29RS0018-01-2021-003755-39
Дело № 2-2894/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Архангельск 11 октября 2021 г.
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,
при секретаре Лелековой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нивиной Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности,
установил:
Нивина И.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаты по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 460 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что проходила у ответчика службу, 1 апреля 2021 г. уволена в связи с выходом на государственную пенсию. При расчете компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках ответчиком в расчет среднего заработка не включены выплачиваемые средства материального стимулирования.
В ходе рассмотрения дела истец в лице представителя Митина Е.С. уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика: недоплату за предоставленные отпуска в 2018 г. в размере 31 019 руб. 06 коп., недоплату за предоставленные отпуска в 2019 г. в размере 62 167 руб. 12 коп., недоплату за предоставленные отпуска в 2020 г. в размере 79 819 руб. 91 коп., недоплату за предоставленные отпуска в 2021 г. в размере 22 671 руб. 89 коп., а также недоплату по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 40 177 руб. 01 коп., компенсацию, выплачиваемую при увольнении, в размере 4 окладов, в размере 134 882 руб. 44 коп.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без ее участия, направила для участия в судебном заседании своего представителя Митина Е.С., который отказался от исковых требований в части взыскания компенсации, выплачиваемой при увольнении, в размере 4 окладов в размере 134 882 руб. 44 коп., на остальных требованиях настаивал. Полагал, что срок на обращение с заявлением в суд истцом не пропущен.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Садомец Д.Б. против удовлетворения исковых требований истца возражал, настаивал на доводах отзыва, в котором указано, что с исковыми требованиями не согласны, так как суммы материального стимулирования являются выплатами, произведенными сверх установленного фонда оплаты труда, которые не входят в состав денежного содержания государственного служащего, и потому не учитывались при исчислении спорных сумм. Заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Определением суда от 11 октября 2021 г. производство по делу в части требований Нивиной И.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации, выплачиваемой при увольнении, в размере 4 окладов в размере 134 882 руб. 44 коп. прекращено, в связи с принятием судом отказа от иска в данной части.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям ч. 1-2, 5 и 10 ст. 50 указанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что Нивина И.В. проходила государственную гражданскую службу, с 20 мая 2002 г. по 1 апреля 2021 г., на день увольнения замещала должность <данные изъяты>
Приказом ответчика от 30 марта 2021 г. № 2.1.3-02/32 служебный контракт с истцом расторгнут 1 апреля 2021 г. в связи с выходом на пенсию по старости (п. 3 ч. 1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.
В силу положений п. 17 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с п. 10 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ оплата отпуска производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска,
Частью 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В суд с иском истец обратилась 31 мая 2021 г.
Поскольку истец была уволена 1 апреля 2021 г., срок на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, истец не пропустила.
Касательно требований о взыскании недоплаты за предоставленные отпуска, истцом пропущен срок на взыскание оплаты отпусков, день оплаты по которым наступил за год до обращения в суд, а именно до 31 мая 2020 г. таким образом, истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям о взыскании недоплаты по предоставленным отпускам в 2018, 2019 гг., а также в 2020 г. с 16 января 2020 г. по 29 января 2020 г. и в период с 20 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 16 постановления от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» разъяснил, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного ст. 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
На наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд по требованиям об оплате отпусков, срок оплаты по которым наступил до 31 мая 2020 г, сторона истца не ссылалась, в ходе рассмотрения дела наличие таких причин судом не установлено.
В силу положений ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с истечением срока исковой давности или признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с пропуском срока обращения в суд, отсутствием уважительных причин пропуска такого срока, исковые требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск (оплате отпусков), представленных в 2018, 2019 гг., а также в 2020 г. с 16 января 2020 г. по 29 января 2020 г. и в период с 20 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г. удовлетворению не подлежат.
При увольнении истцу выплачена компенсация за 34,91 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, как следует из расчетного листка, предоставленного ответчиком.
В период службы соответствующими приказами ответчика истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и разовые премии (в 2019, 2020,2021 гг.), разовые премии ответчиком также относились к средствам материального стимулирования.
Вместе с тем, как указывает истец в исковом заявлении, произведенные выплаты материального стимулирования ответчиком не учитывались при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск ко дню увольнения, а также, соответственно, не были учтены при начислении денежного содержания на период предоставляемых отпусков в 2020 г. и в 2021 г.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как усматривается из материалов дела, дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих ответчика производилось и в последующие годы, для чего ФНС России был разработан и утвержден механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, при оплате отпусков.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности – Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Учитывая изложенное, материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций за неиспользованный отпуск.
Ответчик конррасчет применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ не предоставил.
Согласно расчету истца, с учетом выплаченных сумм денежного стимулирования, истцу полагалось бы к доплате: компенсация за неиспользованный отпуск в размере 40 177 руб. 01 коп., денежное содержание за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 31 августа 2020 г. по 25 сентября 2020 г. в размере 35 927 руб. 46 коп., за период с 21 ноября 2020 г. по 30 ноября 2020 г. в размере 11 039 руб. 32 коп., за период с 15 февраля 2021 г. по 5 марта 2021 г. в размере 22 671 руб. 89 коп.
Суд, проверив расчет истца, находит его верным.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению частично, в пользу истца с ответчика надлежит взыскать задолженность по денежному содержанию в размере 109 815 руб. 68 коп.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Нивиной Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области Ненецкому автономному округу в пользу Нивиной Ирины Владимировны задолженность в размере 109 815 руб. 68 коп.
В удовлетворении остальных требований Нивиной Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 г.
Председательствующий Л.В. Ушакова