ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-18232/2023
№ дела суда 1-й инстанции 2-4237/2022
№ дела в суде апелляционной инстанции 33-4737/2023 (33-43433/2022)
УИД 23RS0002-01-2022-007085-84
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 25 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н.,
судей Жогина О.В., Яковлева А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФИО11, ФИО1, ФИО12, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО15, ФИО3, ФИО19, ФИО4, ФИО5, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО6, ФИО22, ФИО24, ФИО25, ФИО7, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО27, ФИО30, ФИО32, ФИО31, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО8 о признании сделок недействительными (ничтожными), применении последствий их недействительности, признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании произвести их снос,
по кассационным жалобам ФИО14, ФИО9, ФИО22 на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года,
по кассационным жалобам ФИО15, ФИО3, по кассационной жалобе ФИО26, ФИО7, по кассационной жалобе представителя ФИО30, ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года,
по кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, – ФИО38 на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года.
по кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, – представителя ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи ФИО57, выслушав представителя АО «Газпромбанк» ФИО53, представителя ФИО1 и ФИО30 – ФИО61, представителя ФИО10, ФИО26, ФИО7, ФИО15, ФИО3 – ФИО54 представителя ФИО40, ФИО55 – ФИО56, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения на кассационные жалобы прокурора отдела управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю., судебная коллегия по гражданским делам ФИО39 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея), ФИО11, ФИО1, ФИО12, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО15, ФИО3, ФИО19, ФИО4, ФИО5, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО6, ФИО22, ФИО24, ФИО25, ФИО7, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО27, ФИО30, ФИО32, ФИО31, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО8 о признании сделок недействительными (ничтожными), применении последствий их недействительности, признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании произвести их снос.
К участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования г. Сочи, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, АО «Адлерский чай», СНТ «Ахштырь», ПАО Сбербанк, АО «Газпромбанк», ФИО40, ФИО55
В обоснование требований прокурором указано, что в 2009 году между Территориальным управлением Росимущества по Краснодарскому краю (правопредшественник МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) и ОАО «Адлерский чай» без проведения торгов на срок 49 лет заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 28 359 кв. метров и <данные изъяты> площадью 33 897 кв. метров из состава земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
В результате совершения ряда сделок права и обязанности арендаторов участков переданы ФИО40 и ФИО55, которые произвели их раздел на 94 земельных участка площадью от 300 до 1 000 кв. метров каждый, с сохранением первоначальных (исходных) участков в изменённых границах.
После этого данные арендаторы совместно с должностными лицами МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея приняли меры к изменению вида разрешенного использования земельных участков на виды, предусматривающие застройку жилыми домами и иными объектами недвижимости. В связи с этим между арендаторами и уполномоченным органом заключены договоры аренды вновь образованных земельных участков, а также дополнительные соглашения к первоначальным договорам аренды.
В последующем ФИО40 и ФИО55 уступили права аренды земельных участков ФИО18, ФИО17, ФИО14, ФИО36 и другим лицам, осуществившим на чаепригодных землях строительство элитного коттеджного поселка «Резиденция Ахштырь».
Как утверждает прокурор, оспариваемые договоры аренды земельных участков и дополнительные соглашения к ним являются недействительными (ничтожными) сделками, нарушающими требования земельного и иного законодательства, а также публичные интересы.
Заключая договоры аренды, ОАО «Адлерский чай» заведомо не намеревалось исполнять их условия и использовать земельные участки по назначению для сельскохозяйственной деятельности. Действия сторон сделок были направлены лишь на юридическое закрепление прав на землю за коммерческой организацией для дальнейшего вовлечения земельных участков в экономический оборот и извлечения сверхприбыли от неправомерного использования федерального имущества.
По мнению прокурора, поведение ответчиков являлось недобросовестным. Ввиду ничтожности договоров аренды земельных участков ответчики не имели права возводить на них объекты капитального строительства.
В свою очередь, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея надлежащий контроль за использованием государственного имущества не осуществляло, меры реагирования в рамках предоставленных полномочий не принимало.
Также прокурор указывает на то, что земельные участки расположены в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны, где запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Кроме того, возведенные индивидуальные жилые дома не пригодны для проживания граждан ввиду нахождения в зоне оползневых процессов.
С учетом приведенных обстоятельств прокурор просил признать оспариваемые сделки недействительными (ничтожными), применить последствия их недействительности путем погашения в Едином государственном реестре недвижимости записей о праве аренды в отношении указанных земельных участков и возложения на ответчиков обязанности по их возврату, а также признать объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, самовольными постройками и возложить на ответчиков обязанность осуществить их снос в тот же срок.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 12 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года, уточненные исковые требования удовлетворены.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2023 года решение от 12.08.2022 года и апелляционное определение от 12.01.2023 года оставлены без изменения, кассационные жалобы ФИО11, ФИО2, ФИО13, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО19, ФИО60, (представителя ФИО5, ФИО9, ФИО12, ФИО23, ФИО28, ФИО29, ФИО27, ФИО6, ФИО24, ФИО25, ФИО32, ФИО31, ФИО33, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО8, ФИО40, ФИО55, ПАО Сбербанк, Газпромбанка (АО), СНТ «Ахштырь» оставлены без удовлетворения.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суды верно оценили представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные инстанции правильно применили к сложившимся правоотношениям нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности с отраслевыми нормативными актами – Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По итогам применения названного нормативного регулирования суды пришли к обоснованным выводам суда о том, что оспоренные прокурором сделки являются недействительными (ничтожными) как совершенные без намерения создать соответствующие им правовые последствия в виде использования спорных земельных участков в целях обработки и повышения плодородия почв, производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения нужд населения и продовольственной безопасности государства.
Противоправное поведение ответчиков идет вразрез с положениями Стратегии национальной безопасности и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 и от 21.01.2020 № 20, согласно которым восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей таких земель и их рациональное использование определены в качестве национальных интересов государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период, являющейся фактором сохранения государственности и суверенитета страны, важнейшей составляющей социально-экономической политики, а также необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Дав правовую оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции признал установленным, что действия ответчиков направлены исключительно на противоправный вывод земельных участков из сельскохозяйственного оборота для последующего строительства на них объектов недвижимости, их реализации и получения незаконного обогащения.
Нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что указанные сделки не соответствуют требованиям земельного, экологического законодательства, законодательства о стратегическом планировании, совершены в обход установленной законом конкурентной процедуры предоставления земельных участков для целей строительства, нарушают публичные интересы Российской Федерации, а также права третьих лиц.
Приведенные в жалобах доводы об отсутствии аффилированности лиц, заключавших оспариваемые сделки, подлежат отклонению.
Выводы судов о наличии взаимной связи участвующих в деле лиц и объединении их единой целью осуществления строительства на непредназначенных для этого земельных участках федеральной собственности являются верными.
Вопреки доводам кассационных жалоб, суды правомерно указали на отсутствие у АО «Адлерский чай» фактической возможности исполнения условий договоров аренды и взятых на себя обязательств по осуществлению сельскохозяйственной деятельности.
Как установлено судами, у предприятия не имелось ни достаточной рабочей силы, ни специальной техники, необходимых для возделывания и сбора сельскохозяйственной продукции, а все активы были безвозмездно переданы подконтрольному руководству общества лицу.
При этом суд кассационной инстанции учитывает ненадлежащее исполнение ТУ Росимущества по Краснодарскому краю возложенных на него полномочий по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Указанный государственный орган не мог не располагать сведениями об отсутствии у ОАО «Адлерский чай» намерения и возможности исполнять условия договоров аренды земельных участков путем использования их для сельскохозяйственной деятельности. Действия уполномоченного органа не отвечали интересам Российской Федерации и фактически совершались в пользу коммерческой организации.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами подателей жалоб об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты интересов государства и общества. Поскольку судами достоверно установлено отсутствие у ответчиков намерений и возможности использования земельных участков целевому назначению, оснований для возврата земель АО «Адлерский чай» на праве постоянного бессрочного пользования.
Судебная коллегия отмечает, что имущество, которое было передано ответчику по ничтожной сделке, подлежит возврату собственнику в порядке применения последствий недействительности сделки в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не путем истребования имущества из чужого незаконного владения на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб относительно того, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, заключение договоров аренды от 02.07.2019 года и дополнительных соглашений от 30.09.2020 года совершено на законных основаниях, отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В отличие от собственника арендатор при использовании земельного участка ограничен не только нормативными актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования земли.
Положения статей 450, 606 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагают на арендатора обязанность использовать имущество в соответствии с условиями договора и назначением имущества, изменение договора, по общему правилу, допускается по соглашению сторон. В связи с наличием договорных отношений с собственником изменение вида использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
При этом арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Из этого следует, что изменение вида разрешенного использования не должно привести к нарушению норм земельного законодательства о предоставлении участков, в частности, в целях строительства (пункты 2, 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018).
В свою очередь, воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленным в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Таким образом, произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Действующим законодательством установлены различные порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 10.01.2005, Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1, согласно которой продажа права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства осуществлялась только на аукционах. Указанный порядок предоставления земельных участков для целей строительства действовал до 01.03.2015.
В последующем аналогичные положения законодатель закрепил в статьях 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, как ранее существовавшее, так и действующее в настоящее время нормативное правовое регулирование содержит императивный запрет на предоставление участков публичной собственности для целей строительства без проведения торгов.
Доводы о невозможности сохранения вида разрешенного использования земельных участков по причине их нахождения в границах г. Сочи и отнесения документами территориального планирования и градостроительного зонирования к зоне застройки индивидуальными жилыми домами судебная коллегия отклоняет как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе продолжать использование этого участка по виду, разрешенному до такого изменения, без какого-либо ограничения по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.
Таким образом, изменение данных Единого государственного реестра недвижимости и документов территориального планирования, градостроительного зонирования в части вида разрешенного использования земельных участков не влечет изменения условий договоров аренды, ранее согласованных сторонами.
Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Действия ответчиков по существу направлены на обход конкурентных процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, и повлекли нарушение интересов Российской Федерации, заинтересованной в привлечении как можно большего количества участников торгов, максимально эффективном распоряжении публичными земельными участками и извлечении большей прибыли, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников аукциона (землепользователей), которые могли бы претендовать на получение соответствующих участков в аренду.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной в обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), № 4 (2018).
Доводы кассаторов о том, что прокурором не оспорены распоряжения МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 08.10.2018 № 800, 801 о выборе вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0407002:160 и 23:49:0407002:161, не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Изменение вида разрешенного использования арендуемых земельных участков возможно исключительно путем изменения условий договора аренды, а не односторонним образом в административном порядке. Кроме того, указанные акты отменены распоряжениями МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республики Адыгея от 02.07.2019 № 418-р, № 419-р.
Отклоняя доводы жалоб, кассационный суд общей юрисдикции отмечает, что спорные жилые дома возведены на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке, поскольку недействительные сделки не повлекли возникновения вещных прав ответчиков на землю.
Судами установлено, что договоры аренды заключены без торгов для целей, не связанных со строительством объектов недвижимости. Таким образом, спорные строения возведены на земельных участках, которые в установленном земельным законодательством порядке не предоставлены для строительства объектов недвижимости, и, соответственно, являются самовольными постройками, правовым последствием возведения которых является их снос (пункты 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция приведена в обзорах судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, 16.11.2022.
Кроме того, судами установлено, что строения возведены на землях в зоне оползневых процессов, что влечет их непригодность для проживания (пункт 36 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47), а также угрозу разрушения, опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Спорные участки расположены во второй зоне округа горно-санитарной охраны г. Сочи, в которой запрещено возведение объектов, непосредственно не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Строения не подключены к централизованной системе водоотведения, что создает непосредственную угрозу лечебным ресурсам города-курорта Сочи, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», пункт 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425).
При этом выданные администрацией г. Сочи разрешительные документы на строительство (уведомления о соответствии, предусмотренные статьями 51, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) производны от ничтожных договоров аренды и дополнительных соглашений к ним, следовательно, не предоставляют ответчикам право на возведение спорных объектов недвижимости. Такой вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018).
Вопреки доводам жалоб, письма МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о согласовании строительства не разрешали возведение объектов жилищного строительства, а регистрация права собственности на спорные строения не препятствует признанию их самовольными постройками и сносу (пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункт 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022).
Оценив доводы о возможности сохранения спорных строений, кассационный суд находит их несостоятельными.
Из системного толкования положений статей 222, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную на арендованном земельном участке, может быть признано за арендатором при условии одновременного соблюдения требований пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий договора, предусматривающих возможность строительства соответствующего объекта.
Иной подход не обеспечивает защиту прав собственника участка, а также позволяет арендатору, использующему арендуемое имущество в нарушение условий договора аренды и не в соответствии с назначением земельного участка, приобрести права на объект недвижимости, возведенный без согласия арендатора и без соблюдения всей необходимой процедуры строительства.
Использование арендатором земельного участка не в тех целях, ради которых он предоставлен, нарушает пункт 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условия договора аренды. Такое противоправное поведение арендатора не может быть истолковано как позволяющее ему приобретать права на самовольную постройку.
Указанные правовые позиции приведены в обзорах судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, 16.11.2022.
Более того, в правовом государстве судебной защитой обеспечиваются только те права и интересы, которые возникли вследствие правомерного поведения, а наличие такового в действиях ответчиков не обнаружено.
Данные условия судебной защиты носят универсальный характер и применимы, в том числе к охране права собственности. Из положений главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации ясно и однозначно следует, что право собственности приобретается лицом при условии соблюдения закона и иных правовых актов.
Доводы ответчиков о том, что они являются добросовестными приобретателями права собственности на жилые дома и права пользования земельными участками, не соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ответчики могли убедиться, что спорные земельные участки находятся в федеральной собственности и аренде у продавцов.
Из содержания правоустанавливающих документов, в том числе договоров аренды от 26.06.2009, усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0407002:160 и 23:49:0407002:161 предоставлены без проведения торгов для сельскохозяйственного использования, то есть для целей, не связанных со строительством.
Из этого следует, что разрешенное использование земельных участков не предполагает возможности возведения на них спорных объектов недвижимости, так как вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» подразумевает ведение сельского хозяйства и допускает размещение зданий и сооружений, предназначенных исключительно для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (утратил силу 04.04.2021). Аналогичные положения содержит Классификатор, утвержденный приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, действующий в настоящее время.
Приведенные обстоятельства не могли быть не известны ответчикам.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. По смыслу указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
Отказывая в применении исковой давности, суды нижестоящих инстанций обоснованно установили, что прокурором предъявлен иск в защиту не конкретного лица и его субъективного права, а всего общества и его публичного права. Суды исходили из того, что особый статус земель сельскохозяйственного назначения как объекта гражданского оборота обязывает применять нормы гражданского права, регулирующие отношения аренды, в совокупности со специальными положениями земельного, природоохранного и иного законодательства, в соответствии с которыми передача в аренду земельных участков сельскохозяйственного использования, находящихся в государственной собственности, преследует цель возникновения, в первую очередь, не имущественных отношений, а отношений публичных, направленных на максимально эффективное использование земель для удовлетворения потребностей общества и соблюдения национальных интересов в сфере продовольственной безопасности.
Иск прокурора направлен на защиту отнесенных статьями 7, 42 Конституции Российской Федерации к числу фундаментальных и нематериальных прав граждан и общества в целом на благоприятную окружающую и комфортную среду обитания, достойную жизнь, неотъемлемой гарантией обеспечения которых выступает продовольственная безопасность страны.
Согласно статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о защите нематериальных благ. К числу таковых Конституция Российской Федерации относит право каждого на благоприятную окружающую среду, реализация которого возможна только при условии защиты и сохранения земли как компонента природной среды и национального достояния.
Более того, кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что противоправное поведение ответчиков носило длящийся характер. Действия ответчиков совершались поэтапно и были в целом направлены на достижение конечного результата по исключению земельных участков из сельскохозяйственного оборота, их застройке и реализации возведенных объектов. Нарушение защищаемых прокурором интересов продолжалось вплоть до момента предъявления иска в суд и принятия обеспечительных мер по нему.
При этом территориальный орган Росимущества при заключении оспариваемых сделок действовал явно вопреки публичным интересам государства и общества, не выражая тем самым действительную волю Российской Федерации. Профильные министерства и Правительство Российской Федерации информацией о неправомерных действиях по распоряжению федеральной собственностью не обладали, следовательно, объективной возможности пресечь нарушения закона не имели.
Иной подход означал бы фактическую легализацию действий ответчиков по незаконному приобретению прав на имущество, что противоречит положениям гражданского законодательства об исковой давности, имеющим своей целью обеспечение защиты нарушенного права, а не уклонение от ответственности, и является недопустимым в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебными инстанциями не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных постановлений, в том числе при определении подсудности настоящего спора суду общей юрисдикции.
Учитывая характер заявленных прокурором требований и субъектный состав спорных правоотношений, настоящее дело в соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.
Обязанность по досудебному урегулированию спора отсутствует при обращении прокурора в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Наделение прокурора процессуальными правами и возложение на него процессуальных обязанностей истца (часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не делает прокуратуру стороной материально-правового правоотношения и не налагает на прокурора ограничения, связанные с необходимостью принятия мер по досудебному урегулированию спора (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»).
Доводы жалоб о том, что при уточнении исковых требований прокурором одновременно были изменены предмет и основания иска, основаны на ошибочном толковании норм процессуального закона.
Отклоняя доводы жалоб о необоснованном отказе нижестоящих судов в назначении экспертиз, судебная коллегия исходит из того, что судебная строительно-техническая экспертиза на предмет соответствия спорных строений градостроительным и строительным нормам, а также наличия угрозы жизни и здоровью граждан не проводилась, поскольку сохранение самовольной постройки, возведенной на арендуемом земельном участке, возможно лишь в случае, если этот участок предоставлен по результатам торгов для строительства соответствующего объекта недвижимости.
Указанная правовая позиция приведена в пунктах 19 и 20 обзоров судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденных 19.03.2014 и 16.11.2022 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции отмечает, что суды верно определили состав лиц, участвующих в деле, и их процессуальный статус.
Доводы ответчиков о необоснованном отказе в принятии их встречных исковых требований не могут повлечь отмену правильных по существу судебных постановлений.
Доводы подателей кассационных жалоб об их ненадлежащем извещении о рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций опровергаются материалами дела.
Кроме того, истцом приняты меры к извещению участвующих в деле лиц путем направления поручений в органы прокуратуры по месту их регистрации и фактического проживания. Результаты исполнения поручений, в том числе расписки о получении участниками процесса судебных повесток, приобщены к материалам дела.
Доводы о том, что в период рассмотрения дела ряд ответчиков фактически находились за пределами Российской Федерации, не могут являться основанием к отмене принятых судебных постановлений, поскольку зарегистрированные по месту жительства граждане, обязаны получать почтовую корреспонденцию по месту регистрации. Осуществление прав и обязанностей, связанных с местом проживания, находится в зависимости от волеизъявления такого лица, которое при добросовестном отношении должно было позаботиться о получении почтовой корреспонденции, направляемой на его имя.
Доводы кассаторов о том, что суд апелляционной инстанции рассмотрел дело не по всем апелляционным жалобам, не возвратив дело в суд первой инстанции в связи с поступлением по истечении срока обжалования апелляционных жалоб с ходатайствами о восстановлении пропущенного процессуального срока, не могут служить основанием для отмены оспариваемого апелляционного определения.
Указанное обстоятельство не привело к нарушению прав участников процесса на обжалование судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» при поступлении после вынесения апелляционного определения, которым постановление суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционных жалоб от других лиц, в том числе в случае восстановления срока апелляционного обжалования, суд апелляционной инстанции принимает такие жалобы к своему производству и рассматривает их в порядке, предусмотренном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Что касается доводов жалоб лиц, не привлеченных к участию в деле, то судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Содержащиеся в кассационных жалобах доводы о том, что принятыми по делу судебными постановлениями нарушены права и законные интересы ФИО38, ФИО10 как инвесторов по договорам инвестирования финансовых средств в строительство жилых домов на спорных земельных участках, подлежат отклонению.
Из содержания обжалуемых судебных постановлений не усматривается, что они затрагивают имущественные интересы подателей жалобы, какие-либо выводы в отношении их прав или обязанностей в судебных постановлениях отсутствуют.
Доказательств наличия ФИО38, ФИО10 вещных прав на спорные объекты недвижимости не имеется.
Само по себе наличие правоотношений с застройщиками недвижимости не наделяет подателей жалоб самостоятельными правами владения, пользования и распоряжения спорным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
По смыслу приведенной нормы, наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных постановлений в кассационном порядке. Кассационная жалоба указанного лица подлежит рассмотрению только в том случае, если судебными постановлениями непосредственно затрагиваются его права и обязанности.
Разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в судебном постановлении содержатся выводы о лишении, ограничении таких лиц в правах, наделении их правами и (или) возложении на них обязанностей.
В силу пункта 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 данного кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если при решении вопроса о принятии кассационных жалобы, представления к производству суда установлено, что кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», если по результатам рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции будет установлено, что обжалуемым судебным постановлением не нарушены права и (или) законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, кассационный суд общей юрисдикции оставляет его кассационную жалобу без рассмотрения по существу применительно к пункту 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к законному выводу о том, что ФИО38 не обладает правом апелляционного обжалования решения суда по настоящему делу, в связи с чем правомерно оставил его апелляционную жалобу без рассмотрения по существу, то апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года по его жалобе подлежит оставлению без изменения.
Вынесенными по делу судебными актами какие-либо права и обязанности ФИО10 не затронуты, в связи с чем ее доводы о несогласии с апелляционным определением проверке судом кассационной инстанции не подлежат.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обращение в кассационный суд общей юрисдикции, в связи с чем в силу пункта 6 части 1 статьи 390, пункта 2 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает необходимым оставить данную жалобу без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам ФИО39 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года оставить без изменения, а кассационные жалобы ответчиков ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО9, ФИО22, ФИО26, ФИО7, ФИО30, ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, – ФИО38 – оставить без удовлетворения.
Кассационную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2023 года оставить без рассмотрения по существу.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Жогин О.В.
Яковлев А.М.