Дело №88-6228/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 28 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф.,
судей Галимовой Р.М., Грудновой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-722/2019 по иску Сукманова Александра Андреевича к Челябинской таможне о взыскании денежных средств материального стимулирования, входящих в состав денежного содержания при расчете отпускных, компенсации за отпуск при увольнении, задолженности по заработной плате за работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Челябинской таможни на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Челябинской таможни Женалиной Н.Е. поддержавшей доводы кассационной жалоб, судебная коллегия,
установила:
Сукманов А.А. обратился в суд с иском к Челябинской таможне, окончательно настаивал на требованиях, в которых просил взыскать недополученные отпускные, недополученную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, денежное содержание за несение службы за пределами нормальной продолжительности служебного времени с начислением на невыплаченные денежные суммы компенсации за задержку выплат, а также денежную компенсацию морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в Челябинской таможне, 24 октября 2018 года был уволен с должности федерального государственного гражданского служащего - главного государственного таможенного инспектора Южно-Уральского таможенного поста (центр электронного декларирования) в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. В период прохождения службы представителем нанимателя при исчислении оплаты его отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении не учитывались выплаченные ему средства материального стимулирования, входящие в состав денежного содержания, не оплачено время исполнения им служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Неправомерными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания.
Решением Курчатовского районного суда г.Челябинска от 29 апреля 2019 года исковые требования Сукманова А.А. удовлетворены частично: с Челябинской таможни в пользу Сукманова А.А. взыскана задолженность по выплате отпускных за 2018 год в размере 4 998 руб. 89 коп., по выплате компенсации за отпуск при увольнении в размере 1 738 руб. 49 коп., компенсация за задержку выплат за период с 16 февраля 2018 года по 18 февраля 2019 года в размере 699 руб. 61 коп., компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., всего 12 436 руб. 99 коп., в удовлетворении остальной части иска Сукманова А.А. отказано; с Челябинской таможни в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 700 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2019 года решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 29 апреля 2019 года изменено в части размера задолженности по оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат; с Челябинской таможни в пользу Сукманова А.А. взыскана задолженность по оплате отпусков за 2018 год и по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 858 руб. 62 коп, компенсация за задержку выплат 677 руб. 79 коп., компенсация морального вреда в размере 5000 руб., всего 11 536 руб. 41 коп., это же решение в части взыскания с Челябинской таможни в доход местного бюджета государственной пошлины отменено; в остальной части решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы Сукманова А.А., Челябинской таможни - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 23 января 2020 года, Челябинская таможня просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Сукманов А.А. в судебное заседание кассационной инстанции не явился, извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия в соответствии с части 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ).
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Сукманов А.А. проходил службу в Челябинской таможне с 15 августа 1994 года.
В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ Сукманов А.А. был принят на должность <данные изъяты> Южно-Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования), ему установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада в размере 4 510 руб., месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 120 процентов этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до 2 должностных окладов, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и т.п.).
Дополнительным соглашением от 12 сентября 2012 года к служебному контракту от 12 января 2011 года установлен месячный оклад истца в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) - 4 781 руб. в месяц; дополнительное соглашение вступает в силу с 01 октября 2012 года; дополнительным соглашением от 16 января 2018 года размер месячного оклада установлен в размере 5 246 руб. в месяц, соглашение вступило в силу с 01 января 2018 года.
В соответствии с дополнительным соглашением от 20 августа 2012 года к служебному контракту от 12 января 2011 года Сукманову А.А. установлены иные условия служебного контракта - сменный режим работы; соглашение вступило в силу с 29 октября 2012 года; дополнительным соглашением от 24 сентября 2015 года к служебному контракту от 12 января 2011 года истцу установлена нормальная продолжительность служебного времени; дополнительное соглашение вступило в силу с 01 декабря 2015 года.
С октября 2012 года по ноябрь 2015 года включительно истцу был установлен сменный режим несения службы исходя из 12-часового рабочего дня с 09 часов утра до 21 часа вечера, с чередованием 2 рабочих дней и 2 выходных дней.
В период прохождения службы истцу ежегодно предоставлялись оплачиваемые отпуска в сентябре 2007 года, в мае 2008 года, сентябре- октябре 2008 года, в марте 2009 года, в декабре 2009 года, в июне-июле 2010 года, в октябре 2010 года, в мае-июне 201 1 года, в сентябре-октябре 2011 года, в июне 2012 года, в сентябре 2012 года, в июне 2013 года, в октябре 2013 года, в январе 2014 года, в июне 2014 года, в марте-апреле 2015 года, в августе 2015 года, в апреле 2016 года, в августе 2016 года, в марте 2017 года, в июне-июле 2017 года, с 26 марта 2018 года по 06 апреля 2018 года, с 09 июля 2018 года по 17 июля 2018 года.
В период прохождения службы с июня 2011 года июль 2013 года Сукманову А.А. осуществлялись выплаты дополнительного материального стимулирования в виде премии как федеральному государственному гражданскому служащему: за 1 квартал 2011 года - 5 892 руб., за 2 квартал 2011 года - 9 422 руб., за 3 квартал 2011 года - 12 456 руб., за 4 квартал 2011 года - 13 119 руб., за 1 квартал 2012 года - 10 918 руб., за 2 квартал 2012 года - 11 500 руб., за 3 квартал 2012 года - 14 01 1 руб., за 4 квартал 2012 года - 10 031 руб.
С июня 2013 года приказы стали именоваться приказами «О ежеквартальной поощрительной выплате сотрудникам таможни и материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим за квартал», которые издавались в соответствии с ежеквартальными приказами ФТС России. Согласно данным приказам истцу была осуществлена выплата средств материального стимулирования за 1 квартал 2013 года - 428 руб., за 2 квартал 2013 года - 11 374 руб., за 3 квартал 2013 года - 13 842 руб., за 4 квартал 2013 года - 15 772 руб.; с 2014 года приказы стали именоваться «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов за достижение контрольных показателей эффективности их деятельности». Согласно данным приказам истцу была осуществлена выплата средств материального стимулирования за 1 квартал 2014 года - 21 000 руб., за 2 квартал 2014 года - 22 185 руб., за 3 квартал 2014 года – 29 520 руб., за 4 квартал 2014 года - 14 456 руб., за 1 квартал 2014 года - 10 825 руб., за 2 квартал 2015 года - 14 643 руб., за 3 квартал 2015 года - 8 635 руб., за 4 квартал 2015 года - 12 314 руб., за 1 квартал 2016 года - 6 761 руб., за 2 квартал 2016 года - 9 115 руб., за 3 квартал 2016 года - 20 300 руб., за 4 квартал 2016 года - 13 250 руб., за 1квартал 2017 года – 10 176 руб., за 2 квартал 2017 года -8 980 руб., за 3 квартал 2017 года – 12 560 руб., за 4 квартал 2017 года - 14 000 руб., за 1 квартал 2018 года - 16 500 руб., за 2 квартал 2018 года - 16 000 руб., за 3 квартал 2018 года - 15 700 руб.
Выплата денежного содержания производилась своевременно.
24 октября 2018 года Сукманов А.А. уволен с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении истцу выплачена компенсация за 9 неиспользованных календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска за период службы с 01 по 31 декабря 2018 года в размере 11 484,61 руб.
При исчислении денежного содержания, принимаемого для расчета ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск, не были учтены фактически начисленные истцу суммы материального стимулирования.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Сукманова А.А. в части взыскания задолженности по выплате отпускных за 2018 год, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за задержку выплат за период с 16 февраля 2018 года по 18 февраля 2019 года, компенсации морального вреда, и отказывая в удовлетворении иска в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в расчете среднемесячного дохода ответчиком не учитывались выплаченные истцу суммы материального стимулирования, в связи с чем имеет место недоплата, при этом за периоды до января 2018 года истцом пропущен срок обращения в суд, о чем было заявлено ответчиком, оснований для восстановления пропущенного срока для взыскания задолженности по выплате отпускных за период с 2007 по 2017 годы, денежного содержания за несение службы за пределами нормальной продолжительности служебного времени за период с 2012 года по 2015 год судом не установлено, истцом доказательств уважительности пропуска срока не представлено.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о неправомерном исчислении ответчиком оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении из расчета среднего заработка в составе которого не были учтены выплаченные истцу суммы материального стимулирования. Вместе с тем, установив, что при расчете задолженности судом первой инстанции необоснованно применен районный коэффициент к суммам выплаченных средств материального стимулирования, суд апелляционной инстанции произвел собственный расчет задолженности по оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, изменив решение суда первой инстанции в указанной части.
Доводы кассационной жалобы Челябинской таможни, выражающие несогласие с выводами судов о том, что средства материального стимулирования входят в состав денежного содержания гражданских служащих, их следует учитывать при расчете отпускных, не могут быть служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года №18-4/10/В-2197, на которое содержится ссылка в кассационной жалобе, не регулирует вопросы включения материального стимулирования в состав довольствия при расчете среднемесячного дохода гражданских служащих, кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, нормативный характер данного письма не подтвержден.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решений судов не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанции, к субъективному толкованию норм материального права.
Нарушений норм материального или норм процессуального права, которые по смыслу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных постановлений на стадии их кассационного обжалования, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи