Дело № 2а-6219 /2021
УИД 50RS0021-01-2021-005313-16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Девятнадцатое июля 2021 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Васильевой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бапбыевой Елены Юрьевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания, обязании обеспечить местом в детском саду,
установил:
Бапбыева Е.Ю., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд к административному ответчику Администрации городского округа Красногорск Московской области с административным иском о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания, обязании обеспечить местом в детском саду. Просит суд признать незаконным и дискриминационным бездействие Администрации городского округа Красногорск Московской области в решении вопроса устройства несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящимся в доступной близости от места проживания. Обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области реализовать право несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное дошкольное образование, посредством создания и предоставления места в группе полного дня в одном из выбранных учреждений: МБДОУ №, №, №, с ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление образования администрации городского округа Красногорск, в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о постановке ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении.
В качестве приоритетных детских дошкольных общеобразовательных учреждений истцом выбраны МБДОУ детские сады №, №, и №.
ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации права несовершеннолетнего ребенка на получение дошкольного образования истец обратилась с письменным заявлением в Управление образования администрации городского округа Красногорск о предоставлении места в выбранных ДОУ с сентября 2021 года.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации городского округа Красногорск направлен ответ об отказе в представлении ребенку места в указанных дошкольных образовательных учреждениях без указания законных причин. В качестве причины сообщено о необходимости ожидания очередности о распределении мест электронной системой и об отсутствии мест в запрашиваемом ДОУ. Также было рекомендовано изменить приоритетные иные учреждения, в которых наблюдается наименьшая очередность на МБДОУ детские сады №, №, №, №, №.
Административный истец полагает, что административный ответчик не исполнил своих обязанностей и не принял мер по обеспечению ее несовершеннолетнего ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, несмотря на то, что ребенок достиг требуемого возраста, был поставлен в очередь на предоставление места по письменному обращению, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
В судебном заседании административный истец Бапбыева Е.Ю., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявленные исковые требования поддержала; дополнительно в обоснование заявленных исковых требований пояснила, что считает, что административный ответчик не исполнил своих обязанностей и не принял мер по обеспечению ее несовершеннолетнего ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, несмотря на то, что ребенок достиг требуемого возраста, был поставлен в очередь на предоставление места по письменному обращению. Пояснила, что льготного статуса семьи не имеет. Вопрос о представлении вариативного дошкольного обучения ребенка не рассматривает, т.к. необходима только группа полного дня в МБДОУ, избранных в качестве приоритетных. Имеет двух несовершеннолетних детей, старший ребенок посещает детский сад, однако сведений о преимущественном праве предоставления места в детском саду в Управление образования не предоставляла, поскольку не желает водить младшего ребенка в тот же сад, что и старшего ребенка. Полагает, что административный ответчик не принял никаких мер для предоставления места в шаговой доступности от места проживания несовершеннолетнего ребёнка. Просит суд административный иск удовлетворить.
Административный ответчик администрация городского округа Красногорск Московской области по доверенности извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечила; в представленном в суд письменном ходатайстве представитель административного истца просит суд о рассмотрении дела в своё отсутствие, представила в суд письменные возражения на исковое заявление (л.д.67-70), согласно которому просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование возражений указывает, что во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постановлением администрации городского округа Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа Красногорск Московской области», который разработан на основании Типового административного регламента Министерства образования Московской области. Постановка детей на учёт для зачисления в детские дошкольные общеобразовательные учреждения, а также распределение детей для получения направления в ДОО осуществляется с помощью Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (т.е. электронной очереди) согласно очередности с учетом возраста ребенка, даты постановки на учет для зачисления в ДОО и льготного статуса семьи. Принцип очередности в комплектовании ДОО не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования ДОО, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной или первоочередной прием в ДОО, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми ДОО. Реализация Административным истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования должно осуществляться с соблюдением указанного выше принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОО.
Административный ответчик указывает, что само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении детей заявителей.
Администрацией городского округа Красногорск Московской области принимаются все возможные меры для сокращения очередность в ДОО: 19.01.2017г. открыт МБДОУ детский сад № 44 на 180 мест по адресу: ул. Большая Комсомольская, дом № 13; 20.01.2017г. открыто второе здание МБДОУ детский сад № 19 на 115 мест по адресу: г. Красногорск, ул. Авангардная, д. 1; 15.09.2017г. открыто второе здание МБДОУ детский сад № 49 г. по адресу: Красногорск, Красногорский бульвар, д. 22А, на 115 мест. Открыты группы кратковременного пребывания детей в МБДОУ детских садов № 21, № 33, № 8, № 19. 16.03.2018г. открыт МБДОУ детский сад № 23 по адресу: п. Нахабино, ул. Братьев Волковых, на 240 мест. 26.04.2018г. открыт МБДОУ детский сад № 52, по адресу: г. Красногорск, мкр. Опалиха, ул. Ткацкой фабрики, д.46, на 130 мест. 07.05.2018г. открыт второй корпус МБДОУ детский сад № 32 г. Красногорск, ул. Пионерская, на 320 мест, 16 групп. Строительство проходило на территории бывшего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 33. 01.06.2018г. открыт второй корпус МБДОУ детский сад № 44 г. Красногорск, ул. Большая Комсомольская, д.13А. на 340 мест, 17 групп. 03.09.2018г. открыт МБДОУ детский сад № 53, по адресу: г. Красногорск, ул. Лесная, д. 46, на 280 мест. Открыты группы кратковременного пребывания детей в МБДОУ детский сад № 17. 06.05.2019г. открыто четвертое здание МБДОУ детский сад № 17 по адресу: д. Путилково, Путилковское шоссе, д.4, на 80 мест. 10.02.2020г. в мкр. Павшинская пойма здание АНО «ДОО «Сад-Град» передано в оперативное управление МБДОУ детский сад № 50. 05.08.2020г. открыт корпус для детей дошкольного возраста в МБОУ ОЦ «Вершина» на 150 мест. 28.09.2020г. открыты две группы для детей старшего и дошкольного возраста при МБОУ СОШ «Мозаика» на 50 мест. 12.02.2021г. открыт МБДОУ детский сад № 40 по адресу: г. о. Красногорск, микрорайон Опалиха, ул. Горького, д.4) на 125 мест. 19.02.2021г. открыт 3 корпус МБДОУ детского сада № 8 по адресу: Бульвар Космонавтов, д.17, помещение 10. В настоящий момент завершается строительство дошкольных образовательных организаций - новостроек: 2 группы кратковременного пребывания в 4 корпусе МБДОУ детский сад № 8, по адресу: Бульвар Космонавтов д.8, помещение 14, детский сад по адресу: г. о. Красногорск, коммунальная зона Красногорск – Митино, на 224 места, детский сад по адресу: г. о. Красногорск, п. Ильинское Усово, ЖК «Ильинские луга», на 300 мест.
Суд рассматривает дело в отсутствие представителя административного ответчика в порядке ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации городского округа Красногорск Московской области по доверенности (л.д161) ФИО6 в судебном заседании заявила, что иск заявлен необоснованно; представила в суд письменные возражения на административный иск (л.д. 162-171). Дополнительно пояснила, комплектование ДОО на новый 2021-2022 учебный год проводилось в апреле-июне 2021 года. В июле-августе 2021 года, а также в течение учебного года будут набираться дети на освободившиеся, невостребованные места и в детские сады-новостройки в порядке, установленном административным регламентом. Превышение количества воспитанников в существующих ДОО более установленных норм вследствие формирования в приоритетных ДОО дополнительного места и предоставления его несовершеннолетней ФИО3, на чем настаивает административный истец, приведет к нарушению требований СП 2.4.3648-20, которыми определено допустимое количество детей в группах. Управление образования с целью скорейшего решения вопроса устройства ребенка в ДОО предлагало Административному истцу рассмотреть другие ДОО, расположенные в центральной части городского округа Красногорск, находящиеся в территориальной доступности, в которых в настоящее время наименьшая очередность, с последующим переводом в ДОО, выбранные в качестве приоритетных: МБ ДОУ детский сад №, МБДОУ детский сад №, МБДОУ детский сад №, МБДОУ детский сад 30, МБДОУ детский сад №. В настоящее время для скорейшего решения вопроса устройства ребенка в ДОО Управление образования предлагает административному истцу рассмотреть готовящийся к открытию детский сад-новостройку - МБДОУ детский сад доступности, в котором в настоящее время наименьшая очередность и будет вестись набор детей в возрасте от 2 до 7 лет, с последующим переводом в ДОО, выбранные в качестве приоритетных. Пояснила, что Управлением образования предпринимаются все возможные меры для скорейшего устройства ребенка административного истца в ДОО, в том числе предпринимаются меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другие ДОО, помимо ДОО, указанных в качестве приоритетных.
Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Суд, с учетом правил распределения бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной (муниципальной) власти (ч. 2 ст. 62, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ), активной роли суда (ч. 8 ст. 226 КАС РФ), проверил срок на обращение в суд и, учитывая, что бездействие административных ответчиков, которое как указывает административный истец, продолжается и в настоящее время, следовательно, носит длительный характер, полагает, что срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ для обжалования решений, действий (бездействий), административным истцом соблюден.
Гарантии права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ст.ст. 7 и 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9), а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ст. 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и 2 ст. 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано ч. 3 и 4 ст. 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Согласно п. 1 ст. 39 Уставу городского округа Красногорск Московской области, принятому решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 08.09.2017 № 247/16, администрация городского округа Красногорск - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика в предоставлении ребенку места в детском саду может быть признано незаконным в том случае, если на данные органы такая обязанность возложена, и они при наличии реальной возможности не предприняли необходимых мер, в рамках отведенных им полномочий для ее исполнения.
Положения п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ обязывают органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15.05.2006 № 5-П указал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
В связи с данной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации Судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации в ряде определений указано на то, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 33-КГ18-13, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.02.2015 N 82-КГ14-10).
Судом установлено, что административный истец Бапбыева Е.Ю. является матерью несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12). Зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Бапбыева Е.Ю. обратилась в Управление образования администрации городского округа Красногорск с заявлением об обеспечении её дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в МБДОУ детские сады №, №, №, с ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете для получения направления в дошкольное образовательное учреждение городского округа Красногорск.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации городского округа Красногорск Московской области Бапбыевой Е.Ю. дан ответ (л.д. 33), из которого следует, что по состоянию на указанную дату, согласно сведениям Единой информационной системы «ЕИС «Зачисление в ДОУ» (электронной очереди), номер очереди ребенка административного истца в МБДОУ детский сад № указан 94, в МБДОУ детский сад №, МБДОУ детский сад № – 60. Комплектование дошкольных образовательных учреждений на новый 2021 -2022 учебный год начнется с апреля 2021 года, и будет продолжаться до июля 2021 года. В другое время могут набираться дети на освободившиеся, невостребованные места и в детские сады – новостройки. Для скорейшего направления ребенка в муниципальный детский сад Управление образования предложило заявителю рассмотреть другие варианты дошкольных образовательных учреждений, где наблюдается наименьшая очередность, а именно МБДОУ детские сады №№, с сохранением права в дальнейшем на перевод ребенка в удобный, относительно места жительства детский сад.
На момент разрешения спора место в дошкольном детском образовательном учреждении ребенку истца не предоставлено.
Как усматривается из представленных в материалы дела копий постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной программы городского округа Красногорск «Строительство объектов социальной инфраструктуры» на 2020-2024 гг.» на территории городского округа Красногорск находится 52 дошкольных образовательных учреждения (3-негосударственные), на 2022 г. было запланировано строительство (реконструкция) 6 объектов дошкольного образования за счет бюджетных средств; за счет внебюджетных средств: 3 – в 2020 г., 4 – в 2021, 3 – в 2022, 3 – в 2023, 1 – в 2024 (л.д.103-158).
Администрацией городского округа Красногорск также представлены сведения об открытии ряда детских садов в период с 2017 по 2021 гг., в частности, в материалы дела представлены разрешения на ввод в 2020 г. 4 дошкольных образовательных организаций; приказы об открытии в 2019-2021 гг. новых групп и корпусов МБДОУ, расположенных на территории городского округа Красногорск Московской области.
Таким образом, суд не может согласиться с утверждением административного истца, о том, что административным ответчиком администрацией городского округа Красногорск Московской области не предпринимает действий, направленных на увеличение детский садов в городском округе.
Кроме того, прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа <адрес> осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Регламент).
Данный регламент на момент возникновения спорных правоотношений являлся действующим, не отменен, в установленном законом порядке не оспорен.
Постановка детей на учет для зачисления в детские дошкольные организации, а также распределение детей для получения направления (путевки) в детские дошкольное учреждение осуществляется с помощью Единой информационной системы «ЕИС «Зачисление в ДОУ», то есть в порядке электронной очереди, согласно очередности с учетом возраста ребенка, даты постановки на учет для зачисления в детское дошкольное учреждение и льготного статуса семьи.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Закона N 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей названную деятельность, самостоятельно (ч. 9).
В соответствии с ч.4 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Учебный год в дошкольной образовательной организации начинается 01 сентября. Группы в дошкольных образовательных организациях формируются до начала учебного года.
В соответствии с подпунктами 8.2.1, 8.2.2, 8.2.4 Административного регламента прием в дошкольную образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Направление в дошкольную образовательную организацию на новый учебный год (для предоставления ребенку места с 1 сентября календарного года) осуществляется ежегодно на дату, установленную учредителем с 01 апреля по 30 июня текущего года. Список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольной образовательной организации с 1 сентября текущего календарного года, формируется на дату начала комплектования. Если в процессе комплектования места в дошкольной образовательной организации предоставлены не всем детям, состоящим на учете для предоставления места в дошкольной образовательной организации с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус «очередников» и обеспечиваются местами в дошкольной образовательной организации на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся в месте в дошкольной образовательной организации с 1 сентября следующего учебного года.
В силу ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 названной статьи и ст. 88 указанного Федерального закона.
Кроме того, требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила..."), предусмотрено, что количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее - дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 лет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 м2 на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м2 (п. 3.1.1).
В силу действующего п. 2.4.2. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, (далее – Правила, СП 2.4.3648-20), количество обучающихся, воспитанников и отдыхающих не должно превышать установленное пунктами 3.1.1, 3.4.14 Правил и гигиенические нормативы.
Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 № 08-1063, предусмотрено, что при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале.
Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (п. 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (п. 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (п. 22).
Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для разрешения дела об обеспечении ребенка местом в детском дошкольном учреждении обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие (отсутствие) права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела место регистрации несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – <адрес>, <адрес>. Ребенок состоит на учете (очереди) в ЕИС «Зачисление в ДОУ» для получения направления (путевки) в дошкольное образовательное учреждение с ДД.ММ.ГГГГ.
К льготным категориям детей, имеющих право на внеочередное получение названной выше муниципальной услуги, т.е. на преимущественное предоставление места ребенку в дошкольном образовательном учреждении, исходя из п.п. 2.3, 2.4 Регламента, ФИО2 не относится, доказательств обратного административным истцом в материалы дела не представлено.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приоритетными дошкольными образовательными учреждениями выбраны МБДОУ детские сады №, №, №, позиция в очереди ребенка в МБДОУ детский сад № – 51, в МБДОУ детский сад № – 50, в МБДОУ детский сад № – 36.
Набор детей в дошкольную образовательную организацию на ДД.ММ.ГГГГ учебный год проводится в мае-июле и ДД.ММ.ГГГГ г. В течение учебного года набираются дети на освободившиеся невостребованные места и в детские сады-новостройки.
Как усматривается из материалов дела, на обращения административного истца по вопросу зачисления несовершеннолетнего ребенка в приоритетные детские сады Управление образования дало ответ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
В указанном письме, Управление образования сообщило административному истцу о том, что очередь в приоритетные детские сады не подошла, и предложило рассмотреть вопрос об изменении приоритетных дошкольных образовательных учреждений для скорейшего направления в детский сад ребенка, указав МБДОУ с наименьшей очередностью - детские сады №№, с возможностью сохранения права в дальнейшем на перевод ребёнка в удобный, относительно места жительства, детский сад.
В судебном заседании административный истец пояснила, что иные детские сады, не расположенные в пешей доступности до места проживания несовершеннолетней, ей не подходят, вариативные формы обучения не интересуют, т.к. необходима только группа полного дня в МБДОУ, избранных в качестве приоритетных. Сведений о преимущественном праве на представление места в МБДОУ в связи с наличием второго ребенка не подавала, поскольку интересуют именно выбранные детские сады.
Ссылка административного истца на положения СанПиН 2.4.1.3049-13, которые административный истец рассматривает как устанавливающие обязанность предоставления места в детском саду в шаговой доступности подлежит отклонению, как основанная на неверном толковании норм материального права. Данные Правила содержат требования к строительству детских садов, а именно – удаленность возводимого МБДОУ от ближайшего жилого дома, и не регламентируют вопросы предоставления места в детском саду, в частности не содержат положений о том, что МБДОУ, в котором предлагаются места ребенку заявителя, должны быть удалены от места жительства заявителя не более, чем на расстояние, предусмотренном СаНПиНом.
Выдача внеочередных путевок (направлений) предусмотрена в случаях, перечисленных в п. 2.5 Регламента, однако обстоятельств, позволяющих выдать ребенку административного истца внеочередную путевку, судом не установлено.
Таким образом, не предоставление места несовершеннолетнему ребенку административного истца связано не с бездействием административного ответчика, предпринимающего необходимые действия для расширения сети ДОУ и создания новых мест в детских садах, а с превышением числа лиц, претендующих на получение места в указанных ДОУ и их зачисление в детские сады с учетом положения Регламента, над реальным количеством мест, которые могут быть единовременно предоставлены всем детям, нуждающимися в обеспечении местом в детском саду.
Статьей 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определено, что образование право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В соответствии с пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: наличие права детей на получение дошкольного образования (достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Оснований полагать, что ответчик допустил бездействие в виде не предоставления несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в детских садах №№, не имеется, поскольку ребенок истца своевременно поставлен на учет в электронную очередь в соответствии с требования административного регламента. Истцом не оспаривалось, что истцу предлагалось место для детей данной возрастной категории в другом дошкольном учреждении, от указанных мест истец отказалась.
Из представленных доказательств также следует, что муниципальные органы, в том числе ответчик, предпринимают меры к увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях, строительства новых детских садов, реконструкции зданий детских садов и иными предусмотренными законом способами, что подтверждается в частности представленными постановлением № 2501/10 от 14.10.2019 года Администрации городского округа Красногорск Московской области об утверждении муниципальной программы городского округа Красногорск «Строительство объектов социальной инфраструктуры» на 2020- 2024 годы»
С учетом изложенного, суд полагает, что административным ответчиком не допущено вменяемого ему бездействия; административным ответчиком предприняты в пределах его компетенции ряд мер необходимых для реализации права несовершеннолетнего ребенка административного истца на дошкольное образование: ребенок зарегистрирован в очереди в ЕИС «Зачисление в ДОУ» по заявлению родителей, родителям разъяснен порядок предоставления места в МБДОУ, пояснены причины невозможности предоставления места в приоритетных детских садах (отсутствие свободных мест), а также даны пояснения относительно возможности изменения приоритетной дошкольной образовательной организации, предложены варианты детских садов с меньшей очередностью.
Действия, предпринятые, административным ответчиком соответствуют требованиями приведенных положений федерального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов.
Таким образом, необходимой совокупности обстоятельств – незаконность действий (бездействия) административного ответчика и нарушение ими прав административного истца не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения требований о признания незаконным бездействия администрации городского округа Красногорск Московской области не имеется.
Что касается требований о возложении на административного ответчика обязанности создать и предоставить несовершеннолетнему ребенку административного истца места в выбранных МБДОУ в срок до 01 сентября 2021 года, то суд не усматривает оснований для их удовлетворения.
В силу ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой иные органы власти и выполнять их функции. Иное означало бы вмешательство в компетенцию, в частности, административного ответчика к полномочиям которого, как было установлено, отнесена организация предоставления бесплатного дошкольного образования на территории городского округа Красногорск.
Кроме того, законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие мест в нем при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка.
Более того, согласно статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Реализация конституционного права несовершеннолетнего ребенка заявителя на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Реализация конституционных прав ребенка административного истца на получение дошкольного образования, в интересах которой обратился административный истец, должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что предоставление ребенку административного истца места в детском дошкольном учреждении осуществляется в установленном порядке, с учетом даты постановки на учет, в порядке очередности, с учетом возраста ребенка, наличия (отсутствия) льготного статуса у семьи, с учетом наличия свободных мест в заявленных истцом детских садах, а потому не имеется оснований для удовлетворения административного иска в части возложения обязанности на административного ответчика реализовать право несовершеннолетнего ребенка административного истца на бесплатное дошкольное образование, посредством создания и предоставления места в одном из выше указанных МБДОУ детских садах в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Бапбыевой Елены Юрьевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания, обязании обеспечить местом в детском сад отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.Н. Харитонова