68RS0004-01-2023-003159-74
Копия:
Дело №12-90/2024
РЕШЕНИЕ
11 апреля 2024 года г. Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Толмачева М.С., с участием представителя администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области Бычкова И.И., рассмотрев в отрытом судебном заседании жалобу представителя администрации <адрес> на постановление заместителя начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов Ивановой К.А. от 29 сентября 2023 года, которым администрация <адрес> была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов Ивановой К.А. от 29 сентября 2023 года, которым администрация <адрес> была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель администрации <адрес> обратилась в Тамбовский районный суд <адрес> с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что решением Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги «<адрес>» в <адрес> протяженностью 7,4 км, установлена обязанность администрации <адрес> произвести ремонтные работы на указанной автомобильной дороге в срок до 31 сентября 2017 года в соответствии с требованиями технических регламентов.
17 ноября 2017 года межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Указала, что администрацией <адрес> предпринимаются все зависящие от нее действия, направленные на исполнение решения суда, а именно указала, что 22 мая 2018 года в Управление автомобильных дорог и транспорта <адрес> была направлена заявка на включение в государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства <адрес>» на 2014-2020 гг. объектов строительства и ремонта муниципальных автомобильных дорог общего пользования по <адрес> на 2019 г с представлением пакета документов в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно данной заявке на ремонт 4,5 км автомобильной дороги «Стрельцы-Пушкари» необходимо 40569,21 тыс. руб., однако денежные средства предоставлены не были.
В настоящее время денежных средств недостаточно для производства ремонтных работ, при этом 9 сентября 2019 года был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог <адрес> (восстановление верхних изношенных слоев асфальтобетонного покрытия на автодороге <адрес> (<адрес> от <адрес> до <адрес>). Актом выполненных работ от 23 сентября 2019 года подтверждается выполнение указанных работ в полном объеме.
Кроме того, указала, что были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог от 24 января 2020 года и 25 декабря 2020 года.
Указала, что утверждение бюджета <адрес> относится к исключительной компетенции <адрес> совета народных депутатов <адрес>.
Судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления не было принято во внимание доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа.
Кроме того, указала, что имеются основания для прекращения производства по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку главой <адрес> вносился на рассмотрение <адрес> совета депутатов проект местного бюджета, однако советом было принято решение № «О бюджете <адрес> на 2023 и плановый период 2024 и 2025», которым запрашиваемые денежные средства на проведение ремонта автомобильной дороги запланированы не были.
Также указала, что неоднократно администрацией <адрес> подавались заявки на включении в государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства <адрес>» на 2021-2020 года объектов ремонта муниципальных автомобильных дорог общего пользования по <адрес> на 2019г., 2020г., 2022г. Однако заявленные дороги в программу не были включены и денежные средства не выделялись..
Считает, что неисполнение решения суд вызвано объективно непреодолимыми обстоятельствами, которые администрация не имеет возможности преодолеть.
Кроме того, указала, что в оспариваемом постановлении отсутствует описание события административного правонарушения, в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на место совершения правонарушения, не установлено требование неимущественного характера, неисполнение которого вменяется администрации <адрес>.
Также просит восстановить срок для обжалования постановления от 29 сентября 2023 года.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2023 года постановление заместителя начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов Ивановой К.А. от 29 сентября 2023 года, которым администрация <адрес> была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства №-ИП оставить без изменения, а жалобу представителя администрации <адрес> - без удовлетворения.
Решением Тамбовского областного суда от 5 февраля 2024 года решение Тамбовского районного суда <адрес> от 21 декабря 2023 года было отменено, а дело направлено на рассмотрение в Октябрьский районный суд <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации Тамбовского муниципального округа <адрес> по доверенности Бычкова И.И. доводы жалобы поддержала в полном объеме и настаивала на ее удовлетворении. Дополнительно указала, что административный штраф по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ по постановлению судебного пристава – исполнителя от 15 июня 2020 года в рамках настоящего исполнительного производства был оплачен администрацией района 25 августа 2020 года, следовательно, в силу ст. 4.6 КоАП РФ, администрация района считалась подвергнутой административному наказанию до 25 августа 2021 года и по состоянию на 29 сентября 2023 года у должностного лица специализированного отделения не имелось оснований для вынесения постановления по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, вынесшее оспариваемое постановление - заместитель начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов Иванова К.А., представитель прокуратуры <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела не прибыли, уважительных причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав представителя Тамбовского муниципального округа <адрес>, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Как усматривается из материалов дела, копия оспариваемого постановления получена представителем администрации <адрес> 1 ноября 2023 года, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции, иных сведений о получении копии постановления от 11 октября 2023 года в материалах дела не имеется, жалоба подана в Тамбовский районный суд Тамбовской области 8 ноября 2023 года, в связи с чем срок для обжалования постановления не пропущен.
Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ст.2 вышеуказанного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с положениям статьи 14 Федерального закона от 1 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 января 2001 года № 1-П и определении от 4 октября 2005 года № 338-О указывал, что неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленных суду документов усматривается, что решением Тамбовского районного суда <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию <адрес> возложена обязанность до 30 сентября 2017 года произвести ремонтные работы на автомобиль дороге «<данные изъяты>», протяженностью 7,4 км., в соответствии с требованиями технических регламентов.
На основании выданного исполнительного листа ФС № судебным приставом – исполнителем 17 ноября 2017 года возбуждено исполнительное производство №-ИП.
24 января 2020 года судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
15 июня 2020 года было вынесено постановление о привлечении администрации <адрес> к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 23 августа 2022 года.
После многочисленных проверок исполнения судебного решения, судебным приставом – исполнителем администрации <адрес> вручено требование о необходимости в срок до 20 сентября 2023 года исполнить решение суда и 21 сентября 2023 года явится к судебному приставу-исполнителю для проверки исполнения решения.
21 сентября 2023 года в отношении администрации <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении № по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
29 сентября 2023 года постановлением заместителя начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов Ивановой К.А. администрация <адрес> была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из буквального толкования положений части 2 статьи 17.15 КоАП РФ следует, что законодатель предусмотрел возможность привлечения должника к административной ответственности за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Заместитель начальника отделения старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией <адрес> не были приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм законодательства об исполнительном производстве, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При рассмотрении настоящего дела соглашаюсь с выводами уполномоченного должностного лица, поскольку выводы о наличии в действиях администрации <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ подтверждены совокупностью следующих доказательств, представленных в материалы дела: исполнительным листом Тамбовского районного суда <адрес> серии ФС №, постановлением о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 17 ноября 2017 года, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 24 января 2020 года, постановлением о привлечении администрации <адрес> к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ от 15 июня 2020 года, требованием судебного пристава – исполнителя о необходимости в срок до 20 сентября 2023 года исполнить требование исполнительного документа неимущественного характера и 21 сентября 2023 года в 11 часов 00 минут явиться к судебном приставу-исполнителю для исполнения проверки исполнения решения суда, протоколом об административном правонарушении № № от 21 сентября 2023 года и вина юридического лица в его совершении полностью доказана.
Довод представителя о том, что со стороны администрации <адрес> предприняты все меры к исполнению решения суда и решение суда невозможно было исполнить в установленные сроки в силу наличия непреодолимых препятствий нахожу несостоятельными, поскольку сведений о том, что администрация <адрес> своевременно предприняла все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований указанного исполнительного документа, в материалах дела не имеется.
Отсутствия достаточных и необходимых денежных средств не освобождают администрацию <адрес> от обязанности исполнить вступившее в законную силу решение суда.
Доводы представителя о наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ являются несостоятельными, поскольку применимы к должностным лицам исполнительной власти, главам муниципальных образований, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителям государственных, муниципальных учреждений и применению по аналогии к органам местного самоуправления не подлежат.
Чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, исключающие возможность исполнения администрацией <адрес> решения суда, вступившего в законную силу, в ходе рассмотрения дела не установлены.
Порядок составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренные ст. 28.2 и ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами соблюдены в полном объеме, в связи чем ссылки представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует описание события административного правонарушения, в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на место совершения правонарушения, не установлено требование неимущественного характера, неисполнение которого вменяется администрации <адрес> считаю несостоятельными.
Доводы представителя администрации <адрес> о том, что административный штраф по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ по постановления судебного пристава – исполнителя от 15 июня 2020 года в рамках настоящего исполнительного производства был оплачен администрацией района 25 августа 2020 года, следовательно, в силу ст. 4.6 КоАП РФ, администрация района считалась подвергнутой административному наказанию до 25 августа 2021 года и по состоянию на 29 сентября 2023 года у должностного лица специализированного отделения не имелось оснований для вынесения постановления по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 апреля 2023 г. № 17-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда" указал, что совпадающими для составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, являются способ правонарушающего поведения (бездействие в форме неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера), привлекаемое к административной ответственности лицо (должник) и наличие его вины в неисполнении требования неимущественного характера.
Следовательно, федеральный законодатель исходит из необходимости применения повышенной штрафной ответственности к должникам, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера после их привлечения к административной ответственности за это на основании части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, а также для всех последующих случаев неисполнения указанных требований во вновь установленные сроки.
Это означает, что наложение на должника административного штрафа на основании части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации за неисполнение им требования неимущественного характера во вновь установленный срок может иметь место только после вступления в законную силу постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 данной статьи. С указанным пониманием оспариваемого законоположения согласуется подход, изложенный в Методических рекомендациях по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России (утверждены Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 4 июня 2012 года № 07-12). В соответствии с пунктом 4.14 этих Методических рекомендаций часть 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации применима только в том случае, если лицо ранее подвергалось наказанию по части 1 данной статьи.
В ходе рассмотрения дела установлено и представителем администрации <адрес> не оспаривалось, что в отношении администрации <адрес> тамбовской области в рамках исполнительного производства №-ИП судебным приставом – исполнителем было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.
Таким образом, факт привлечения администрации <адрес> по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ по обстоятельствам, фигурирующим в настоящем деле, уже имел место быть.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Исходя из системно – буквального толкования диспозиции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ привлечение лица за совершение данного правонарушении не связано исключительно с условием, указанным в ст. 4.6 КоАП РФ, поскольку достаточно лишь факта наложения административного штрафа, после которого происходит неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
При назначении наказания в полной мере учтены обстоятельства, характер и степень общественной опасности правонарушения, обстоятельства смягчающие ответственность, наказание назначено в пределах санкции статьи.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отделения старшего судебного пристава заместителя начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО3 от 29 сентября 2023 года, которым администрация <адрес> была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства №-ИП оставить без изменения, а жалобу представителя администрации Тамбовского муниципального округа <адрес> - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти суток со дня получения через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева