Дело № 2-386/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный Республики Коми
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.
при секретаре Юркиной В.В.
с участием представителя истца Бражниченко О.М.
представителя ответчика Канева В.В.
представителя ООО «Жилфонд» Турубанова Р.В.
представителя ТО Управления Роспотребнадзора по РК в Койгородском районе Землянской И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок 11 декабря 2018 года гражданское дело по иску прокурора Койгородского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Койгородок» об обязании оборудовать контейнерные площадки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Койгородского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Койгородок» об обязании в срок до 01.06.2019 года оборудовать контейнерные площадки, расположенные по ул.Вадорская, д.19, ул.Набережная, д.18, ул.Набережная, д.87, ул.Набережная, д.97б, ул.Набережная, д.107, ул.Набережная, д.114, ул.Набережная, д.117, ул.Интернациональная, д.3, ул.Интернациональная, д.81а, ул.Интернациональная, д.87, ул.Мира, д.21а, ул.Мира, 22, ул.Мира, д.36, ул.Мира, д.74-78, ул.Мира, д.148, ул.Советская, д.41, ул.Советская, д.46а, ул.Советская, д.58, ул.Совхозная, ул.Кооператоров, пер.Школьный, д.38, ул.Строителей, пер.Набережный, ул.Полевая, д.5, ул.Полевая. д.11, ул.Полевая, д.17, ул.Полевая, д.25, бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зеленым насаждением.
В обоснование иска указала, что в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение «Койгородок» определены места для сбора твердых коммунальных отходов с установкой на них мусорных контейнеров, вместе с тем 36 контейнеров установлены с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, не оборудованы специальными площадками или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
06.12.2018 прокурор уточнил свои требования, представив заявление, в котором просил обязать администрацию сельского поселения «Койгородок» в срок до 01.06.2019 оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул.Набережная д.87, ул.Набережная д.97б, ул.Интернациональная д.111, ул.Интернациональная д.121, ул.Интернациональная д.3, ул.Интернациональная д.81а, ул.Мира д.21а, ул.Мира д.66, ул.Мира д.74-78, ул.Мира д.148, ул.Советская д.40, ул.Советская д.45а, ул.Совхозная, ул.Кооператоров, пер.Школьный д.38, ул.Строителей, ул.Полева д.11, бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями.
В судебном заседании представитель прокуратуры на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании согласился с уточненными исковыми требованиями прокурора.
Представитель ООО «Жилфонд», привлеченный в качестве третьего лица, в судебном заседании согласился с уточненными исковыми требованиями прокурора.
Представители Администрации МР «Койгородский», Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми, привлеченные судом в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.
Представитель ООО «Ухтажилфонд», привлеченный судом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе, привлеченный судом в качестве третьего лица, в судебном заседании согласился с требованиями прокурора.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Положениями п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Уставом муниципального образования сельского поселения «Койгородок» к вопросам местного значения поселения также относится участие в организации по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.3 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм права можно сделать вывод, что к ведению органов местного самоуправления относится полномочия в области обращения с отходами, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных расходов.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение «Койгородок» определены места для сбора твердых коммунальных отходов с установкой на них мусорных контейнеров, однако 36 контейнеров установлены с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, не оборудованы специальными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
В ходе рассмотрения дела постановлением главы администрации сельского поселения «Койгородок» №08/11 от 13.11.2018 была утверждена схема размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения «Койгородок».
Как было установлено судом контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул.Набережная д.87, ул.Набережная д.97б, ул.Интернациональная д.111, ул.Интернациональная д.121, ул.Интернациональная д.3, ул.Интернациональная д.81а, ул.Мира д.21а, ул.Мира д.66, ул.Мира д.74-78, ул.Мира д.148, ул.Советская д.40, ул.Советская д.45а, ул.Совхозная, ул.Кооператоров, пер.Школьный д.38, ул.Строителей, ул.Полева д.11, не оборудованы бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями.
Поскольку обязанность по сбору твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест (площадок) твердых коммунальных отходов возложена на орган местного самоуправления, а также, учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что контейнерные площадки не соответствуют требованиям СанПин, что, в свою очередь, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, изложенные в заявлении от 06.12.2018г.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Койгородского района удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Койгородок» в срок до 01 июня 2019 года оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул.Набережная д.87, ул.Набережная д.97б, ул.Интернациональная д.111, ул.Интернациональная д.121, ул.Интернациональная д.3, ул.Интернациональная д.81а, ул.Мира д.21а, ул.Мира д.66, ул.Мира д.74-78, ул.Мира д.148, ул.Советская д.40, ул.Советская д.45а, ул.Совхозная, ул.Кооператоров, пер.Школьный д.38, ул.Строителей, ул.Полева д.11, бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (с.Койгородок, ул.Мира, д.1а) в течение тридцати дней со дня его принятия.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 11.12.2018