Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
01 февраля 2018 г. г. С.
Центральный районный суд г. С. Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в защиту интересов Герасимова Б. Е. к администрации г. С. и Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения и предоставлению благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор г. С. обратился в суд в интересах Герасимова Б.Е. с иском к администрации г. С. и Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения и предоставлению благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора г. С. - Коган Я.М. заявленные требования поддержала и мотивировала их тем, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Илларионовой А.В. о защите нарушенных жилищных прав ее брата Герасимова Б.Е. в части непредоставления последнему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Герасимов Б.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Лазаревского районного суда г. С. от ДД.ММ.ГГГГ родители Герасимова Б.Е. были лишены родительских прав. Распоряжением городской управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р над малолетнем Герасимовым Б.Е. установлена опека. Указала, что с ДД.ММ.ГГГГ Герасимов Б.Е. зарегистрирован по месту жительства: г. С., <адрес>-В, <адрес>, однако собственником, либо нанимателем жилого помещения он не является. Право Герасимова Б.Е. на жилое помещение подтверждается заключением Департамента городского хозяйства администрации г. С. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости включения Герасимова Б.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Список детей оставшихся без попечения родителей), подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Герасимов Б.Е. был включен в Список детей оставшихся без попечения родителей, что подтверждается приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-жс. Указала что, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Пояснила, что Герасимову Б.Е. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен, чем нарушены его жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В соответствии со статьями 2 и 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Указала, что в случае если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв.м на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв.м. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пояснила, что в 2015 году городу Сочи на осуществление полномочий по обеспечению жильем 21 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 22 471, 6 тыс. руб., из них 16 853, 7 тыс. руб. из средств краевого бюджета, 5 617, 9 тыс. руб. из средств федерального бюджета. Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено уменьшение размера субвенций городу-курорту С. на приобретение жилых помещений для детей-сирот до 5 617,9 тысяч рублей. В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социального развития и семейной политики края и администрацией г. С., и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № размер субвенций из средств краевого бюджета составил 5 617,9 тыс. рублей (для обеспечения жильем 5 лиц указанной категории, при нахождении на учете по г. С. 170 лиц, в том числе 59 совершеннолетних, подлежащих обеспечению жильем). В дальнейшем финансирование сокращено до 0 руб., в связи с чем квартиры в 2015 году для граждан, подлежащих обеспечению по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретались. В 2016 году на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 2301,3 тыс. руб., из расчета на 2 квартиры, администрации города доведены решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на очереди состояло 56 граждан указанной категории, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 79, трижды торги признаны не состоявшимися, квартиры для граждан указанной категории не приобретены. В истекшем периоде 2017 года на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 14 282,5 тыс. руб., из расчета на 12 квартир, администрации города доведены решением Городского С., вместе с тем на учете состоит 185 граждан указанной категории. Администрацией города Сочи иные меры на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кроме как объявление аукционов на покупку квартир, не принимаются. По приведенным основаниям просила обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для Герасимова Б.Е. и обязать администрацию г. С. предоставить Герасимову Б.Е. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
В судебном заседании по данному делу представитель администрации г. С. по доверенности Язвенко М.В. возражал против заявленных прокурором г. С. исковых требований. Указал, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на IV квартал 2017 года» утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Краснодарскому краю в размере 36 969 рублей. В соответствии с Методикой определения средней расчетной рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по районам муниципального образования город-курорт С., утвержденной постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №. в 4 квартале 2017 года установлена средняя расчетная рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Центральном районе муниципального образования город-курорт С. в размере 74 449 рублей. Пояснил, что размер предоставляемых субвенций из средств краевого бюджета чрезмерно занижен, что препятствует приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период 2013-2017 года муниципальным образованием неоднократно организовывались аукционы по приобретению специализированных жилых помещений, которые были признаны не состоявшимися по указанным выше причинам. Утверждал, что заниженный размер субвенций на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей препятствуют реализации программы по предоставлению приведенным выше лицам специализированных жилых помещений бесплатно. Таким образом, предоставление жилого помещения возможно только по мере выделения денежных средств в виде краевых субвенций, что не позволяет исполнить решение суда в течение ближайших лет, то есть разумного срока исполнения судебного акта. По приведенным основаниям, просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором г. С. исковых требований.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседания не явился, ходатайств об отложении заседания суду не заявил и не представил доказательств уважительности причин своей неявки, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом - факсимильной связью и по адресу его электронной почты, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ его неявка в судебное заседания не является препятствием к рассмотрению судом настоящего гражданского дела в отсутствие данного лица.
В судебное заседание третье лицо – Герасимов Б.Е. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адресованном суду ходатайстве просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, указал, что в настоящее время он и его представитель постоянно проживают в <адрес>.
В адресованных суду пояснениях Герасимов Б.Е. заявленные требования прокурора г. С. поддержал и просил их удовлетворить. Указал, что по адресу его регистрации в <адрес> г. С. проживает его мать, которая была лишена родительских прав и ведет асоциальный образ жизни. Пояснил, что до достижения им восемнадцати лет он проживал в <адрес>, в квартире его тёти – Тихоновой Н.А., которая являлась его опекуном. Уточнил, что в настоящее время ему приходится постоянно проживать у своих знакомых и друзей, поскольку в квартире его тёти в настоящее время нет места для его проживания.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу требований ст.ст. 27 и 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ государством каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу с п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. В случае если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв.м.
Согласно Положению о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Илларионовой А.В. о защите нарушенных жилищных прав Герасимова Б.Е. в части непредоставления последнему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной проверкой установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Герасимов Б.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Лазаревского районного суда г. С. от ДД.ММ.ГГГГ родители Герасимова Б.Е. были лишены родительских прав.
Распоряжением городской управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р над малолетнем Герасимовым Б.Е. установлена опека.
Согласно паспорту гражданина РФ №, с ДД.ММ.ГГГГ Герасимов Б.Е. зарегистрирован по адресу: г. С., <адрес>-В, <адрес>.
В соответствии с заключением Департамента городского хозяйства администрации г. С. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Герасимова Б.Е. необходимо включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Список детей оставшихся без попечения родителей), подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-жс Герасимов Б.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Сведения о зарегистрированных правах Герасимова Б.Е. на недвижимое имущество в материалах дела отсутствуют и сторонами суду не представлены.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (принят Законодательным С. Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Судом установлено, что до настоящего времени Герасимовым Б.Е. не реализовано его право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Как следует из пояснений прокурора и установлено судом, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социального развития и семейной политики края и администрацией г. С., и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №, размер субвенций из средств краевого бюджета составил 5 617,9 тыс. рублей (для обеспечения жильем 5 лиц указанной категории, при нахождении на учете по г. С. 170 лиц, в том числе 59 совершеннолетних, подлежащих обеспечению жильем). В дальнейшем финансирование сокращено до 0 руб., в связи с чем, квартиры в 2015 году для граждан, подлежащих обеспечению по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, муниципальным образованием город-курорт С. не приобретались.
В 2016 году на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 2 301,3 тыс. руб., из расчета на 2 квартиры, администрации города доведены решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на очереди состояло 56 граждан указанной категории, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 79, трижды торги признаны не состоявшимися, квартиры для граждан указанной категории муниципальным образованием город-курорт С. не приобретены.
В истекшем периоде 2017 года на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 14 282,5 тыс. руб., из расчета на 12 квартир, администрации города доведены решением Городского С., вместе с тем на учете состоит 185 граждан указанной категории. Иные меры на реализацию полномочий по обеспечению жильем граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кроме как объявление аукционов на покупку квартир, администрацией города Сочи не принимаются.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Герасимову Б.Е. до настоящего времени не предоставлено специализированное жилое помещение по причине бездействия органов местного самоуправления, а также Министерства труда и социального развития Краснодарского края, поскольку по достижению Герасимовым Б.Е. 18 летнего возраста последнему в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилье представлено не было.
Суд признает обоснованным довод прокурора, что невыполнение государственными органами, на которые возложена обязанность по защите прав и законных интересов социально незащищенной категории детей-сирот, повлекло для Герасимова Б.Е. нарушение его жилищных прав, гарантированных действующим законодательством.
При установленных судом обстоятельствах требования прокурора г. С. о признании незаконным бездействия администрации города Сочи и Министерства труда и социального развития Краснодарского края по обеспечению Герасимова Б.Е. жилым помещением муниципального специализированного фонда подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г. С. в защиту интересов Герасимова Б. Е. к администрации города Сочи и Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения и предоставлению благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Герасимова Б. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 03 12 №, выданный отделом управления по г. С. УФМС России по Краснодарскому краю в <адрес> 14.08.2012г., зарегистрированного по адресу: г. С., <адрес>-В, <адрес>.
Обязать администрацию г. С. предоставить Герасимову Б. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 03 12 №, выданный отделом управления по г. С. УФМС России по Краснодарскому краю в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному по адресу: г. С., <адрес>-В, <адрес>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, в порядке очередности.
Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ
СУДЬЯ: