятти в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва на уточненное исковое заявление просили гражданское дело рассмотреть в отсутствие представителя, возражали против установки видеодомофонов.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон является оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и других, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы.
Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пунктеHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=0079D731CA3796E8419A4CA9F4C3D30C3249801E9BD480CC212BF4865103D105FF0421028379E011F46BCC4616906162E4C2BC2D8AD68757yEWCK" \h(п. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Частью 7 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> г.о. Тольятти проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях <адрес> г.о. Тольятти.
В ходе проверки установлено, что в здании <данные изъяты> расположенных по адресам: <адрес> (I корпус), <адрес> (II корпус), на входных дверях учреждения не установлен видедомофон; по адресу: <адрес> (II корпус), нарушена целостность защитного ограждения зданий учреждений, что подтверждается фотоматериалом, представленным прокуратурой <адрес> г.о.Тольятти и не оспаривалось по факту стороной ответчика.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Пунктами 6 и 13 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования) определено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) на объекты 1, 2, 3 и 4 категорий.
Согласно акта обследования и категорирования объекта – <данные изъяты> по адресу <адрес>, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения в отношении обследуемого объекта установлена III категория опасности.
Согласно акта обследования и категорирования объекта – <данные изъяты> по адресу <адрес>, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения в отношении обследуемого объекта установлена II категория опасности.
В силу п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении п. 26 Требований).
В силу вышеуказанных норм, технические системы защиты зданий школы должны содержать следующие алименты: тревожная сигнализация с сигналом в Росгвардию или службу 112; система бесперебойной и устойчивой связи; система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения;система наружного освещения;система видеонаблюдения, охранной сигнализации;стационарные или ручные металлоискатели;система контроля и управления доступом; ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Таким образом действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность оснащения входных дверей образовательных учреждений видеодомофонами, в связи с чем суд не находит оснований возлагать на ответчика обязанность оборудовать главный вход на территории учреждения (калитку) по адресам: <адрес>,
<адрес> (I корпус), <адрес> (II корпус), видеодомофоном.
В силу п. 2.2.1 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
Судом также установлено, что по периметру здания <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> (II корпус), установлено защитное ограждение, целостность которого частично нарушена, что подтверждается фотоприложением, представленным истцом, и не оспаривалось представителем ответчика.
Согласно подпунктам "а, в" п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "а" п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Поскольку в нарушении указанных выше норм, целостность защитного ограждения нарушена, что способствует бесконтрольному пребыванию на территории школы посторонних лиц, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, суд приходит к выводу о возложении на <данные изъяты> обязанности восстановить целостность (устранить повреждения) защитного ограждения здания учреждения по адресу: <адрес> (II корпус), в течении 5 (пяти) месяцев со дня поступления финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования - удовлетворить частично.
Обязать <данные изъяты> (ИНН №, №) в течение 5 месяцев со дня поступления финансирования восстановить целостность (устранить повреждения) защитного ограждения корпуса учреждения по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий ФИО7
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: ФИО8