УИД 47RS0005-01-2020-004745-08
Гражданское дело № 2-391/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Выборг 01 февраля 2024 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником Наторхиным Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Барсегян Нвард Абраамовне, Недзельской Ольге Ивановне, Босамыкиной Анне Васильевне, Лепешкину Алексею Викторовичу, Лепешкиной Светлане Сергеевне и Скирде Назару Николаевичу о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с исковыми требованиями к Барсегян Нвард Абрамовне, Скирде Назару Николаевичу, Лепешкиной Светлане Сергеевне, Лепешкину Алексею Викторовичу, Недзельской Ольге Ивановне, Босамыкиной Анне Васильевне о признании отсутствующим права собственности вышеуказанных граждан на земельный участок с кадастровым номером № в части пересечения площадью 131521 кв.м, в границах определенных координатами заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 12-01/733 от 05 апреля 2022 года, исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения площадью 131521 кв.м, в границах определенных координатами заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 12-01/733 от 05 апреля 2022 года.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит суд признать отсутствующим права собственности Скирда Назара Николаевича, Лепешкиной Светланы Сергеевны, Лепешкина Алексея Викторовича, Недзельской Ольги Ивановны, Босамыкиной Анны Васильевны на земельный участок с кадастровым номером № в части пересечения площадью 131521 кв.м, на земельный участок с кадастровым номером № в части пересечения площадью 635 кв.м, расположенных по адресу Ленинградская область, Выборгский район, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования – для ведения сельского хозяйства в соответствии с определенными в заключениях координатами; исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения площадью 131521 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения площадью 635 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Прокурор Ленинградской области, администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области», Управление Росреестра по Ленинградской области, МТУ «Росимущество» в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, СПК «Рябовский».
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок из категории земель лесного фонда с кадастровым номером №.
Ответчикам Скирде Назару Николаевичу, Лепешкиной Светлане Сергеевне, Лепешкину Алексею Викторовичу, Недзельской Ольге Ивановне, Босамыкиной Анне Васильевне принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером №, который имеет пересечение с земельным участком лесного фонда на площади 131521 кв.м, а также земельный участок кадастровым номером 47:01:1310001:1365, который имеет пересечение с земельным участком лесного фонда на площади 635 кв.м. Запись в ЕГРН о правах ответчиков на вышеуказанные земельные участки нарушает права Российской Федерации.
Земельные участки с кадастровыми номерами № образованы из земельного участка с кадастровым номером 47:01:1314001:475, который ранее принадлежал Барсегян Н.А. на основании договора купли-продажи земельного участка № 3073-з от 29 августа 2008 года, право собственности Барсегян Н.А. зарегистрировано 17 августа 2016 года.
Истец указал, что поскольку право собственности Барсегян Н.А. возникло после 01 января 2016 года, то положения п. 3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, применению не подлежат.
По мнению истца земельные участки с кадастровыми номерами № в сельскохозяйственных целях не используются.
Истец указал, что принятое 10 мая 2023 года Межведомственной рабочей группой по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории Ленинградской области и оформленное протоколом № 37 от 10 мая 2023 года, не аннулирует ранее принятое решение, оформленное протоколом от 21 октября 2021 года.
Ответчики, администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и СПК «Рябовский» возражали в удовлетворении исковых требований указав, что 23 августа 2023 года на основании решения, принятого 10 мая 2023 года Межведомственной рабочей группой по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории Ленинградской области и оформленного протоколом № 37, из сведений государственного лесного реестра исключены сведения об учете в составе земель лесного фонда территорий земельных участков с кадастровыми номерами №. Решение Межведомственной рабочей группы от 10 мая 2023 года, равно как и исключение Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 23 августа 2023 года из лесного реестра сведений о земельных участков с кадастровыми номерами №, в судебном порядке истцом не оспаривались, незаконными не признаны.
Постановлением Правительства Ленинградской области № 589 от 24 августа 2023 года утвержден генеральный план МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, согласно которому территория земельных участков с кадастровыми номерами №, отнесена к категории земель населенных пунктов. Вышеуказанное постановление Правительства Ленинградской области истцом также не оспаривалось, незаконным не признано.
Ответчики, администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и СПК «Рябовский» полагают, что с учетом вышеуказанных обстоятельств, спор о принадлежности территории земельных участков с кадастровыми номерами № разрешен в административном порядке, указанные участки не относятся к землям лесного фонда. Истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку Российская Федерация не является владеющим собственником.
Третьи лица Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Прокурор Ленинградской области, ЛОГКУ «Управление лесами Ленинградской области» возражали в удовлетворении исковых требований. По ходатайству Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГКУ «Управление лесами Ленинградской области» к материалам дела приобщен акт Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» № 16-8/2 от 23 августа 2023 года, согласно которому сведения о земельных участков с кадастровыми номерами № исключены из государственного лесного реестра.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежаще уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон «О государственной регистрации недвижимости») государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52 постановления Пленума 7 Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 года № 4613-1, статей 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ, земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральной собственности. В лесной фонд подлежат включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Ж РФ), вступившего в силу 01 января 2007 года, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) было предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о лесных участках и об их границах.
Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с частью 3 статьи 42.6, частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации лесные участки относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, и не предоставляются в частную собственность.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм права лесные участки находятся исключительно в собственности Российской Федерации и не подлежат передаче в частную собственность. Право собственности Российской Федерации на лесные участки является ранее возникшим правом и до внесения сведений в ЕГРН подтверждается сведениями государственного лесного реестра. Местоположение границ лесных участков до внесения сведений в ЕГРН также подтверждается сведениями государственного лесного реестра. Таким сведения являются общедоступной информацией.
Из материалов дела следует, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок общей площадью 2 592 360 795 кв.м с кадастровым номером 47:01:0000000:501 по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, в том числе кварталы 1-73 Рябовского сельского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 18 февраля 2005 году на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Ж РФ) и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 47-АБ 264402.
В соответствии со ст. 4 Закона СССР от 13 декабря 1968 года № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» вся земля в СССР составляла единый государственный земельный фонд, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из шести категорий земель, в числе которых выделялись земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 23 вышеуказанного Закона СССР землями сельскохозяйственного назначения признавались все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
В соответствие со статьями 10 и 22 Закона СССР от 13 декабря 1968 года № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» предоставление земель сельскохозяйственного назначения в бессрочное пользование осуществлялось на основании решений исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся.
С момента вступления в силу Закона СССР от 13 декабря 1968 года № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» и до 27 октября 1993 года (дата вступления в силу Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России») право владения и право постоянного пользования землей удостоверялось государственным актом.
На основании государственного акта на право пользования землей А-I № 011553 совхозу «Рябовский» в постоянное бессрочное пользование для сельскохозяйственных целей предоставлен земельный участок площадью 6366 га.
09 сентября 1993 года постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградкой области № 2608 произведено перераспределение земель совхоза.
28 ноября 2005 года утвержден проект территориального землеустройства - перераспределения земель СПК «Рябовский» (ранее совхоз «Рябовский», АОЗТ «Рябовский»). Общая площадь земельных участков, находящихся в пользовании составила 1932,47 га, в аренде 602,72 га. Утверждены площади земельных участков, находящиеся в долевой собственности, предоставленные гражданам при реорганизации совхоза – 1577,85 га.
29 августа 2008 года администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области заключил с СПК «Рябовский» договор купли-продажи земельного участка площадью 188293 га с кадастровым номером №. Сведения об указанном земельном участке по результатам были внесены в государственный кадастр недвижимости 18 декабря 2007 года.
05 августа 2016 года СПК «Рябовский» продал указанный земельный участок Барсегян Н.А..
Согласно выписке из ЕГРН от 27 декабря 2019 г. земельный участок с кадастровым номером № площадью 188293 кв.м., находящийся по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Приморское городское поселение», вблизи пос. Озерки, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства, принадлежал на праве собственности Барсегян Н.А., право собственности зарегистрировано 18 августа 2016 года.
Право собственности Барсегян Н.А. на земельный участок с кадастровым номером № возникло на основании договора купли-продажи от 25 августа 2016 года, заключенного с сельскохозяйственным кооперативом «Рябовский» (далее - СПК «Рябовский»).
Барсегян Н.А. с 17 августа 2016 года по 18 августа 2021 года принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 188293 кв.м., находящийся по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Приморское городское поселение», вблизи пос. Озерки, кадастровый номер №, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства.
Из материалов дела также следует, что согласно Лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества (2021), предыдущее лесоустройство лесничеств в составе Рощинского лесхоза было проведено ФГУП «Севзаплеспроект» в 2005 году.
В 2008 году границы земельного участка с кадастровым номером № были согласованы в установленном законом порядке уполномоченным органом государственной власти в области лесных отношений, территория этого участка согласно материалам лесоустройства 2005 года не относилась к составу земель лесного фонда.
Земельный участок с кадастровым номером № образован путем последовательного раздела земельных участков с кадастровыми номерами №, что подтверждается приобщенными к материалам дела кадастровым паспортами (от 20 декабря 2005 года № 36/05-15673, от 06 июня 2006 года № 36/06-8217, от 08 февраля 2007 года № 36/07-337, от 21 июня 2007 года № 06/07-2188, от 18 декабря 2007 года № 06/07-4403).
Как указано в заключении специалиста ООО «Нордстрой» от 18 августа 2023 года кадастрового инженера Леменковой С.Г., территория земельного участка с кадастровым номером №, из состава которого образованы участки с кадастровыми номерами №, полностью входит в состав земель, предоставленных государственным актом А-I № 011553 совхозу «Рябовский» в постоянное бессрочное пользование для сельскохозяйственных целей, земельный участок с кадастровым номером № образован путем последовательного раздела земельных участков с кадастровыми номерами №.
С учетом изложенного, территория земельного участка с кадастровым номером № входила в состав земель, предоставленных совхозу «Рябовский» для сельскохозяйственных целей на основании государственного акта А-I № 011553, выданного Исполнительным комитетом Выборгского районного Совета депутатов.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 28 июня 2021 года Барсегян Н.А. продала земельный участок с кадастровым номером 47:01:1314001:475 Скирда Н.Н., Лепешкину А.В., Лепешкиной С.С.. Право собственности было зарегистрировано 18 августа 2021 года.
08 ноября 2021 года Скирда Н.Н. на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок произвел отчуждение свей доли Недзельской О.И. и Босамыкиной А.В.. Право собственности зарегистрировано 09 ноября 2021 года.
09 декабря 2021 года Скирда Н.Н., Лепешкина С.С., Лепешкин А.В., Недзельская О.И. и Босамыкина А.В. приняли решение о разделе земельного участка с кадастровым номером № на два земельных участка.
01 февраля 2022 года проведено межевание земельного участка в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, поставлены на кадастровый учет 02 марта 2022 года.
Требования истца сводятся к признанию права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № отсутствующим на основании того, что указанные земельные участки из владения Российской Федерации не выбывали, в целях сельскохозяйственного назначения не используются, приватизация лесного участка, расположенного в границах спорных земельных участков произведена незаконно, без согласия Российской Федерации, в лице уполномоченных органов и с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.
Между тем доказательств, отвечающих требованиям достоверности, относимости и допустимости, в подтверждение довода о принадлежности истцу на праве собственности спорного имущества, а также факта владения и пользования земельным участком истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав истца регистрацией нрава собственности ответчиков на спорный объект.
Так, с 11 августа 2017 вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
Согласно статье 7 указанного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом № 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Поскольку права предшествующего правообладателя спорного земельного участка СПК «Рябовский», возникли до 01 января 2016 года, то к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Следовательно, принадлежность земельных участков с кадастровыми номерами № к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № (в настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами №) относился к землям сельскохозяйственного назначения на момент принятия решения о передаче его в собственность Барсегян Н.А..
Доводы истца о том, что на момент государственной регистрации ответчиком прав на земельный участок с кадастровым номером № (в настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами №) в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № категория земель -земли лесного фонда, противоречат материалам дела и выводам эксперта о том, что местоположение границ земельного участка с кадастровым № № определено на 19 мая 2008 года, внесено в ЕГРН не позднее 15 июня 2008 года, ошибок в ходе исполнения кадастровых работ не выявлено, границы участка согласованы в установленном порядке с заинтересованными лицами, в том числе и с лесным фондом, в ходе кадастровых работ и их оформления исполнителем не допущены ошибки, которые в дальнейшем внесены в ЕГРН.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон № 280-ФЗ от 29 июля 2017 года, которым внесены изменения в статью 14 Закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21 сентября 2017 года № 1793-0, 1794-0, 1795-0, от 24 февраля 2022 года № 423-0).
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении статьи 14 Закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01 января 2016 года, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя (в отношении земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения - дополнительно устанавливать факты использования данных участков по целевому назначению).
Из материалов дела следует, что первоначальному собственнику спорного земельного участка совхозу «Рябовский» земли были предоставлены на праве постоянного бессрочного пользования для сельскохозяйственных целей на основании Государственного Акта A-I № 011553. В соответствии с Планом землепользования совхоза «Рябовский» из состава Государственного акта, Рощинский опытно-показательный ЛИХ применительно к спорной территории, которой впоследствии был присвоен кадастровый номер №, являлся смежным землепользователем. Указанное обстоятельство также подтверждается материалами землеустроительного дела, из которых усматривается, что границы земельного участка с кадастровым номером №, как участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, согласованы 22 мая 2008 года директором Рощинского лесничества - филиала ЛОГУ «Управления лесами Ленинградской области» комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Турченюком В.Н..
Истцом, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГКУ «Ленобллес» не предоставлено доказательств отсутствия у Турченюка В.Н. прав на согласование границ земельного участка.
Заключением экспертизы № 221206-ЛОС-6307, проведенной ООО «Глобус» от 28 декабря 2022 года, установлено, что спорная территория находится в пределах границ н.п. Озерки, в планируемой функциональной зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домам.
Границы земельного участка с кадастровым номером № были определены на основании землеустроительного дела ООО «Тайвола-холдинг» от 04 июня 2008 года.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № определено на 19 мая 2008 года, внесено в ЕГРН не позднее 15 июня 2008 года.
Границы земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 в ЕГРН не внесены.
Реестровая ошибка при межевании земельного участка с кадастровым номером 47:01:1314001:475 не обнаружена.
Земельный участок с кадастровым номером № состоял из внешнего и внутреннего контуров. Внешний контур земельного участка с кадастровым номером № (в том числе участков с кадастровыми номерами № и № закреплен на местности металлическими профильными квадратными трубами наружной высотой в 1 м (70% характерных точек), а также металлическими прутьями 0,5 м длиной, толщиной в 1 см (10% характерных точек), закрепление остальных точек не обнаружено.
Частично внешние границы участка с кадастровым номером № закреплены канавами (3% границ), частично заборами смежных землепользователей (0,5%). В остальных местах обозначение территории отсутствует.
Внутренний контур земельного участка с кадастровым номером № (в том числе участков с кадастровыми номерами №) находится под слоем воды - в том числе заболочен, таким образом выявить закрепление территории внутреннего контура не представилось возможным.
К территории участка с кадастровым номером № подходит ЛЭП.
На территории участка с кадастровым номером № ориентировочной площадью 2700 кв.м (1,8% от площади участка) осуществлена отсыпка территории песком, на территории отсыпки размещены 2 грузовика, трактор, автобус - времянка, подключенный временным подключением к электричеству.
Часть территории участка с кадастровым номером № захвачена заборами смежных землепользователей, также выявлено 3 постройки иных лиц, расположенные на участке: туалет около участка с кадастровым номером № полностью, септик около участка с кадастровым номером № полностью, хозпостройка около участка с кадастровым номером № частично.
Участок с кадастровым номером № ориентировочно на 16% территории участок обводнен. Участок с кадастровым номером № на момент осмотра не используется, ориентировочно на 70% территории участок обводнен.
В ходе исследования участков и применительно к лесным выделам на дату осмотра выявлено:
- отсутствие закрепления участкового лесничества, отсутствие закрепления квартала и выделов натурными знаками лесоустроительными и/или лесохозяйственными;
- несоответствие (визуальное) лесной растительности по составу породы и количественному соотношению пород указанным в планшете и таксационной выписке применительно к выделу № 37 - указано, что преимущественный состав деревьев - сосны 80%, на местности ориентировочный состав - сосны до 20%, преимущественно березы;
- несоответствие выдела № 20 по плотности лесной растительности - на 55% территории лесная растительность отсутствует - в выписке указана плотность насаждений 0,6;
- несоответствие выдела № 21 по плотности лесной растительности - на 25% территории (не в границах спорной территории) лесная растительность отсутствует, имеется застройка участков населенного пункта Озерки - в выписке указана плотность насаждений 0,7;
- несоответствие выдела № 28 по плотности лесной растительности - на 35% территории (не в границах спорной территории) лесная растительность отсутствует, имеется застройка участков населенного пункта Озерки - в выписке указана плотность насаждений 0,6;
- не соответствие границ выдела № 37 по плотности лесной растительности - на 30% территории лесная растительность отсутствует территория заболочена - в выписке указана плотность насаждений 0,5;
- часть территории 20,21,28 в границах предоставленных схем застроена индивидуальными жилыми домами, в том числе сформированы земельные участки категории населенный пункт - например, кадастровые номера № (вывод основан на привязке схемы выделов 20,21,28 к координатной системе МСК 47 экспертом и сведениях о местоположении указанных участков согласно ЕГРН).
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером № не внесены в ГКН экспертом установлено отсутствие пересечения со спорными земельными участками.
Суд считает, что заключение «Севзаплеспроект» о наличии наложений границ земельных участков на земли лесного фонда, не может быть принято в качестве доказательства указанного обстоятельства, так как земли лесного фонда не отмежеваны, на кадастровый учет по результатам межевания не поставлены, лесоустроительный планшет также не содержит сведений о местоположении границ земельных участков.
Согласно Актам обследования КУМИГ от 21 сентября 2023 года при натурном обследовании земельного участка, проведенном 21 сентября 2023 года установлено, что на участках ведется сельскохозяйственная деятельность – пчеловодство (размещены 38 ульев), осуществлена планировка территории и ее отсыпка гравийной смесью, созданы условия для содержания кроликов и птицы, размещены передвижные бытовки, трактор и иная автомобильная техника, обеспечена электрификация.
В соответствие с приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» пчеловодство является видом сельскохозяйственного использования земельного участка, учтенным в Классификаторе под кодом 1.12.
Наличие древесно-кустарниковой растительности само по себе не является доказательством фактического владения территорией Российской Федерацией. В материалы дела истцом не представлено доказательств того, что древесно-кустарниковая растительность появилась на спорных участках до момента предоставления территории совхозу Рябовский, а не вследствие действий совхоза или последующих правообладателей.
Ссылка истца на постановление Губернатора Ленинградской области от 18 января 1999 года № 12-пг не доказывает принадлежность территории спорных земельных участков к категории земель лесного фонда, поскольку вышеуказанное постановление регламентирует переоформление ранее предоставленных сельскохозяйственным организациям участков лесного фонда на право безвозмездного пользования.
При таких обстоятельствах, принадлежность участка с кадастровым номером № (в настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами 47:01:1310001:1365 и 47:01:1310001:1364) к категории земель сельскохозяйственного назначения подтверждается первоначальными правоподтверждающими и правоустанавливающими документами.
В целях исполнения положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ) Рослесхозом и Росреестром в письме № ИВ-03-54/13151 «О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ» от 18 сентября 2017 года установлено, что на территориях субъектов Российской Федерации мероприятия по устранению противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР целесообразно осуществлять в рамках деятельности межведомственных рабочих групп, с включением в ее состав представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, территориальных органов Рослесхоза, ФГБУ «Рослесинфорг», территориальных органов Росреестра, филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», а также при необходимости представителей иных органов государственной власти, в том числе обеспечив привлечение к участию в деятельности Рабочих групп представителей органов прокуратуры и МВД России.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно приказу Рослесхоза от 19 июня 2015 года № 199 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу» Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Северо-Западного федерального округа.
С учетом изложенного, решения межведомственных рабочих групп принимаются с участием территориальных органов Рослесхоза, на территории Ленинградской области - с участием Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
Пунктом 10 принятого во исполнение положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» письма Рослесхоза и Росреестра № ИВ-03-54/13151 «О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ» от 18 сентября 2017 года установлено, что сведения о земельных и лесных участках, в отношении которых рабочей группой приняты решения с иными кодами, нежели 10 и 11, применяются территориальными органами Росреестра, филиалами ФГБУ «ФКП Росреестра», Рослесхозом, органами власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по ведению ГЛР и предоставлению лесных участков, при выполнении мероприятий по устранению противоречий в сведениях государственных реестров в части изменения сведений о категории земель земельных (лесных) участков, изменения сведений о границах лесных участков, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
С учетом изложенного, решения принятые межведомственной рабочей группой, созданной на основании постановления Губернатора Ленинградской области от 18 января 2012 года № 5-пг «Об образовании межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории Ленинградской области», с участием представителей Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу являются обязательными для исполнения органами государственной власти Ленинградской области, которым переданы полномочия по ведению ГЛР, а также и самим Рослесхозом.
Протоколом межведомственной рабочей группы от 10 мая 2023 года принято решение в целях устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН применить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № код 12 и исключить из сведений ГЛР указанные земельные участки. Как следует из протокола решение принято единогласно.
Вышеуказанное решение, принятое межведомственной рабочей группы от 10 мая 2023 года, не оспорено, в судебном порядке незаконным не признано.
Согласно акта Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» № 16-8/2 2023 от 23 августа 2023 года, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № исключены из государственного лесного реестра на основании протокола Межведомственной рабочей группы от 10 мая 2023 года, согласно которому принято решение в целях устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН применить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47№ код 12 и исключить из сведений ГЛР указанные земельные участки.
Действия по исключению из ГЛР сведений о земельных участках с кадастровыми номерами № истцом не оспорены, и в судебном порядке незаконными не признаны.
Спор о не принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами № к категории земель лесного фонда был разрешен в административном порядке.
Согласно конституционному принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции, суд не подменяет собой органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Игнорирование решений уполномоченного органа, принятых в пределах его компетенции, является нарушением конституционного принципа разделения властей (вмешательством в деятельность органов местного самоуправления) и подменой судебным актом решения уполномоченного органа (определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2020 года № 310-ЭС20-15447 по делу № А83-8686/2019, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 октября 2021 года № 18-КАД21-57-К4, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2021 года № 56-КАД21-2-К9).
Постановлением Правительства Ленинградской области № 589 от 24 августа 2023 года утвержден генеральный план МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области. Согласно утвержденному генеральному плану территория на которых расположены земельные участки с кадастровыми номерами № отнесены к категории земель населенных пунктов.
Соответственно, спорные земельные участки отмежеваны в 2008 году, право собственности на них возникло до 2016 года, согласно сведениям ЕГРН имеют категорию – земли сельскохозяйственного назначения, из ГЛР исключены, расположены на земельном участке отнесенным к категории земель населенных пунктов, в связи с чем основания для признания права собственности на земельный участок отсутствующим судом не установлены, требования удовлетворению не подлежат.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-391 ░░ 2024 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.