ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-4727/2023
Судья первой инстанции: Колоцей М.В.
Дело № 2-1446/2022
УИД: 91RS0001-01-2022-003946-94
23 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: | Бондарева Р.В. |
судей: | Синани А.М., Подлесной И.А. |
при секретаре: | Подвезной Т.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чрагяна Давида Робертовича к ФКУ «Военному комиссариату Республики Крым», третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить пенсию, по апелляционной жалобе Чрагяна Давида Робертовича на решение Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2022 года Чрагян Д.Р. обратился с иском к ФКУ Военному комиссариату Республики Крым и просил признать решение Военного комиссариата <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, обязать ответчика назначить и выплатить пенсию за выслугу лет с момента обращения за ее назначением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Чрагян Д.Р. просит отменить судебное решение, оспаривая выводы суда первой инстанции, поскольку полагает, что суд неверно истолковал нормы материального права, так как на 2020 г. он имел 12,5 лет военной выслуги и 25 лет общего трудового стажа.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц в судебное заседание5 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав истца, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда соответствует.
Как установлено судом первой инстанции, Чрагян Д.Р. проходил военную службу в вооруженных силах Украины с 1990 г.
Приказом начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины от ДД.ММ.ГГГГ № с военной службы в запас в связи с сокращением штатов на основании подпункта "г" пункта 63 Положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками (мичманами) ВСУ в связи с реформированием ВСУ, согласно приказа командира войсковой части А 2934 от ДД.ММ.ГГГГ №, и исключен из списков личного состава части.
На ДД.ММ.ГГГГ календарная выслуга истца составила 15 лет 00 месяцев 17 дней, в льготном исчислении - 15 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Чрагян Д.Р., по достижению возраста 45 лет обратился в Военный комиссариат Республики Крым с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с пенсионным законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Военного комиссариата <адрес> и <адрес> Республики Крым истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет по основаниям отсутствия данного права согласно законодательству Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1), а именно статьей 13 закона.
При этом законодателем определены дополнительные условия назначения пенсии за выслугу лет: выслуга лет на военной службе должна составлять 20 лет и более (пункт "а" части первой статьи 13) или достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями - достижение 45-летнего возраста и наличие общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (пункт "б" части первой статьи 13).
Исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 398-ФЗ, при обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 года.
Федеральным законом от 01.12.2014 года № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» имеют:
- граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц: являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01 января 2015 года, и членов их семей;
- проходившие по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенные с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и члены их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.) в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в Вооружённых Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Данная позиция разъяснена решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13 апреля 2007 г. № 01-1/5-06, согласно которому выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях по месту прохождения службы в одном из государств-участников Соглашения военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения, перерасчёту по новому месту жительства не подлежит.
При этом частью 2 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что размер денежного довольствия (заработка) для установления пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном для государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Статьёй 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что в денежное довольствие для исчисления пенсии, учитывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1074, подпунктом «в» пункта 2 которого установлено, что военная служба граждан Российской Федерации в воинских формированиях государств-участников Содружества Независимых Государств засчитывается в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки при условии их перевода в установленном порядке в воинские формирования Российской Федерации.
При апелляционном пересмотре дела установлено, что истец в воинских формированиях России не служил, а, являясь военнослужащим иностранного государства, уволен со службы в Украине до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации.
Как установлено судом, истец был уволен с военной службы до достижения 45-летнего возраста по сокращению штата и имеющаяся у него выслуга составляет 15 лет 00 месяцев 17 дней, то есть менее 25 лет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Чрагян Д.Р. не имеет права на пенсию за выслугу лет, исходя из правил, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ни по одному из установленных данной нормой оснований).
Также судом обоснованно указано, что на истца, как на лицо, не являвшегося по состоянию на 31 декабря 2014 года получателем пенсии, назначенной в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и не проходившим по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, не может быть распространено действие Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Чрагян Д.Р. в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на содержание статей 11, 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", полагая, что ему гарантирована социальная защита в виде права на назначение пенсии по достижению 45-летнего возраста по выслуге лет.
Судебная коллегия полагает, что данный довод жалобы не основан на нормах материального права, приведенные в данных статьях Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ правовые нормы применяется в системной взаимосвязи с частью 1 указанной статьи и предписывает недопустимость уменьшения размеров пенсий, пособий, компенсаций, иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых признанным гражданами Российской Федерации лицам по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Таких гарантий для истца не установлено, поскольку Чрагяну Д.Р. по состоянию на 21 февраля 2014 года не была назначена пенсия и он не являлся получателем оспариваемой пенсии за выслугу лет в денежной форме.
В данном случае оснований для применения положений нормативно-правовых актов государства Украины при разрешении вопроса о назначении истцу пенсии за выслугу лет, при условии наличия законодательно установленного предписания о применении с 1 января 2015 года на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя пенсионного законодательства Российской Федерации, не имеется.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 г. № 1-П не свидетельствует о неправильности принятого судом решения, поскольку положения Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на него не распространяются.
Судом первой инстанции нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на их переоценку.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта в апелляционном порядке, в жалобе не приведено, позиция апеллянта направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи: