Решение по делу № 2а-1882/2022 от 13.05.2022

Дело № 2а-1882/2022

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Подберезко Е.А., при секретаре Мордвиной А.А., с участием представителя административных ответчика и соответчика Бобрешовой М.Н., представителя заинтересованного лица Проценко А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бушмина Андрея Игоревича к Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю, руководителю второго отделения (контроля за следственными органами) контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю Сарайкину Станиславу Васильевичу, Следственному комитету России о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Бушмин А.И. обратился в суд с административным иском к должностным лицам Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным действий, выразившихся в ненадлежащем рассмотрении его заявления, адресованного председателю Следственного комитета России Бастрыкину А.И..

В обоснование иска указано, что действия должностных лиц административного ответчика не соответствуют положениям Федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и положения инструкции о порядке приема, регистрации и проверки о преступлении в следственных органах системы Следственного комитета России, при этом нарушено его право на обращение в государственные органы, ответ Следственного комитета противоречит позиции Конституционного Суд Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе гражданина Панченко.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Следственный комитет Российской Федерации, руководитель второго отделения (контроля за следственными органами) контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю Сарайкин С.В., в качестве заинетересованного лица – прокуратура Алтайского края.

В судебное заседание административный истец не явился, находится в местах лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом приняты меры к обеспечению его участия в судебное заседание посредством системы видеоконференцсвязи, в назначенное судом время судебного заседания истец был этапирован в Железнодорожный районный суд г.Барнаула, в ходе рассмотрения дела административный истец на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административных ответчиков Следственного комитета России по Алтайскому краю и Следственного комитета России в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным письменно, с которыми истец ознакомлен.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Алтайского края в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным письменно, с которыми истец также ознакомлен.

Административный соответчик руководитель второго отделения (контроля за следственными органами) контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю Сарайкин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, срока рассмотрения административного дела и недопущения волокиты при рассмотрении административного дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца и административного соответчика.

Выслушав пояснения представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административный иск Бушмина А.И. предъявлен в пределах срока, установленного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, Бушмин А.И. обратился в Следственный комитет Российской Федерации с заявлением, датированным им ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил привлечь к уголовной ответственности судей Железнодорожного районного суда г.Барнаула за вынесение заведомо неправосудного судебного акта об изменении меры пресечения подсудимому Проваторову А.В., в связи с отменной этого акта судом апелляционной инстанции.

ДД.ММ.ГГГГ заявление Бушмина А.И. направлено Следственным комитетом для рассмотрения по территориальности в Следственное управление Следственного комитета России по Алтайскому краю, где было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом руководителя второго отделения (контроля за следственными органами) контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю Сарайкина С.В. ДД.ММ.ГГГГ заявителю сообщено, что исходя из доводов его обращения, оснований для проведения проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ не имеется, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение направлено для проверки доводов в прокуратуру Алтайского края, разъяснен порядок обжалования принятого решения, ответ получен заявителем (приложен к настоящему административному иску).

По результатам рассмотрения заявления Бушмина А.И. прокуратурой Алтайского края дан ответ ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Следственного комитета РФ от 11.10.2012 №72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» утверждена Инструкция «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

Согласно п. 20 указанной Инструкции заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступлений и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

Таким заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК РФ или Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования, а заявления, обращения направляются в вышестоящий судебный орган или в органы прокуратуры.

Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» к руководителям следственных органов Следственного комитета относятся в том числе руководители подразделений аппаратов следственных управлений и их заместители.

Изучив доводы административного истца, суд считает необходимым отметить, что требования упомянутой выше Инструкции при рассмотрении его обращения должностными лицами Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю соблюдены.

Оценивая все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что обращение Бушмина А.И. по существу рассмотрено уполномоченным должностным лицом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, в адрес административного истца направлен ответ по существу его обращения, несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует само по себе незаконности действий должностных лиц Следственного комитета при рассмотрении обращения.

Данный истцу ответ не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отмена вышестоящим судом судебного акта не свидетельствует о наличии в действиях вынесших его судей состава преступления, предусмотренного ст.305 УК РФ.

При этом суд учитывает то, что указанный в заявлении Бушмина А.И. судебный акт принят в отношении иного лица, тем самым права административного истца не затрагиваются.

Перенаправление Следственным управлением заявления Бушмина А.И. в Прокуратуру Алтайского края соответствует требованиям действующего законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан и о Следственном комитете Российской Федерации, а также не нарушает права административного истца.

Органы Следственного комитета Российской Федерации самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать должностное лицо принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что в удовлетворении заявленных Бушминым А.И. требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Бушмина Андрея Игоревича к Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю, руководителю второго отделения (контроля за следственными органами) контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю Сарайкину Станиславу Васильевичу, Следственному комитету России о признании действий незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий Е.А. Подберезко

Мотивированное решение вынесено 24.08.2022 года

2а-1882/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
СУ СК России по АК
Бушмин Андрей Игоревич
Ответчики
Следственный комитет Российской Федерации
Руководитель второго отделения (контроля за следственными органами) контрольно-следственного отдела Сарайкин Станислав Васильевич
Другие
Прокуратура Алтайского края
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Подберезко Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
13.05.2022Регистрация административного искового заявления
13.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Рассмотрение дела начато с начала
16.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.07.2022Судебное заседание
11.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее