УИД 18RS0013-01-2022-000212-69
Дело № 12-391/2022
Р Е Ш Е Н И Е
05 декабря 2022 года гор. Ижевск
Ленинский районный суд гор. Ижевска в составе: председательствующего судьи Савченковой И.В., при секретаре Храмцовой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» Егорова В.Г., действующего на основании доверенности на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Минприроды УР) старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Вахрушева Г.А. от 07 октября 2021 года №259/3 по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации муниципального образования «Среднепостольское» (ОГРН 1061841002013, ИНН/КПП 1808205811/184101001, юридический адрес: Удмуртская Республика, д. Средний Постол, ул. Садовая, д. 3А), которым постановлено:
Администрацию муниципального образования «Среднепостольское» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Заслушав объяснения представителя Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» Егорова В.Г., действующего на основании доверенности, представителя Минприроды УР Кочкиной-Рудных К.В., действующей на основании доверенности, суд
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Минприроды УР Вахрушева Г.А. от 07.10.2021 Администрация муниципального образования «Среднепостольское» (далее – Администрация МО «Среднепостольское») привлечена к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Существо правонарушения выразилось в том, что по результатам патрулирования лесов от 07.05.2021 выявлено, что к лесам выделов 13,14,15 квартала 214 Подшиваловского участкового лесничества Завьяловского лесничества прилегает земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей протяженностью 1 475 м. На данном земельном участке на полосе шириной 10 метров от границы территории леса отсутствует очистка от сухой травянистой растительности, не создана минерализованная полоса или иной противопожарный барьер.
Копия указанного постановления вручена 13.01.2022 и.о. главы Администрации МО «Среднепостольское», что подтверждается квитанцией обратного почтового уведомления.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель по доверенности Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (далее – Администрации МО «Муниципальный округ Завьяловский район УР») Егоров В.Г. 21.01.2022 подал жалобу в Завьяловский районный суд УР.
Администрация МО «Муниципальный округ Завьяловский район УР» является правопреемником Администрации МО «Среднепостольское» на основании Закона Удмуртской Республики от 08.06.2021 №64-РЗ, в соответствии с решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики».
Следовательно, Администрации МО «Муниципальный округ Завьяловский район УР» вправе обжаловать вышеуказанное постановление.
Определением судьи Завьяловского районного суда УР от 23.08.2022 жалоба Администрации МО «Среднепостольское» передана для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Определением судьи Октябрьского района г. Ижевска от 15.09.2022 жалоба направлена для рассмотрения по подведомственности в Ленинский районный суд г. Ижевска.
В обоснование жалобы указано, что Администрация МО «Муниципальный округ Завьяловский район УР» является правопреемником Муниципального образования «Среднепостольское» в порядке Закона УР от 08.06.2021 №64-РЗ. В представлении административного органа от 07.10.2021 №259/3 указано о необходимости осуществить мероприятия для устранения вышеуказанного нарушения в срок до наступления пожароопасного сезона 2022 года. Администрацией МО «Подшиваловское» от 08.11.2021 №588 направлено ответное письмо в адрес административного органа о выполнение мероприятий, указанных в представлении от 07.10.2021 №259/3. Данное письмо получено адресатом 10.11.2021. Полагают, что доказательства невиновности Администрация представила, но эти доказательства должным образом не оценены старшим гос. инспектором. Решением Совета Депутатов МО «Муниципальный округ Завьяловский район УР» от 20.10.2021 №27 бюджет муниципального образования является дефицитным. Администрация предприняла все необходимые меры по устранению административного правонарушения, имущественный вред не причинен, следовательно, административным органом неправомерно назначен административный штраф, данное правонарушение возможно квалифицировать как малозначительное. Просил постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Администрации МО «Муниципальный округ Завьяловский район УР» Егоров В.Г., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы. Дополнительно пояснил, что Администрацией не оспаривается факт выявления правонарушения на земельном участке с кадастровым номером №, который находится во владении Администрации. Указанные в представлении от 07.10.2021 нарушения своевременно устранены. Административный орган должен был предоставить срок для устранения недостатков и только при нарушении срока привлекать к административной ответственности. Указал на малозначительность деяния. Также просил, с учетом отсутствия имущественного вреда, привлечения к административной ответственности впервые, применить положения ст. 4.1. КоАП РФ и снизить размер штрафа.
Представитель Минприроды УР по доверенности Кочкина-Рудных К.В. возражала против удовлетворения жалобы. Полагала, что данное деяние не относится к малозначительным. Применение положений ст. 4.1. КоАП РФ оставила на усмотрение суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, представителя административного органа, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32. КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Санкция ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в редакции на момент совершения правонарушения (до вступления в силу ФЗ от 28.05.2022 №141-ФЗ, т.е. до 08.06.2022) предусматривала наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.04.2021 №211 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории Удмуртской Республики» с 30.04.2021 установлен особый противопожарный режим, обеспечивающий пожарную безопасность в лесах.
Как установлено в п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела усматривается, что Администрация привлечена к административной ответственности на основании приведенной выше нормы КоАП РФ за то, что в период действия установленного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.04.2021 №211 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории Удмуртской Республики» ею было допущено незаконное бездействие в виде невыполнения работ по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, поживных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора, других горючих материалов на полосе не менее 10 м и по не отделению леса противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в ведении Администрации.
Обстоятельства совершения администрацией вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно:
- протоколом осмотра территории квартала 214 Подшиваловского участкового лесничества по границе с земельным участком с кадастровым номером № от 23.06.2021, составленного зам. руководителя ГКУ УР «Завьяловское лесничество» ЗАВ, приложенными к протоколу фотоматериалами;
- протоколом №2021-07/17 от 12.07.2021 об административном правонарушении;
- выпиской из ЕГРН от 27.05.2022 о земельном участке с кадастровым номером №, планом данного земельного участка;
- выпиской из ЕГРН от 11.11.2020 о земельном участке с кадастровым номером № (единое землепользование), собственником которого является МО «Среднепостольское»;
- объяснениями Администрации МО «Среднепостольское» от 02.07.2021 о том, что земельный участок с КН № входит в состав земельного участка с КН №. Право общей долевой собственности у МО «Среднепостольское» возникло в результате отказа от права общей долевой собственности физических лиц в период с августа по ноябрь 2020г. В ближайшее время Администрация выделит земельный участок в счет земельных долей;
- иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Минприроды УР фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения в виде бездействия, выявленного при осмотре территории 23.06.2021, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии вины Администрации, полагаю необоснованными.
Заявитель жалобы указывает на устранение данного правонарушения во исполнение внесенного Минприроды УР представления №259/3 от 07.10.2021. Действительно, в письме Администрации МО «Среднепостольское» от 08.11.2021 №588 в адрес должностного лица Минприроды УР указано на: отделение леса противопожарной минерализованной полосой; - принятие распоряжения Администрацией МО «Среднепостольское» от 27.10.2021 №37 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории муниципального образования «Среднепостольское», направленного на усиление контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, а также по назначению ответственных лиц для соблюдения лесного законодательства.
Правонарушение установлено и зафиксировано в протоколе осмотра земельного участка от 23.06.2021. Сам факт нарушения Администрацией не оспаривается. Факт устранения правонарушения имел место уже после вынесения оспариваемого постановления, а потому не может быть принят как доказательство отсутствия вины.
Первоочередность вынесения представления об устранении нарушения и лишь при его неисполнении – постановления о привлечении к административной ответственности законодательно не установлена.
Сам по себе факт привлечения к административной ответственности за бездействие не отменяет установленную законом обязанность совершить эти действия в соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах.
Тот факт, что в представлении №259/3 от 07.10.2021 указано на устранение нарушений до наступления пожароопасного сезона 2022г., не является значимым. Событие правонарушения установлено административным органом правильно. Устранение нарушений относится к исполнению представления и не указывает на незаконность привлечения лица к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что постановление о привлечении к административной ответственности получено Администрацией только 13.01.2022, то есть позднее, чем представление №259/3 от 07.10.2021, ранее о вынесении постановления Администрация не знала, являются несостоятельными. Как следует из представленных административных материалов, представитель Администрации МО «Среднепостольское» КСА присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении от 12.07.2021. Копия протокола вручена КСА лично. Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии главы Администрации МО «Среднепостольское» САВ, который поддержал объяснения, данные 02.07.2021. Таким образом, процедура привлечения Администрации МО «Среднепостольское» к административной ответственности соблюдена.
Позднее получение оспариваемого постановления лицом, привлекаемым к ответственности, влияет только на дату вступления постановления в законную силу и на своевременность подачи жалобы. В данном случае, срок подачи жалобы, исчисляющийся с даты получения постановления, заявителем не пропущен.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу Минприроды УР сделать обоснованный вывод о том, что Администрацией МО «Среднепостольское» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правовых норм, за нарушение которых указанным Кодексом установлена административная ответственность.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обстоятельства настоящего дела не свидетельствуют о малозначительном характере допущенного нарушения. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (в том числе имевшего места в настоящем случае нарушения п.10 Правил) может повлечь неконтролируемое возгорание леса, и при несвоевременной локализации привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Создаваемая угроза от такого нарушения, выявленного в настоящем случае, носит существенный характер, что исключает как возможность применения положений о малозначительности, так замену административного штрафа на предупреждение в силу положений статей 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Администрации МО «Среднепостольское» к административной ответственности соблюдены.
Заявителем жалобы указано на возможность применения положений ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ и уменьшении назначенного штрафа, с учетом привлечения к административной ответственности впервые, немедленного устранения допущенных нарушений, дефицита бюджета муниципального образования. Анализируя данные доводы, прихожу к следующему.
Как установлено ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что правонарушение совершено Администрацией впервые, установленное в постановлении бездействие устранено в срок менее 1 месяца с даты получения представления, учитывая имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности (Решением Совета Депутатов МО «Муниципальный округ Завьяловский район УР» от 20.10.2021 №27 бюджет муниципального образования является дефицитным), полагаю возможным применение в настоящем случае положений ч.ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ и снижение штрафа до 150 000 руб. (300 000 руб./2)
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Вахрушева Г.А. от 07 октября 2021 года №259/3 по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации муниципального образования «Среднепостольское» (ОГРН 1061841002013, ИНН/КПП 1808205811/184101001, юридический адрес: Удмуртская Республика, д. Средний Постол, ул. Садовая, д. 3А) изменить в части размера назначенного административного штрафа, административный штраф снизить до 150 000 руб.
В остальной части постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Минприроды УР) старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Вахрушева Г.А. от 07 октября 2021 года №259/3 оставить без изменения.
Жалобу представителя Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» Егорова В.Г., действующего на основании доверенности, - удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья И.В. Савченкова