Решение по делу № 2-437/2018 от 07.06.2018

2-437/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля     2018     года                                                                                     г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего - судьи Тахтобиной О.П.,

при секретаре Молоновой С.Б.,

с участием истца Старкова В.Л.,    представителя ответчика Кравченко Н.Н.,      рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению Чурсинова А.В., Старков В.Л., Багаутдинов Ф.Ф., Филимонов К.И., Цыбикова Т.Б., Швец А.С., Устьянцева Т.В.     к АО «Читаэнергосбыт»    о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Гр. Чурсинова А.В., Старков В.Л., Багаутдинов Ф.Ф., Филимонов К.И., Цыбикова Т.Б., Щвец А.С., Устьянцева Т.В.        обратились     в суд с исковым заявлением к АО «Читаэнергосбыт», в котором с учетом уточнения просят признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по перерасчету в сторону доначисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по лицевым счетам, открытым на имя истцов, по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, аннулировать задолженность по оплате за электроэнергию на ОДН, указав при этом, что истцы проживают в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Истцы добросовестно оплачивают за потребленную электроэнергию, в том числе и на ОДН, однако, ответчик предъявил требования о погашении задолженностей за электроэнергию на общедомовые нужды числящейся за истцами: Чурсиновой А.В. в размере <данные изъяты> рублей, Старковым В.Л. – <данные изъяты> рублей, Багаутдиновым Ф.Ф. – <данные изъяты> рублей, Филимоновым К.И. – <данные изъяты> рублей, Цыбиковой Т.Б. – <данные изъяты> рублей, Щвец А.С. – <данные изъяты> рублей, Усольцевой Т.В. – <данные изъяты> рублей, между тем, как указывают истцы, оснащение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, общедомовым прибором учета было произведено с нарушением действующего законодательства, данный прибор был установлен без согласия и в отсутствие собственников квартир МКД, акт допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета собственниками квартир не подписывался. Начисление платы за электроэнергию на ОДН производится исходя из показаний ОДПУ, с чем истцы не согласны, поскольку показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.

Истцы Чурсинова А.В., Багаутдинов Ф.Ф., Филимонов К.И., Цыбикова Т.Б., Щвец А.С., Устьянцева Т.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Истец Старков В.Л.    в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований, просил признать незаконным действия АО «Читаэнергосбыт» по перерасчету в сторону доначисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил. Также истец Старков В.Л. пояснил, что установленный общедомовой прибор учета электроэнергии длительное время не функционирует, находится в нерабочем состоянии.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Кравченко Н.Н. в судебном заседании иск не признала, и при этом пояснила, что филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - «Бурятэнерго» для многоквартирного <адрес> был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Начисление за электроэнергию на ОДН производится исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установка общедомового прибора учета собственниками жилых помещений многоквартирного дома не оспаривалась, в сентябре и ноябре 2015    года были произведены перерасчеты платы за электроэнергию на ОДН в сторону доначисления с учетом показаний общедомового прибора учета.

Представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» Сбродова Н.Г. просила дело слушанием отложить в связи с участием представителя в судебном заседании Верховного Суда Республики Бурятия, ходатайство оставлено судом без удовлетворения, документов, подтверждающих уважительность причины неявки в судебное заседание, не представлено, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.п. 10, 11 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ст.36 Жилищного кодекса РФ предусмотрен состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

          Согласно ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

     В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 05.08.2014 г. №252 с 1 июня 2014 г. на территории Республики Бурятия статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен АО «Читаэнергосбыт».

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, ПАО «МРСК Сибири» - сетевой организацией. Истцы Чурсинова А.В., Старков В.Л., Багаутдинов Ф.Ф., Филимонов К.И., Цыбикова Т.Б., Щвец А.С., Устьянцева Т.В.        проживают в многоквартирном <адрес>, между истцами и АО «Читаэнергосбыт» заключены договоры энергоснабжения в связи с фактическим подключением абонентов к присоединенной сети. Согласно выпискам из финансовых лицевых счетов потребителей Чурсиновой А.В., Старкова В.Л., Багаутдинова Ф.Ф., Филимонова К.И., Цыбиковой Т.Б., Щвец А.С., Устьянцевой Т.В., а также объяснений представителя ответчика Кравченко    следует, что в сентябре и ноябре 2015 года были произведены перерасчеты платы за электроэнергию на ОДН в сторону доначисления с учетом показаний общедомового прибора учета.    Согласно акту    от ДД.ММ.ГГГГ    года ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» допуска приборов учета электрической энергии в эксплуатацию следует, что многоквартирный жилой <адрес> был оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии с заводским номером .

В соответствии с ч.1 ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренные договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения не урегулированным настоящим кодексом применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.

Согласно п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Согласно п.137 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля

В силу п.152 названного Постановления Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Поскольку коллективный прибор учета введен в эксплуатацию сетевой организацией без уведомления и участия гарантирующего поставщика, собственников жилья, следует признать, что допуск этого прибора учета в данном многоквартирном доме незаконен.

Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.

Согласно данному Приказу названные критерии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Из справки администрации МО «<адрес>» следует, что в многоквартирном <адрес>     капитальный ремонт общего имущества, в том числе системы электроснабжения, не производился. В данном доме действует непосредственный способ управления.

Между тем, на момент установки данного общедомового прибора учета электроэнергии обследование жилого дома не проводилось, не проверялась техническая возможность установки данного прибора, соответствующий акт не составлялся, доказательств обратного суду не представлено.

При таких условиях, установку ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» общедомового прибора учета в указанном МКД нельзя признать соответствующей указанным критериям, произведенной при наличии технической возможности установки данного прибора, что в целом позволяет сделать вывод о том, что общедомовой прибор учета электрической энергии не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электроэнергию на общедомовые нужды.

Доводы, приведенные представителями ответчика, третьего лица в данном случае не имеют значения для разрешения правового спора.

В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей по 31.12.2016 г.) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется по формуле 12. При расчетах учитываются такие данные как, объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета.

Согласно п.17 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.

Ни представителем ответчика, ни представителем третьего лица суду не представлены доказательства, позволяющих сделать вывод о достоверности показаний ОДПУ, данных, послуживших основанием для расчета по формуле №12 объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанном выше многоквартирном доме. Согласно приведенным выше Правилам исполнитель обязан проверять состояние индивидуальных приборов учета и достоверность предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.

При таких обстоятельствах, прийти к бесспорному выводу о достоверности правильности расчета объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанном выше многоквартирном доме, оснований не имеется, вследствие чего суд приходит к выводу о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на ОДН по формуле №12.

Как следует из материалов дела и установлено судом, показания общедомового прибора учета электроэнергии учтены при исчислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды, между тем, с учетом изложенного выше, суд находит действия ответчика, связанные с перерасчетом в сторону доначисления платы за электроэнергию на ОДН с применением показаний ОДПУ, незаконными, вследствие этого считает незаконным, нарушающим права истца как потребителя, включение в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с учетом показаний общедомового прибора учета. Расчет платы подлежит исчислению в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, определяющей объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.

С учетом изложенного выше, суд считает исковые требования Старкова В.Л. и других подлежащими удовлетворению, на ответчика должна быть возложена обязанность произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 за период с 01 июня 2014 года по настоящее время.

При таких условиях, суд считает исковые требования Старкова В.Л. и других обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истцы были освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Чурсиновой А.В., Старкова В.Л., Багаутдинова Ф.Ф., Филимонова К.И., Цыбиковой Т.Б., Щвец А.С., Устьянцевой Т.В.        - удовлетворить.

Признать незаконным действия АО «Читаэнергосбыт» по перерасчету в сторону доначисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести истцам     перерасчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по лицевому счету , открытый на имя Чурсиновой А.В., по лицевому счету , открытый на имя Старкова В.Л., по лицевому счету , открытый на имя Багаутдинова Ф.Ф., по лицевому счету , открытый на имя Филимонова К.И., по лицевому счету , открытый на имя Цыбиковой Т.Б., по лицевому счету , открытый на имя Щвец А.С., по лицевому счету , открытый на имя Устьянцевой Т.В., по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета соответствии с формулой 15 приложения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, аннулировать задолженность, числящейся за Чурсиновой А.В., Старковым В.Л., Багаутдиновым Ф.Ф., Филимоновым К.И., Цыбиковой Т.Б., Щвец А.С., Устьянцевой Т.В.        по оплате за электроэнергию на ОДН.

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Город Кяхта» государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

         Судья                                    п/п                                     Тахтобина О.П.

07.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2018Передача материалов судье
09.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2018Подготовка дела (собеседование)
22.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2018Судебное заседание
09.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее