Решение по делу № 8а-776/2020 от 18.12.2019

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-294/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                  18 февраля 2020 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего                     Малаевой В.Г.,

судей                                                   Мальмановой Э.К., Капункина Ю.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Беликовой ФИО6 на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 марта 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 7 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Беликовой ФИО7 к Совету народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» о признании незаконным и отмене решения Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 25 января 2019 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» IV созыва Беликовой ФИО9

Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г., Беликову ФИО8 поддержавшую доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

административный истец – Беликова ФИО10 обратилась в Майкопский районный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 25 января 2019 года № 41 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» IV созыва Беликовой В.В.».

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что решение является незаконным, поскольку основанием для досрочного прекращения полномочий является непредоставление административным истцом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение одного рабочего дня после подачи документов на регистрацию в качестве претендента на замещение должности муниципального образования «Каменномостское сельское поселение». Полагает, что на момент подачи документов для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты на нее распространялись права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон                № 67-ФЗ), положения которого не возлагают обязанность на кандидата представлять в соответствующие органы указанные сведения. Считала, что сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год должны быть предоставлены ею не позднее 30 апреля 2019 года.

Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея                           от 25 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 7 июня 2019 года, в удовлетворении указанного административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной Беликовой В.В. в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильного применения и неприменения норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 310                 КАС РФ.

Нарушения такого характера не допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, установили, что ДД.ММ.ГГГГ Беликова ФИО11 избрана депутатом IV созыва в Совет народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение».

В нарушение требований части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона              от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), статьи 1 Закона Республики Адыгея от 3 августа 2017 года № 80 «О порядке представления Главе Республики Адыгея сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, и порядке проверки достоверности и полноты, представляемых ими сведений» Беликова В.В. предоставила сведения о доходах только                       ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением Главы Республики Адыгея по профилактике коррупционных и иных правонарушений был установлен данный факт в ходе проверки и Главой Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ в Совет народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Беликовой В.В.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ                      «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» IV созыва в отношении Беликовой В.В.» (далее – решение) на основании заявления Главы Республики Адыгея с ДД.ММ.ГГГГ были досрочно прекращены ее полномочия депутата.

Считая решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, истец обратилась с административным исковым заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое решение, принято уполномоченным органом в пределах предоставленной законодательством компетенции, соответствует положениям действующего законодательства и, следовательно, признанию незаконным не подлежит.

С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций надлежит согласиться ввиду следующего.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ                     «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), данным законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ                       «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон № 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон № 79-ФЗ), если иное не предусмотрено данным Законом.

Согласно положениям статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    Порядок предоставления Главе Республики Адыгея сведений о доходах гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, определен Законом Республики Адыгея от 3 августа 2017 года № 80 «О порядке представления Главе Республики Адыгея сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, и порядке проверки достоверности и полноты представляемых ими сведений», согласно статье 1 которого граждане, претендующие на замещение муниципальной должности и лица, замещающие муниципальную должность, представляют Главе Республики Адыгея сведения о доходах если иное не установлено федеральным законом. Сведения о доходах представляются в виде справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», гражданином в течение 1 рабочего дня после подачи документов на регистрацию в качестве претендента на замещение муниципальной должности.

    На основании части 7.3 статьи 40 Закона № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Законом № 273-ФЗ, Законом № 230-ФЗ, Законом № 79-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

    Таким образом, из содержания данного правового акта следует, что им предусмотрены сроки и форма представления сведений о доходах и расходах, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть определен порядок исполнения указанными лицами установленной федеральным законодательством обязанности.

    Правильный анализ перечисленных правовых норм позволил суду первой и апелляционной инстанций прийти к обоснованному выводу о том, что возможность исполнить данную обязанность появилась у истца в течение 1 рабочего дня после подачи документов на регистрацию в качестве претендента на замещение муниципальной должности.

    Так, вывод суда первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении административного иска ФИО1 является правильным.

При этом довод кассационной жалобы о том, что на основании                статей 33, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ                         «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представление сведений о доходах в избирательную комиссию и Главе Республики Адыгея не предусмотрено, не освобождает административного истца от обязанности представить данные сведения, поскольку такая процедура предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, в данном случае Законом Республики Адыгея от 3 августа                2017 года № 80.

Суды первой и апелляционной инстанций верно определили обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела и нашедшим свое подтверждение в рамках кассационного производства по делу.

Кассационная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы судов первой и апелляционной инстанций.

Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части судебных актов.

Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.

С учетом изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 марта                    2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 7 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Беликовой ФИО12 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-776/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Беликова Вероника Васильевна
Ответчики
Совет народных депутатов муниц образования Каменомостское сельское поселение
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Малаева В. Г.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
18.02.2020Судебное заседание
18.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее