Дело № 2-1902/2023
УИД 44RS0001-01-2023-001033-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
судьи Суховой Е.В.,
при секретаре Бекеневе И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вохомского района в интересах Шадрина ... к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вохомского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах Шадрина А.В., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что прокуратурой района на основании заявления Шадрина А.В. по вопросу не обеспечения его средствами диагностики (тест-полосками для глюкометра, а также иглами для инсулиновых шприц-ручек), как лица, страдающего заболеванием сахарный диабет, проведена проверка и установлено следующее. Шадрин ..., <дата> года рождения, является инвалидом 3 группы, имеет диагноз: сахарный диабет 2 типа. Врачом-эндокринологом Шадрину А.В. назначены лекарственные препараты, в том числе инсулин 3 раза в день. Также врачом указано на необходимость самоконтроля гликемии на менее 4 раз в сутки. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», Шадрин А.В. в истекшем периоде 2023 года тест-полосками для определения глюкозы в крови, иглами для инсулиновых шприц-ручек не обеспечивался ввиду их отсутствия, при этом соответствующая заявка в Департамент здравоохранения направлялась. На основании изложенного, истец просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение Шадрина ..., <дата> года рождения, медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения сахара в крови, иглами для инсулиновых шприц-ручек в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме.
В судебном заседании прокурор Тимошенко М.В., действуя по поручению прокурора Вохомского района Костромской области, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам указанным в иске.
Истец Шадрин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Панова Ю.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Обращала внимание суда на то, что требования истца не исполнимы, так как Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения населения медицинскими изделиями на основании заявок областных государственных медицинских организаций, а не по медицинским показаниям. Доступ к медицинским показаниям ограничен действующим законодательством и составляет врачебную тайну. В организации обеспечения населения Костромской области медицинскими изделиями принимает участие не только Департамент здравоохранения Костромской области, но и медицинские организации, а также ГУП «Костромская областная аптечная база», в связи с чем, Департамент здравоохранения Костромской области считает, что ГУП «Костромская областная аптечная база» и ОГБУЗ «Вохомская РБ» тоже должны быть привлечены по делу в качестве соответчиков. Тест –полоски не являются средствами диагностики, а относятся к расходным материалам. И кроме того, в соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011, решение врачебной комиссии о назначении Шадрину А.В. тест- полосок отсутствует.
Третье лицо ОГБУЗ «Вохомская РБ» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024-2025 гг. В разделе V указанной Программы, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, включены в том числе тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. ( ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»)
В соответствии с п.п. 2 п. 11 положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, которое утверждено постановлением губернатора Костромской области №546 от 27.12.2007 г., к полномочиям Департамента в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относятся полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п. 26).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 №680-а.
Согласно Гл. 3 данной программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с главой 7 Программы. Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с главой 2 Программы при следующих заболеваниях и состояниях, в том числе болезни эндокринной системы.
Главой 7 Программы предусмотрено, что назначение лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и изделий медицинского назначения, оформление рецептов для их получения осуществляется лечащим врачом (фельдшером) или врачом-специалистом медицинской организации, к которой гражданин прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, а также в государственных медицинских организациях, работающих в системе льготного лекарственного обеспечения, перечень которых определяется приказом департамента здравоохранения Костромской области. Отпуск лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и изделий медицинского назначения осуществляется в аптечных организациях, работающих в системе льготного лекарственного обеспечения. Регламент технологического и информационного взаимодействия врачей (фельдшеров), медицинских, аптечных, других организаций, работающих в системе льготного лекарственного обеспечения, определяется департаментом здравоохранения Костромской области.
Согласно Приложению №2 к данной программе, в перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой включены средства диагностики (тест-полоски для определения сахара в крови) только для детей до 18 лет.
Порядок назначения и выписывания медицинских изделий, утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1181н.
На основании ч. 15 ст. 2 Федерального закона №323-ФЗ вопросы выбора средств и методов лечения исходя из медицинских показаний, том числе определение количества выписываемых медицинских изделий (тест-полосок). Относится к компетенции лечащего врача, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и лечения.
Как следует из материалов дела, с 2022 года Шадрин А.В. состоит на учете у врача-эндокринолога в ОГБУЗ «Вохомская РБ» с диагнозом – сахарный диабет 2 типа. В соответствии с рекомендациями лечащего врача Шадрину А.В. рекомендован самоконтроль гликемии не менее 4 раз в сутки, инсулин 3 раза в день.
Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская РБ», имеющейся в материалах дела, Шадрин А.В. в истекшем периоде 2023 года тест-полосками для определения глюкозы в крови, иглами для инсулиновых шприц-ручек не обеспечивался ввиду их отсутствия, при этом соответствующая заявка в Департамент здравоохранения направлялась.
Таким образом, судом установлено, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, к которым относится "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что невыполнение Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего Шадрин А.В. был лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, необходимыми ему по жизненным показаниям.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что Шадрин А.В., состоящий на учете с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно медицинских изделий, а именно тест-полосок для определения содержания сахара в крови, а также игл для инсулиновых шприц-ручек, необходимых ему по медицинским показаниям. Непринятие ответчиком соответствующих мер ставит под угрозу жизнь и здоровье истца, что является основанием для возложения на ответчика обязанности организовать бесперебойное обеспечение Шадрина А.В. тест-полосками для определения сахара в крови и иглами для инсулиновых шприц-ручек по медицинским показаниям в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Вохомского района удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение Шадрина ..., <дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> (паспорт ...) медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения содержания уровня сахара в крови, иглами для инсулиновых шприц-ручек в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья (подпись) Е.В. Сухова