Решение по делу № 2-3207/2019 от 18.10.2019

Дело №70RS0004-01-2019-004341-03

№ 2-3207/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2019 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи     Рой В.С.,

при секретаре             Ефименко К.Н.,

помощнике судьи             Марковой Е.Н.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Ивановой А.А.,

представителя истца Вахмяниной Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года с запретом на передоверие,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Желтухиной Н.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Желтухина Н.В. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «город Томск», в лице администрации г.Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенное черте муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 51,1 кв.м и состоящее не менее чем из трех комнат.

В обоснование требования указано, что истец зарегистрирована и проживет в жилом помещении по адресу ... по договору социального найма. Постановлением администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ... жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию Кировского района г.Томска возложена обязанность в срок до 31.12.2017 принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по . Другого жилья истец не имеет, распоряжением главы администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ... истец признана малоимущей и включена в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых посещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в отдельный список граждан, чьи жилые помещения в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Однако до настоящего времени дом не расселен, другое благоустроенное жилое помещение взамен признанного аварийным, истцу не предоставлено.

Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежаще и своевременно, о причине неявки суд не известила, представили заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.

Представитель истца, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленное требование поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени и месте рассмотрения извещен надлежаще и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв, согласно которого исковые требования не признал, так как дом включен в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда, утвержденной постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ.... Имеющиеся в бюджете муниципального образования «Город Томск» денежные средства на приобретение жилых помещений в целях расселения аварийного жилищного фонда на 2019 год будут направлены на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам в целях исполнений решений суда, в связи с чем, расселить дом в ближайшее время не представляется возможным. В случае, если проживать в жилом помещении невозможно, истец имеет право обратиться в администрацию Кировского района г. Томска за предоставлением маневренного фонда.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, заключение помощника прокурора Советского района г.Томска, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии с ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Желтухина Н.В. является нанимателем квартиры №... по , зарегистрирована и проживает по данному адресу.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом администрации Кировского района г.Томска №... от ДД.ММ.ГГГГ о том, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ...) Желтухина Н.В. признана нанимателем жилого помещения по адресу: ...; справкой паспортного стола ООО «...» от 17.10.2019.

Представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика вселение истца в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление им пользование данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Как следует из ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением Мэра г.Томска №95 от 26.02.2006 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г.Томска №... от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению администрации г.Томска №... от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию Кировского района г.Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2017 принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по адресу: ....

Из письма администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ... следует, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кировского района г.Томска (протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден распоряжением администрации Кировского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ...) Желтухина Н.В. признана малоимущей и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за № ... составом семьи – одна.

Из отчета по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома №20 по ул.Короленко в г.Томске, составленного МБУ г.Томска «Проектно-сметное бюро» основные несущие конструкции жилого дома (стены, перекрытия, стропильная система) находятся в аварийном состоянии.

Поскольку дом, расположенный по признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истца о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Учитывая, что срок на отселение жильцов указанного дома, установленный постановлением администрации г.Томска №... от ДД.ММ.ГГГГ истек, бездействие администрации г.Томска, выразившееся в непринятии мер по расселению квартиры №... по , является незаконным.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество у Желтухиной Н.В. подтверждено уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № ... от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № ... ОТ ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит обязать ответчика предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее нормы предоставления 51,1 кв.м.

В соответствии техническим паспортом на жилое помещение по адресу: г..., составленным по состоянию на 09.02.1999, жилое помещение под №... представляет собой квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 51,1 кв.м.

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцу должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из трех комнат общей площадью не менее 51,1 кв.м в черте муниципального образования «город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ....

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что исковые требования заявлены неимущественного характера и удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в счет возмещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Желтухиной Н.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск», в лице администрации Города Томска предоставить Желтухиной Н.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из 3-х комнат, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 51,1 кв.м. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в пользу Желтухиной Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:                              Рой В.С.

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.

2-3207/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Желтухина Надежда Викторовна
Желтухина Н. В.
Ответчики
Администрация г.Томска
Другие
Вахмянина Наталья Николаевна
Суд
Советский районный суд г.Томска
Дело на сайте суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
18.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2019Передача материалов судье
21.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2019Подготовка дела (собеседование)
31.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее