Дело № 2а-420/2020
УИД №13RS0018-01-2020-000753-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Ромоданово 09 декабря 2020 г.
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Карякина В.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Куренкову Михаилу Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным иском к Куренкову Михаилу Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам.
В обоснование административного иска указано, что Куренков М.С. является плательщиком земельного налога, так как имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Налогоплательщику по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ был исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> коп., по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ был исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> коп. В установленный законом срок налог уплачен не был.
В связи с тем, что ответчиком не был уплачен земельный налог ему в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Наряду с этим, Куренков М.С. является плательщиком налога на имущество, так как имеет в собственности объекты недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Налогоплательщику по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ был исчислен налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> коп. В установленный законом срок налог уплачен не был.
В связи с тем, что ответчиком не был уплачен налог на имущество ей в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Административным истцом должнику были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых ему было предложено добровольно оплатить образовавшуюся задолженность по указанным налогам и пени, о чем свидетельствует реестр на отправку требований. Однако денежные средства в общей сумме <данные изъяты> коп. в счёт погашения указанной задолженности от Куренкова М.С. до настоящего времени не поступили.
В связи с увеличением объема подачи заявлений о выдаче судебного приказа в мировые суды, а также обязательного направления требования об уплате платежа в добровольном порядке, сотрудниками Межрайонной ИФНС № 4 по Республике Мордовия допущены пропуски сроков направления заявлений в суд. На основании изложенного, административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи заявления в суд и взыскать с административного ответчика в бюджет Республики Мордовия задолженность по налогам: налог на имущество физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп.; земельный налог с физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты> пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> а всего <данные изъяты>
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия, административный ответчик Куренков М.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены своевременно и надлежащим образом.
От представителя административного истца начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия Чиршевой Е.С. поступило в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик Куренков М.С. не представил возражений по существу административного искового заявления и относительно применения упрощенного (письменного) производства.
В соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Участие в судебном разбирательстве представителя административного истца - Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия и административного ответчика Куренкова М.С. не признано судом обязательным.
На основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное разбирательство данного административного дела осуществлено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.
В п. 1 ст. 389 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу п. 1 ст. 397 НК РФ - физические лица уплачивают налог по итогам налогового периода не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В силу пунктов 1, 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что административный ответчик Куренков М.С. является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Наряду с этим, Куренков М.С. является плательщиком налога на имущество, так как имеет в собственности объекты недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством Куренков М.С. является налогоплательщиком земельного налога, а также налога на имущество физических лиц.
Административным истцом должнику Куренкову М.С. были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых ему было предложено добровольно оплатить образовавшуюся задолженность по указанным налогам и пени, о чем свидетельствует реестр на отправку требований.
Однако денежные средства в счёт погашения задолженности не были перечислены, в связи с чем на день подачи искового заявления за Куренковым М.С. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты>., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.; земельный налог на физических лиц: налог за <данные изъяты> гг. в размере <данные изъяты> коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты>
При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением и разрешении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи настоящего административного иска, суд исходит из следующего.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
При этом сроки, установленные статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из публичного характера налоговых правоотношений, подлежат применению судами независимо от заявления противоположной стороны (налогоплательщика).
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Как указано выше, в связи с неуплатой в добровольном порядке начисленных Куренкову М.С. налогов, ему было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогам и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ, одновременно являющееся самым ранним требованием об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней подлежащей взысканию с Куренкова М.С., следовательно, с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия вправе была обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, заявление о взыскании с Куренкова М.С. задолженности по налогам и пени поступило в Ромодановский районный суд Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока обращения в суд. При этом, причины, препятствующие административному истцу обратиться в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогам и пени к Куренкову М.С. в сроки, установленные законом, административным истцом не приведены.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине и в восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления следует отказать.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку срок обращения в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока административному истцу отказано, суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Куренкова М.С. задолженности по налогам и пени в размере 285 руб.11 коп.
При отказе в удовлетворении административного искового заявления государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке статей 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия о взыскании с Куренкова Михаила Сергеевича задолженности по налогу на имущество физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.; земельный налог с физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты>., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., а всего на общую сумму <данные изъяты>., отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ромодановский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия В.Н.Карякин
Дело № 2а-420/2020
УИД №13RS0018-01-2020-000753-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Ромоданово 09 декабря 2020 г.
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Карякина В.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Куренкову Михаилу Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным иском к Куренкову Михаилу Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам.
В обоснование административного иска указано, что Куренков М.С. является плательщиком земельного налога, так как имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Налогоплательщику по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ был исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> коп., по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ был исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> коп. В установленный законом срок налог уплачен не был.
В связи с тем, что ответчиком не был уплачен земельный налог ему в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Наряду с этим, Куренков М.С. является плательщиком налога на имущество, так как имеет в собственности объекты недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Налогоплательщику по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ был исчислен налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> коп. В установленный законом срок налог уплачен не был.
В связи с тем, что ответчиком не был уплачен налог на имущество ей в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Административным истцом должнику были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых ему было предложено добровольно оплатить образовавшуюся задолженность по указанным налогам и пени, о чем свидетельствует реестр на отправку требований. Однако денежные средства в общей сумме <данные изъяты> коп. в счёт погашения указанной задолженности от Куренкова М.С. до настоящего времени не поступили.
В связи с увеличением объема подачи заявлений о выдаче судебного приказа в мировые суды, а также обязательного направления требования об уплате платежа в добровольном порядке, сотрудниками Межрайонной ИФНС № 4 по Республике Мордовия допущены пропуски сроков направления заявлений в суд. На основании изложенного, административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи заявления в суд и взыскать с административного ответчика в бюджет Республики Мордовия задолженность по налогам: налог на имущество физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп.; земельный налог с физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты> пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> а всего <данные изъяты>
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия, административный ответчик Куренков М.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены своевременно и надлежащим образом.
От представителя административного истца начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия Чиршевой Е.С. поступило в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик Куренков М.С. не представил возражений по существу административного искового заявления и относительно применения упрощенного (письменного) производства.
В соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Участие в судебном разбирательстве представителя административного истца - Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия и административного ответчика Куренкова М.С. не признано судом обязательным.
На основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное разбирательство данного административного дела осуществлено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.
В п. 1 ст. 389 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу п. 1 ст. 397 НК РФ - физические лица уплачивают налог по итогам налогового периода не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В силу пунктов 1, 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что административный ответчик Куренков М.С. является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Наряду с этим, Куренков М.С. является плательщиком налога на имущество, так как имеет в собственности объекты недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь <данные изъяты> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством Куренков М.С. является налогоплательщиком земельного налога, а также налога на имущество физических лиц.
Административным истцом должнику Куренкову М.С. были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых ему было предложено добровольно оплатить образовавшуюся задолженность по указанным налогам и пени, о чем свидетельствует реестр на отправку требований.
Однако денежные средства в счёт погашения задолженности не были перечислены, в связи с чем на день подачи искового заявления за Куренковым М.С. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты>., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.; земельный налог на физических лиц: налог за <данные изъяты> гг. в размере <данные изъяты> коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты>
При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением и разрешении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи настоящего административного иска, суд исходит из следующего.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
При этом сроки, установленные статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из публичного характера налоговых правоотношений, подлежат применению судами независимо от заявления противоположной стороны (налогоплательщика).
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Как указано выше, в связи с неуплатой в добровольном порядке начисленных Куренкову М.С. налогов, ему было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогам и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ, одновременно являющееся самым ранним требованием об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней подлежащей взысканию с Куренкова М.С., следовательно, с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия вправе была обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, заявление о взыскании с Куренкова М.С. задолженности по налогам и пени поступило в Ромодановский районный суд Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока обращения в суд. При этом, причины, препятствующие административному истцу обратиться в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогам и пени к Куренкову М.С. в сроки, установленные законом, административным истцом не приведены.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине и в восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления следует отказать.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку срок обращения в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока административному истцу отказано, суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Куренкова М.С. задолженности по налогам и пени в размере 285 руб.11 коп.
При отказе в удовлетворении административного искового заявления государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке статей 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия о взыскании с Куренкова Михаила Сергеевича задолженности по налогу на имущество физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.; земельный налог с физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты>., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., а всего на общую сумму <данные изъяты>., отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ромодановский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия В.Н.Карякин