57RS0023-01-2021-004151-24
2а-2860/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
рассмотрев в здании суда в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Веселову С.В. о взыскании недоимки по уплате налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее: ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным иском к Веселову С.В. о взыскании задолженности по уплате налога и пени. В обоснование требований указала, что Веселов С.В. предоставил в адрес ИФНС России по г. Орлу налоговую декларацию на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ ДД.ММ.ГГ год, в которой заявил сумму налога, подлежащего уплате, в размере <данные изъяты> рублей. Административным ответчиком в установленный законом срок ДД.ММ.ГГ не оплачен налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГ год. Учитывая нарушение срока погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГ г. Веселову С.В. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ начислены пени в сумме <данные изъяты> рублей. В адрес Веселова С.В. было направлено требование №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ по уплате НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей, пени, начисленной на указанную недоимку в размере <данные изъяты> рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГ. в установленный срок требования исполнено не было. Ранее административным истцом подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате недоимки. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла от ДД.ММ.ГГ административному истцу отказано в вынесении судебного приказа в связи с истечением шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Указывают, что срок обращения в суд налоговым органом был пропущен по причине большого объема работы и недостатка сотрудников в штате.
На основании изложенного, ИФНС России по г. Орлу просит суд восстановить срок подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика Веселова С.В. задолженность в общей сумме <данные изъяты> рублей, из которых недоимка по НДФЛ за ДД.ММ.ГГ г. в размере <данные изъяты> рублей, пени за несвоевременность уплаты недоимки по НДФЛ за ДД.ММ.ГГ г за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> рублей.
На основании определения Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Суд, исследовав материалы дела, полагает административные исковые требования налогового органа не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность, уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункт 5 статьи 227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно производят исчисление и уплату налога.
Пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений этой статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее ДД.ММ.ГГ, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Веселов С.В. представил в ИФНС Росси по г. Орлу налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГ, указав сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период в размере <данные изъяты> рублей.
В установленный срок, т.е. до ДД.ММ.ГГ, административный ответчик сумму налога не уплатил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из указанных правовых норм, налоговый орган начислил Веселову С.В. пени за несвоевременную уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГ г. в общей сумме <данные изъяты> рублей за период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Административному ответчику налоговым органом направлено требование №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей, пени, начисленной на указанную недоимку, в размере <данные изъяты> по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ.
Однако до настоящего времени указанное налоговое требование не исполнено административным ответчиком в полном объеме, налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГ г. и пени по нему до настоящего времени не оплачены.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.
Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
ИФНС России по г. Орлу обратилось к мировому судье судебного участка №1 Советского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Веселова С.В. спорной недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла от ДД.ММ.ГГ ИФНС России по г. Орлу в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано, поскольку заявление подано с пропуском установленного законом срока, а вопрос восстановления пропущенного процессуального срока к компетенции мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит.
ДД.ММ.ГГ налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным иском, в котором просит суд восстановить процессуальный срок на его подачу.
В этой связи суд учитывает следующее.
В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного административным истцом срока на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями, налоговый орган сослался на большой объем работы и недостаток сотрудников в штате.
Вместе с тем, к уважительным причинам пропуска установленного срока на обращение в суд с требованием о взыскании относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях следования установленного порядка обжалования.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем им должны быть обеспечена возможность своевременного обращения в суд с исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Следовательно, законных оснований для восстановления срока на обращение в суд с рассматриваемым иском, по заявленным административным истцом доводам, не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Согласно разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 26 Постановления Пленума от 27.12.2016 № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Поскольку на дату обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки с Веселова С.В.., административный истец утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пеней в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствуют доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Веселову С.В. о взыскании недоимки по уплате налога и пени оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течении двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Председательствующий Т.Н. Горбачева