Решение по делу № 33-8126/2016 от 15.04.2016

Судья Малкова Я.В.                  дело № 33-8126/2016

учет № 22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2016 года                              город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Нурмиева М.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Шакировой З.И.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 02 октября 2015 года, которым постановлено: исковые требования удовлетворить.

Обязать Кабинет Министров Республики Татарстан предоставить Резвовой О.И. жилищную субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения.

Исковые требования Резвова И.В., действующего в интересах Резвовой О.И. к Министерству финансов Республики Татарстан о предоставлении субсидии оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Валеева Р.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя Резвова И.В. - Махмутова Ф.Ф., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Резвов И.В., действующий в интересах Резвовой О.И. обратился в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указал, что его несовершеннолетняя дочь Резвова О.И., 27 января 2005 года рождения, страдает заболеванием, которое входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение, однако до настоящего времени ответчик не предоставил Резвовой О.И. жилищную субсидию на приобретение жилого помещения.

Представитель истца в суде первой инстанции иск поддержал.

Представители Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан иск не признали.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. В жалобе отмечается, что согласно нормативному акту предусмотрена возможность предоставления субсидии инвалидам и семьям имеющих детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при условии того, что они приняты на учёт для представления жилья как малоимущие. Однако истцом не представлены документы, подтверждающие о признании их малоимущими. Финансирование по предоставлению жилищной субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан на финансовый год. Однако, Законом Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 107-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства на выделение субсидии (единовременной денежной выплаты) для приобретения жилых помещений не предусмотрены, в связи с чем, предоставить Резвовой О.И. жилищную субсидию на приобретение жилого помещения не представляется возможным. Данная мера поддержки может быть реализована только при наличии финансирования.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом «б» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Одновременно решение вопросов социальной поддержки инвалидов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что Кабинет Министров Республики Татарстан наделен полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 8.2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2014 года № 63-3РТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей - инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в данном перечне и признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.

При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.

Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

С учетом приведенных выше норм материального права, судебная коллегия считает, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, и предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения.

Судом установлено, что несовершеннолетняя дочь истца - Резвова О.И., 27 января 2005 года рождения, страдает заболеванием, которое входит в перечень заболеваний, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и имеет право на дополнительную жилую площадь.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан №1792 от 14 марта 2013 года Резвов И.В., имеющий ребенка-инвалида, составом семьи из пяти человек поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.

Принимая решение о возложении на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанности предоставить истцу жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что Резвов И.В., имеющий ребенка-инвалида органом местного самоуправления поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, его дочь страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, правильной оценке представленных доказательств и подтверждаются материалами дела.

При этом отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для отказа в предоставлении предусмотренной законом меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года № 63-3РТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» порядок реализации статей 4 - 8.2 настоящего Закона устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Довод апелляционной жалобы о том, что Резвовой О.И. не может быть предоставлена субсидия в связи с тем, что ее семья не является малоимущей, нельзя признать обоснованным, поскольку статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном понимании и толковании норм права, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют, основаниями к его отмене служить не могут.

Суд первой инстанции дал правильную правовую оценку всем собранным по делу доказательствам и верно применил к установленным правоотношениям нормы материального права, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и по существу направлены на иное толкование норм права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 02 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-8126/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Резвова О.И.
Резвов И.В.
Ответчики
Кабинет М.Р.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
12.05.2016Судебное заседание
16.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее