Дело № 2-3717/2021
УИД: 59RS0004-01-2021-005426-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шпигарь Ю.Н.,
при помощнике Бобиной Н.А.,
с участием прокурора Позняка А.В.,
истца Ульяновой О.В.,
представителя ответчика некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - Бадертдиновой Н.Р., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми в интересах Ульяновой О В к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обществу с ограниченной ответственностью «Полярис» о возмещении ущерба, причиненного в результате затопления,
у с т а н о в и л:
Прокурор Свердловского района г. Перми, действуя в защиту интересов Ульяновой О.В., Демичевой В.П., обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее – Фонд) о взыскании, возмещения причиненного ущерба в сумме 176 978 руб., расходов на проведение оценки в сумме 8 000 руб.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Ульяновой О.В. о нарушении законодательства при проведении капитального ремонта, в ходе которой установлено, что Ульянова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющаяся пенсионером по старости, проживает по адресу: <Адрес> Совместно с Ульяновой О.В. проживает её мать – Демичева В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющаяся <данные изъяты> Жилое помещение - однокомнатная квартира по адресу: <Адрес> принадлежит Ульяновой О.В. на праве собственности. В целях проведения капитального ремонта систем теплоснабжения, холодного водоснабжения (ХВС), горячего водоснабжения (ГВС), водоотведения, электроснабжения, подвальных помещений многоквартирного дома <Адрес>, между Фондом и ООО Полярис» 30.09.2019 заключен договор №КР-200167/2019/ЭА. В рамках исполнения названного договора ООО «Полярис» выполнены работы по капитальному ремонту систем холодного и горячего водоснабжения в многоквартирном <Адрес>. Согласно актам приемки выполненных работ от 25.03.2020, подписанных представителями Фонда, работы по капитальному ремонту систем холодного, горячего водоснабжения соответствуют условиям договора и приложениям к нему, включая техническое задание, проектно-сметную документацию, локальный сметный расчет, иную документацию, устанавливающую требования к выполнению работ по капитальному ремонту. Гарантийный срок на выполненные работы составляет 5 лет. Согласно заявлению Ульяновой О.В., направленному 15.12.2020 в адрес Фонда, 22.07.2020 произошла разгерметизация стояка ГВС в <Адрес> многоквартирного <Адрес> в <Адрес>, в результате которой произошло затопление квартир №44, 47, 50. Согласно информации, изложенной в заявлении Ульяновой О.В., уровень воды в <Адрес> составлял от 10 до 20 см. 30.12.2020 составлен акт осмотра ведущим инженером Фонда, по результатам которого 15.01.2021 в адрес подрядчика ООО «Полярис» направлено требование об устранении выявленных недостатков. 11.01.2021 Ульянова О.В. уведомила Фонд о проведении независимой экспертизы. Согласно отчету ООО «Проспект» №22ЕУ/21 стоимость ремонта отделки составила 135 539 руб., стоимость ущерба имуществу – 41 439 руб., общий размер ущерба, причиненного Ульяновой О.В., включая затраты необходимые для ремонта – 176 978 руб. На проведение оценки Ульяновой О.В. понесены расходы в размере 8 000 руб.
Определением суда, занесенным протокол предварительного судебного заседания от 31.08.2021, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Полярис.
Определением суда, занесенным протокол предварительного судебного заседания от 20.09.2021, по ходатайству прокурора истец Демичева В.П. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Прокурор в судебном заседании на требованиях искового заявления настаивал.
Истец Ульянова О.В. дополнила требования, просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., указав, что была вынуждена длительное время отстаивать свои права, нарушенные Фондом, обращаться в ООО «ЖилСтандарт-Н», прокуратуру Свердловского района, прокуратуру Пермского края, Жилищную инспекцию. В результате чего испытывала стресс, был причинен вред ее здоровью. Она вынуждена спать на полу, поскольку единственное спальное место - диван, в результате затопления прогнил. В этот период у истца была сломана нога, не восстановившись, ей пришлось ходить по различным инстанциям. Нагрузка на ноги спровоцировала обострение ряда заболеваний.
Представитель ответчика некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика ООО «Полярис» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом. Представитель ООО «ЖилСтандарт-П» представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В силу ч.1, ч.2 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
На основании п.6.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу положений п.8.3 ст.13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно п.3 ч.1 ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В целях реализации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края постановлением Правительства Пермского края №939-П от 22.07.2013 создана Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» путем ее учреждения. При этом установлено, что Фонд осуществляет функции регионального оператора (пункты 1, 2).
В судебном заседании установлено, что Ульянова О.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, управление домом осуществляет ООО «ЖилСтандарт-П».
30.09.2019 между Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (заказчик) и ООО «Полярис» (подрядчик) заключен договор №КР-200167/2019/ЭА на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Перми, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества, в том числе многоквартирного <Адрес> в <Адрес>, в порядке, объеме и сроки, предусмотренные договором (пункт 1.1).
25.03.2020 Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» составлен акт приемки выполненных работ по капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию элементов многоквартирного дома, законченных капитальным ремонтом по адресу: <Адрес>.
Из заявления Ульяновой О.В., адресованного в Фонд капитального ремонта, следует, что 22.07.2020 в час ночи произошла разгерметизация стояка ГВС в <Адрес> <Адрес> результате произошло затопление в квартире 50, и в последствии в квартире 47 и 44 (л.д.21).
30.12.2020 некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» составлен акт осмотра с участием ведущего инженера ФИО7 по адресу: <Адрес> (л.д.24), в ходе которого установлено, что при входе в квартиру чувствуется запах сырости, обои собственниками выброшены в связи с наличием плесени, на наружной стене в кухне имеется плесень, в комнате на обоях следы подтеков, обои частично отклеились, на оконных откосах появились плесень, разбухли полки в шкафу-купе, также указано, что отмеченные недостатки появились в результате протечки в квартире 50.
15.03.2021 истец обратилась в Фонд с претензией, приложив свидетельство о праве собственности, акт осмотра от 30.12.2020 (л.д.31).
Согласно отчету №22 ЕУ/21 от 24.02.2021 ООО «Проспект» рыночная стоимость объекта оценки по адресу: <Адрес>, составляет 176 978 руб., включая стоимость ремонта, отделки и стоимость ущерба, причиненного имуществу (мебель).
Расходы истца на составление указанного отчета составили 8 000 руб.
Каких-либо доказательств, опровергающих представленные истцом в подтверждение своей позиции документы, ответчиками не представлено, сумма ущерба не оспорена (ст.56 ГПК РФ).
При этом, обязанность по возмещению причиненного истцу ущерба должна быть возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», поскольку данная организация в силу прямого указания закона несет ответственность перед собственниками помещений за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Ссылка ответчика на то, что обязательства по возмещению причиненного собственникам ущерба ввиду ненадлежащего выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов лежат на подрядчике, судом во внимание не принимается в силу следующего.
Так, согласно п.п.4, 11 ч.2, ч.6 ст.182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Региональный оператор несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с ч.1 ст.188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации ответственность за убытки, причиненные собственнику помещения в многоквартирном доме при проведении работ по капитальному ремонту подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, возложена на регионального оператора.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, региональный оператор, как заказчик работ на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, несет перед собственниками помещений в таком доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств привлеченными им подрядными организациями в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Ответственность регионального оператора за причинение собственнику помещения в многоквартирном доме убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств не ограничивается размером взносов на капитальный ремонт, внесенных этим собственником.
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» является региональным оператором, действует на основании Жилищного кодекса РФ и Закона Пермского края от 11.03.2014 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», в связи с чем, именно на Фонд следует возложить обязанность по возмещению ущерба истцу, соответственно в удовлетворении требований к подрядной организации следует отказать, как к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в пользу Ульяновой О.В. подлежит взысканию возмещение ущерба, причиненного затоплением, в размере 176 978 руб.
Кроме того, учитывая, что истцом в целях определения размера причиненного ей ущерба понесены расходы на оплату оценочных услуг в размере 8 000 руб., такие расходы являются убытками истца и в силу ст.15 ГК РФ подлежат возмещению ответчиком.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку взыскание компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий действиями (бездействиями) ответчика в соответствии с правилами статей 151, 1099 - 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 739,56 руб.
Руководствуясь ст., ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возмещение ущерба, причиненного затоплением, в пользу Ульяновой О В 176 978 руб., расходы по оплате услуг оценщика в размере 8 000 руб.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 739,56 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий Ю.Н.Шпигарь
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021
Подлинный судебный акт находится в материалах гражданского дела №2-3717/2021 Ленинского районного суда г. Перми