г. Звенигово 16 марта 2018 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., в отсутствие сторон и их представителей, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» к Звениговскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Марий Эл об уменьшении либо освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец администрация муниципального образования «Городское поселение Звенигово» (далее административный истец, администрация поселения) обратилась в суд с административным иском к Звениговскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Марий Эл об уменьшении либо освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование заявленного требования указано, что истец является должником по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа от <дата>, выданного Звениговским районным судом по делу № о возложении на администрацию МО «Городское поселение Звенигово» обязанности предоставить Б.Г.С. вне очереди, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью не менее установленной нормы предоставления. <дата> администрацией получено постановление от <дата> о взыскании исполнительского сбора, вынесенное заместителем начальника отдела- заместителем старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Республике Марий Эл Юнусовой С.А.
Заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Республике Марий Эл Юнусовой С.А. постановлением от <дата> взыскан исполнительский сбор <.....> за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа в рамках возбужденного исполнительного производства №-ИП. Истцом отмечено, что указанное постановление получено им лишь <дата>. Доход городского поселения не позволяет своевременно исполнить требование судебного пристава-исполнителя, расходы на уплату исполнительского сбора не учтены в расходной части бюджета, при вынесении постановления от <дата> заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Республике Марий Эл Юнусовой С.А. не учтено, что должник в силу своих возможностей принимал меры к исполнению судебного акта, однако решение не было исполнено в силу уважительных причин.
Администрация МО «Городское поселение Звенигово», Звениговский районный отдел судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл, заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Республике Марий Эл Юнусова С.А., Управление ФССП России по Республике Марий Эл», прокуратура Звениговского района, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Суд счел возможным по правилам ч. 3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, исполнительного производства №-ИП, материалы гражданского дела №, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 363 КАС РФ вопрос об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания разрешается по правилам ч. 2 ст. 258 КАС РФ.
Судом установлено, что решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> по делу № иск Б.Г.С. удовлетворен. На администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» возложена обязанность предоставить Б.Г.С. вне очереди, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Вышеуказанное решение вступило в законную силу. Исполнительный лист предъявлен к исполнению, <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должнику предложено в 5 - дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <.....>
Определением Звениговского районного суда от <дата> администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» предоставлена отсрочка исполнения решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> сроком по <дата>.
Установив, что решение суда не было исполнено, заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Республике Марий Эл Юнусовой С.А. вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Городское поселение Звенигово» исполнительского сбора в размере <.....>, указанное постановление получено административным истцом <дата>. Иного в материалах дела не имеется.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13 - П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ). Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Должник ссылался, что исполнение решения суда в установленный срок было невозможным по причине отсутствия свободных жилых помещений, которые могли бы бить предоставлены Б.Г.С., отсутствия денежных средств на приобретение жилья.
Согласно Уставу МО «Городское поселение Звенигово» администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Органом местного самоуправления осуществляются иные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения и т.д., ограниченных наличием финансовых ресурсов, имеются иные судебные акты, на исполнение которых также требуются денежные средства.
Представленными в дело доказательствами подтверждается, что администрация поселения в период после состоявшегося по делу № решения обращалась в представительный и финансовый органы муниципального образования уровня поселения с просьбой о финансировании мероприятий, направленных на исполнение решения суда. Ею проводилась инвентаризация жилых помещений, что подтверждается актами об инвентаризации; предъявлялись иски о признании граждан утратившими право пользования жилым помещением и выселении.<дата> вступило в законную силу решение о выселении Р.Д.С. и Ф.А.С. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 31,7. Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл Юнусовой С.А. от <дата> исполнительное производство №-ИП окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа. Б.Г.С, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об освобождении администрации МО «Городское поселение Звенигово» от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 358, 363 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП по постановлению от <дата> заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП УФССП России по Республике Марий Эл Юнусовой С. А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина