Решение по делу № 2-524/2017 от 29.09.2017

2-524/2017

                                                 Р Р•ШЕНИЕ

                                  Р˜РјРµРЅРµРј Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации

Рі. Трубчевск                                                                            9 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР°                                                                                                     РўСЂСѓР±С‡РµРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Брянской области

в составе

председательствующего - судьи Бабина М.А.,

при секретаре Кощук А.Н.,

с участием истицы Дондуковой Е.С. и ее представителя Ерохиной Г., действующей по доверенности,

представителя ответчика - администрации Трубчевского муниципального района Брянской области - Москалевой О.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дондуковой Е.С. к администрации Трубчевского муниципального района о сохранении жилых помещений в перепланированном состоянии,

                                           РЈРЎРўРђРќРћР’ИЛ:

Дондукова Е.С. обратилась в Трубчевский районный суд с указанным иском и просит суд сохранить жилые помещения №121 и №122, расположенные по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии, согласно техническому плану от 16 августа 2017 года, выполненному ООО «Антарес плюс».

В обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении, в частности, указала, что 1 ноября 2004 года ей - Дондуковой Е.С., в связи с работой в «Трубчевском аграрном колледже», было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат №121 и №122, площадью 30,2 кв.м., расположенное по указанному адресу, согласно типового договора найма жилого помещения №54 от 1 сентября 2007 года, который ежегодно 1 сентября перезаключался на 11 месяцев. В настоящее время договор с ней не расторгнут. Согласно справке №50 от 4 февраля 2014 года, справкам о регистрации №201 от 21 июня 2016 года и №410 от 2 декабря 2016 года, выданными на основании домовой книги №19, ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия» Трубчевский филиал, она - Дондукова Е.С., была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе со своим сыном - ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 1 января 2014 года был заключен договор найма жилого помещения №21 и акт приема-передачи в возмездное пользование жилого помещения от 1 января 2014 года. 1 декабря 2014 года был заключен еще один договор найма жилого помещения №19 и акт приема-передачи в возмездное пользование жилого помещения от 1 октября 2016 года. С момента вселения в 2004 году по настоящее время все необходимые работы по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии производятся за ее личный счет, а также оплата за проживание, коммунальные услуги, ремонт электропроводки в коридоре на пятом этаже. В 2004 году жилое помещение ей было предоставлено в ненадлежащем состоянии. В процессе эксплуатации ею был выполнен капитальный ремонт комнат № и № с согласованием с комендантом общежития, но при получении справки в Трубчевском филиале ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» оказалось, что это является перепланировкой. В настоящее время готовятся документы для передачи общежития из федеральной собственности в собственность <адрес>. В связи с тем, что перепланировка ею выполнена самовольно, она может ее узаконить в судебном порядке в соответствии со ст.29 п.4 ЖК РФ. Согласно техническому заключению ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» №10708-ПР от 23 апреля 2014 года, выполненная перепланировка жилого помещения № в жилом доме № по <адрес> не оказывает влияния на конструктивную и прочностную характеристики жилого дома. В результате перепланировки не затронуты основные несущие конструкции, которые находятся в работоспособном состоянии, канализационная и водопроводная система выполнена в соответствии с требованиями СП 30.13330.2012. Перепланировка жилого помещения не повлияла на несущую способность и устойчивость основных конструкций жилого дома и его безопасную эксплуатацию и позволяет его дальнейшую эксплуатацию с технико-экономическими показателями: общая площадь 30,2 кв.м., жилая площадь - 18,8 кв.м.. В связи с тем, что данная перепланировка не нарушила права и законные интересы других граждан и не создает угрозу жизни и здоровью, жилое помещение № и № подлежит сохранению в перепланированном состоянии.

В судебном заседании истица Дондукова Е.С. и ее представитель Ерохина Г. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель администрации Трубчевского муниципального района Брянской области - Москалева О.А., действующая по доверенности, заявленные Дондуковой Е.С. исковые требования не признала по основаниям, приведенным в отзыве на исковое заявление, в котором, в частности, указано, что Дондукова Е.С. не является нанимателем жилого помещения по указанному адресу и правом на подачу указанного иска не обладает. Истица являлась нанимателем до определенного времени, который в настоящему времени утратил указанный статус: Договор №19 найма жилого помещения от 1 ноября 2016 года, был заключен с ФГБОУ ВО Брянский государственный аграрный университет на срок 11 месяцев с момента заключения договора, вступил в силу с момента подписания 1 октября 2016 года, таким образом срок договора истек, тем более, что п.5.5 указанного договора установлено, что по окончании срока действия договора наниматель обязан освободить указанное в п. 1.1 жилое помещение в течение трех дней. До настоящего времени документов, подтверждающих, что истица является нанимателем жилого помещения, суду не представлено. Между тем, ст. 29 Жилищного кодекса РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Правом подачи искового заявления в суд о сохранении жилого помещения в перепланированном виде обладает собственник либо наниматель жилого помещения. В данном случае, как было указано выше, Дондукова Е.С. правом подачи подобного иска не обладает. В соответствии с актом приема-передачи в возмездное пользование жилого помещения от 1 ноября 2015 года истцу переданы в пользование жилые помещения № площадью 30,2 кв.м. Согласно ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. В нарушение положений данной статьи истцом не представлены соответствующие доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что самовольная перепланировка спорных помещений не нарушает права и законные интересы иных лиц, соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, экологическим требованиям. Такими доказательствами должны быть объяснения заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений, показания свидетелей, письменные доказательства, заключения уполномоченных органов государственного надзора и контроля, а в необходимых случаях заключение экспертизы. О том, что перепланировка помещений является самовольной, истица узнала при получении справки. Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрет и не исключают полномочия органа местного самоуправления согласовать самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, может быть признан судом неправомерным, если представлены все необходимые документы, а произведенные переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства. (Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 года по делу № 305-КГ15-20305). Таким образом, истец нарушил административный порядок согласования перепланировки, в уполномоченный орган не обращался, тем самым злоупотребил своим правом на защиту интересов в судебном порядке. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года, в случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в соответствии с частью 5 статьи 29 Жилищного кодекса РФ вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. Вместе с тем положения статьи 29 Жилищного кодекса РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26 - 28 Жилищного кодекса РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. В случае отказа уполномоченного органа от согласования перепланировки помещений, вопрос о сохранении помещений в перепланированном виде может быть разрешен судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению собственника жилого помещения об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки помещения. Вместе с тем, заявитель не представил доказательств наличия отказа уполномоченного органа в согласовании переустройства и перепланировки спорного жилого здания. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что обращение истца в суд с настоящим иском направлено на уклонение от соблюдения установленного законодательством административного порядка осуществления внесения изменений в технический учет объектов недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилые помещения, в сведения, содержащиеся в реестре, что является недопустимым. Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, в судебное заседание не явился, предоставил в суд возражения на исковое заявление Дондуковой Е.С., в которых, в частности, указал, что здание, расположенное по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении ФГБОУ ВО Брянский ГАУ и является общежитием, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Следовательно, спорное жилое помещение отнесено к категории помещений специализированного жилого фонда, предназначено для временного проживания обучающихся и сотрудников Университета. Для проживания в данном жилом помещении должен заключаться договор найма специализированного жилого помещения. Заключая договор найма жилого помещения и соглашаясь с п.2.2.3 договора, истец взял на себя обязанность не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения без получения соответствующего согласования, предусмотренного жилищным законодательством, в том числе и с наймодателем (Университетом). Доказательств согласования в установленном законом порядке переустройства и (или) перепланировки занимаемых жилых помещений с собственником жилого помещения, владельцем помещения на праве оперативного управления и органом местной власти, обладающим разрешительными полномочиями на проведение перепланировки истцом не представлено. Как следует из материалов дела, истец не обращался в отдел архитектуры и строительства администрации Трубчевского муниципального района с заявлением о согласовании произведенной ими перепланировки. Отказа в согласовании перепланировки не было. Статья 29 ЖК РФ не содержит запрета на согласование уже произведенной перепланировки. Таким образом, граждане, которые еще не произвели перепланировку и которым органом, осуществляющим согласование, отказано в ее согласовании, а также граждане, которые произвели самовольную перепланировку и которым органом, осуществляющим согласование, отказано в ее согласовании, обращаются в суд в соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ. Иное толкование закона может привести к тому, что добросовестные граждане, собравшие все необходимые документы и прошедшие предусмотренную Жилищным кодексом РФ процедуру согласования переустройства (перепланировки), будут поставлены в невыгодное положение по сравнению с гражданами, осуществившими самовольную перепланировку и сохраняющими ее на основании решения суда без предоставления необходимых документов и без заключения органа, осуществляющего согласование. Заключение проведенной истцом строительной экспертизы не заменяет собой предусмотренных ст.26 ч.2 Жилищного кодекса РФ документов.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, общежитие, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление ФГБОУ ВО Брянский ГАУ.

Согласно справке о регистрации от 2 декабря 2016 года №410, выданной Трубчевским аграрным колледжем, Дондукова Е.С. с сыном Дондуковым А.С. зарегистрирована в <адрес>

Согласно типовому договору найма жилого помещения №54 от 1 сентября 2007 года, Дондукова Е.С. являлась нанимателем жилого помещения, расположенным по адресу <адрес>

1 января 2014 года, 1 декабря 2014 года и 1 октября 2016 года ФГБОУ ВО Брянский ГАУ с Дондуковой Е.С. были заключены договоры найма жилого помещения - комнат № и № в общежитии по адресу: <адрес>. Каждый из указанных договоров заключался сроком на 11 месяцев.

Частью 2 ст.25 ЖК РФ предусмотрено, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно положениям ч.3 ст.29 ЖК РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Статьей 26 ч.1 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно ч.2 данной статьи, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель), предоставляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Согласно части 4 данной статьи, решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Согласно акту приема-передачи в возмездное пользование жилого помещения от 1 октября 2016 года, наймодатель передал, а наниматель принял в возмездное пользование жилые помещения, комнату №, № площадью 30 кв.м. в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>

Как следует из предоставленных в суд документов, в настоящее время срок действия договора найма от 1 октября 2016 года истек, сведений о продлении действия данного договора, либо заключения нового договора найма, в суд не предоставлено.

Вместе с тем, правом подачи искового заявления в суд о сохранении жилого помещения в перепланированном виде обладает собственник либо наниматель жилого помещения.

Кроме этого, судом учитывается, что истица Дондукова Е.С. при подписании договора найма жилого помещения, в том числе, и от 1 октября 2016 года, согласилась с п.2.2.3 Договора, который обязывает не производить перепланировок и переоборудования без письменного разрешения наймодателя.

При этом, как установлено в судебном заседании, письменное разрешение на осуществление перепланировки наймодателем истцу не выдавалось.

Согласно техническому заключению ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» №10708-ПР от 23 апреля 2014 года, выполненная перепланировка жилого помещения № в жилом доме № по <адрес> не оказывает влияния на конструктивную и прочностную характеристики жилого дома. В результате перепланировки не затронуты основные несущие конструкции, которые находятся в работоспособном состоянии, канализационная и водопроводная система выполнена в соответствии с требованиями СП 30.13330.2012. Перепланировка жилого помещения не повлияла на несущую способность и устойчивость основных конструкций жилого дома и его безопасную эксплуатацию и позволяет его дальнейшую эксплуатацию с технико-экономическими показателями: общая площадь 30,2 кв.м., жилая площадь - 18,8 кв.м..

Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года», положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

Вместе с тем, судом учитывается, что отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, истцом не получен.

При этом, суд соглашается с доводами, приведенными в возражениях третьего лица, о том, что граждане, которые еще не произвели перепланировку и которым органом, осуществляющим согласование, отказано в ее согласовании, а также граждане, которые произвели самовольную перепланировку и которым органом, осуществляющим согласование, отказано в ее согласовании, обращаются в суд в соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ. Иное толкование закона может привести к тому, что добросовестные граждане, собравшие все необходимые документы и прошедшие предусмотренную Жилищным кодексом РФ процедуру согласования переустройства (перепланировки), будут поставлены в невыгодное положение по сравнению с гражданами, осуществившими самовольную перепланировку и сохраняющими ее на основании решения суда без предоставления необходимых документов и без заключения органа, осуществляющего согласование. Заключение проведенной истцом строительной экспертизы не заменяет собой предусмотренных ст.26 ч.2 Жилищного кодекса РФ документов.

Анализируя представленные в суд доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных истицей исковых требований к администрации Трубчевского муниципального района о сохранении в перепланированном состоянии жилых помещений № и №, расположенных по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии, согласно техническому плану от 16 августа 2017 года, выполненному ООО «Антарес плюс», не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                    Р Р•ШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дондуковой Е.С. к администрации Трубчевского муниципального района о сохранении в перепланированном состоянии жилых помещений № и №, расположенных по адресу: <адрес> «В», в перепланированном состоянии, согласно техническому плану от 16 августа 2017 года, выполненному ООО «Антарес плюс» - отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд.

Председательствующий:

СЃСѓРґСЊСЏ                                                                                Р‘абин Рњ.Рђ.

Решение изготовлено 14.11.2017 г.

2-524/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Грибанов В.П.
Грибанов В. П.
Дондукова Е. С.
Ответчики
Администрация Жуковского района Брянской области
администрация Трубчевского муниципального района
Другие
Жуковский филиал ГУП "Брянскоблтехинвентаризация"
Азарова С.
ФГБОУ ВПО Брянская государственная Сельскохозяйственная академия
Азарова София
Заборско-Никольская сельская администрация
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской
Суд
Жуковский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
zhukovsky.brj.sudrf.ru
29.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2017Передача материалов судье
02.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2017Подготовка дела (собеседование)
05.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017Передача материалов судье
08.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017Судебное заседание
09.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2017Подготовка дела (собеседование)
27.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2017Судебное заседание
01.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2017Дело оформлено
10.01.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее